+4
Сохранить Сохранено 7
×

Фантастическая история о подмене Феликса Дзержинского тезкой Юсуповым


Фантастическая история о подмене Феликса Дзержинского тезкой Юсуповым

© shakko-kitsune.livejournal.com

Удивительную историю нашла. Оказывается, был такой кинопроект в начале семидесятых: англичане собирались снимать фильм с Питером О’Тулом в главной роли, а в напарники ему хотели позвать нашего Михаила Козакова.

Идея сценария офигительная, я прямо сижу и страдаю, что это не сняли. Итак, проект был придуман на волне вот этих межнациональных фильмов того периода, типа вестерна «Красное солнце» с Аленом Делоном и Тосиро Мифунэ, или там «Дерсу Узала».

Действие происходит в Англии, до Первой мировой войны. Питер о’Тул играет идеального денди, джентльмена — русского аристократа Феликса Феликсовича Юсупова, который прекрасно принят английским высшим обществом. 

Михаил Козаков, как нетрудно догадаться, играет Феликса Эдмундовича Дзержинского, только молодого (роль, которую ему наконец дадут исполнить несколько раз в восьмидесятых годах). 

Сценаристы пренебрегают реальными вехами биографии Дзержинского, для них только важно, что он бывал в эмиграции, вот они и допустили, что в Лондоне тоже (хотя это не так, там активно тусил Яков Петерс).

Дзержинский в Швейцарии в 1910 году.

© shakko-kitsune.livejournal.com

Сюжет фильма, в принципе, развивается по шаблону обычной «голливудской» авантюрной комедии. Два Феликса — Юсупов и Дзержинский, оказываются в одном пространстве и времени.

Происходит путаница.

Аристократ оборачивается, когда его зовут по имени, и таким образом оказывается среди анархистов-подпольщиков, русских революционеров, снимающих коттедж у почтенной английской дамы. В этой сюжетной линии происходят погони, констебли в высоких касках все время комично бегают туда сюда, дым и шум из-за взрывов самодельных бомб…

Никто не гибнет (потому что это комедия), в сценарии, наоборот, была даже предусмотрена битва на тортах.

Юсупов, все время опасающийся, что «товарищи» разоблачат, что он на самом деле князь, в конце-концов, тряхнув стариной — вспомнив свой юношеский опыт переодеваний (и популярную английскую пьесу тех лет «Тётка Чарлея»), наряжается барышней и, спрятав лицо под шляпкой с вуалью, успешно сбегает с явочной квартиры.

(Заодно исторически подкованный зритель мотает себе на ус, где Юсупов так научился стрелять, не бояться мокрухи, и познакомился с представителями британских спецслужб, см. кейс с Распутиным).

Фотография Феликса Юсупова.

© flickr.com

Революционеру тоже приходится выпутываться из неприятностей. Перепутав посыльного со своим связным, он, ожидающий передачи денег, дает слабину и откликается на «месье Феликс» (матёрого подпольщика подвело то, что ему в этот момент вручали чек на полмиллиона золотом — на булавки Юсупову от мамы).

В итоге Дзержинский попадает в английское поместье, где Юсупова ждут, но в лицо его никто не знает. Бритиши, конечно, удивлены тем, что их Феликс не очень соответствует буйным восторгам, которые высказывались о нем в Лондоне, не так аристократичен и красив, как-то старше по виду лет на десять (впрочем, Питер о’Тул и Козаков погодки), да и акцентик русский сквозит… Но они вида не подают. Тем более, что хитрый поляк с зэковским опытом начинает манипулировать ими, как марионетками.

Дзержинский в дореволюционный период.

© shakko-kitsune.livejournal.com

При этом, не затрачивая особых усилий, он соблазняет роскошную американскую миллионершу (Фэй Дануэй); попутно оказывается, что она — брачная аферистка, которая, наоборот, сама хотела заарканить русского миллионера.

Перед Дзержинским по сюжету стоит задача смотаться из поместья, прежде чем приедет какой-то герцог, который знает Юсупова в лицо. Это осложняется тем, что поместье торчит как перст в чистом поле, слуги не оставляют «этого русского» в одиночестве, в доме постоянно происходит катавасия а-ля Дживс и Вустер, и т. п. Ну в итоге, понятное дело, он сбегает в Лондон, и все для обоих Феликсов кончается хорошо.

© shakko-kitsune.livejournal.com

Сценаристом согласился выступить Ноэль Ковард (Noël Coward). Режиссером хотели позвали Гордона Флеминга (Gordon Flemyng), который нам известен тем, что снял по пьесе Б. Шоу «Великую Екатерину» с Жанной Моро в главной роли (и Питером о’Тулом в роли заезжего англичанина; только я не поняла, это было до этого проекта, или после него).

Но ничего не вышло из-за возражения «персонажа», вернее, его наследников. Сам Феликс Юсупов, известный тем, что судился с голливудскими киностудиями, если его погано выводили на экране (правда, еще до Второй Мировой, во всяких фильмах на распутино-романовскую тему: 1934, MGM, Rasputin and the Empress), очень удачно умер в 1967 году, в возрасте 80 лет — думаю, как раз с всплеском интереса к нему из-за некрологов и возникла идея сценария. Его жена, княжна императорской крови Ирина Александровна скончалась в 1970 году. Войну проекту объявила их дочь, Ирина Феликсовна Шереметева, которая воспользовалась своими связями среди британских родственников и друзей.

Феликс Юсупов с женой в пожилом возрасте

Заметки к неосуществленному проекту хранятся в The Cinema Museum, London.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (0)