Российская космонавтика легко переживет аварию «Союза»

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Первое за 35 лет ЧП с пилотируемым запуском российского космического корабля уже кардинально поменяло планы работ на орбите, причем не только планы Роскосмоса, но и NASA, которое мертвым узлом завязано на российские «Союзы».

Так как Роскосмос приостановил дальнейшие запуски на МКС, пока не будут найдены причины аварии (а это может занять месяцы), то не исключен вариант, что нынешний экипаж станции придется возвращать на Землю до прибытия сменщиков. А это означает, в свою очередь, необходимость консервации МКС на время беспилотного полета, затем ее расконсервацию — то есть работы, не предусмотренные штатным расписанием Роскосмоса, NASA, ESA и прочих участников проекта.


Как и предполагал «Ридус», некоторые российские комментаторы немедленно затянули песню о том, что аварию «Союза» тоже подстроили американцы. Однако по горячим следам всплывают менее шпионизированные версии — в основном указывающие на обычное разгильдяйство.

Возникает догадка, которую можно сделать еще до завершения работы госкомиссии: никакие оргвыводы не в состоянии исправить эту беду, столь же вечную, как дураки и дороги. Потому что три предыдущие аварии были так или иначе следствием именно этой беды.

Глава Института космической политики Иван Моисеев поэтому полагает, что независимо от результатов расследования аварии «Союза-ФГ», кардинальных перемен в судьбе российской космонавтики не произойдет.

Судя по уже имеющейся информации, причина аварии кроется, скорее всего, в бракованном клапане второй ступени. Расследование этой аварии поэтому, скорее всего, не продлится дольше месяца — примерно столько расследовались предыдущие однотипные аварии, когда запускались „Прогрессы“. А поскольку следующий старт пилотируемого корабля к МКС должен состояться до конца года, то время для подготовки в этому пуску еще есть, — сказал он «Ридусу».

При этом возможные оргвыводы никак не влияют на график «пусконаладочных» работ: бюрократия бюрократией, а техника техникой.

Точно так же, считает Моисеев, авария «Союза-ФГ» не отразится на сотрудничестве России с ее партнерами по МКС.

Даже если бы вчерашний пуск прошел без происшествий, США в любом случае планируют ввести в строй собственный пилотируемый корабль к середине будущего года. После этого „Союзы“ будут комплектоваться только российскими экипажами, — говорит эксперт.

Самый плохой вариант развития событий может выглядеть так: Роскосмос не успевает запустить пилотируемую миссию к МКС до декабря, а находящийся сейчас на ее борту экипаж по каким-то причинам (хотя бы сугубо личным, имеют право) не захочет продлевать свою командировку.

Это станет беспрецедентным — хотя в каком-то смысле тоже полезным — опытом за весь период эксплуатации МКС.

Станция ни одного дня с самой первой миссии не находилась в беспилотном режиме. Ни у одной из стран-участниц на сегодня нет опыта ее эксплуатации „без присмотра“. Точно так же нет опыта ее консервации и последующей расконсервации. Поэтому если все же станет понятно, что Роскосмос не укладывается в сроки смены экипажа, ему и NASA придется в авральном порядке разрабатывать регламенты таких работ, и сколько это займет времени — пока сказать невозможно, — предполагает Моисеев.

Вчерашняя авария по понятным причинам окрашена в эмоционально темные тона, но с технологической точки зрения ничего особо критического не произошло, «льет масло на бурные воды» главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин.

От „Союзов“ как средства доставки людей и грузов на МКС никто отказываться не будет — как минимум до 2020 года, — заверил он «Ридус».

Причиной такой уверенности эксперт называет «достаточно заурядную» причину несрабатывания двигателя ракеты-носителя, а также неготовность американских корпораций Boeing и SpaceX осуществлять пилотируемые полеты на регулярной основе.

Эти компании рапортуют о готовности наладить космический «мост» еще с 2016 года, но каждый раз, когда срок подходит, сдвигают эпохальный старт. И на данный момент непонятно, работает ли русская поговорка «обещанного три года ждут» (то есть до 2019-го) для американских ракетостроителей.

Не видит эксперт оснований переживать и за судьбу самой МКС.

Если до 13 декабря на станцию не прилетит сменный экипаж, работающим сейчас космонавтам и астронавтам просто продлят пребывание на орбите на месяц. За это время Роскосмос точно успеет запустить новый корабль — потому что, исходя из имеющихся данных, никаких переделок в конструкции ракеты-носителя не потребуется, — говорит Маринин.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

Александр ДюковИсторик
В Европе со свободой слова все очень плохо

Латвийская полиция заблокировала работу популярного русскоязычного ресурса без решения суда.