МКАД и ТТК могут стать частично платными

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Градостроительная и дорожно-строительная мысль российских чиновников продолжает выдавать все новые идеи, которые шокируют экспертов (и общественность) как своей масштабностью, так и последствиями.

На этот раз Росавтодор, по информации «Ведомостей», предложил сделать отдельные полосы городских дорог общего пользования (в частности, в Москве — МКАД и ТТК) платными.


Идея состоит в том, что желающие передвигаться по этим участкам (fast lanes) с ветерком автомобилисты будут платить за это удовольствие подорожную (как это практикуется, к примеру, на трассе М4 «Дон»), а не желающие раскошеливаться будут плестись по обычным полосам.

При этом сам же автор (или, возможно, фронтмэн) затеи, замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов, допускает, что реализация проекта fast lane приведет к безумным пробкам на всех остальных дорогах — но, как это часто бывает, возможность заработать лишние пять копеек перевешивает доводы разума.

Катастрофическое ускорение

Идею fast lane — как это видно хотя бы из названия — придумали не в Росавтодоре. Такие участки давно существуют на североамериканских хайвеях, равно как и специфические High Occupancy Lanes — выделенки для автомобилей, в которых едет кто-либо помимо самого водителя.

Но поскольку структура типичного североамериканского города с его просторной застройкой очень сильно отличается от компактного города европейского (в том числе Москвы и, тем более, Санкт-Петербурга), то механическая пересадка опыта США и Канады в Россию приведет к катастрофе, ожидает, в частности, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин.

До сих пор городские власти боролись с пробками, а эта инициатива сведет все их многолетние усилия на нет. На вылетных магистралях уже сейчас крайняя правая полоса выделена под общественный транспорт, и если добавить к ней еще одну под fast lane, это приведет к созданию горлышек на въезде к каждой такой магистрали, — сказал он «Ридусу».

Помимо чисто технологических проблем, введение fast lanes создаст еще и проблемы политические, продолжает эксперт.

Когда строится платная дорога, то общественность, скрепя сердце, с этим соглашается: трассу строят частные компании, им надо отбивать затраты, куда деться. Но как объяснить автомобилистам, почему они должны платить за проезд по дорогам общего пользования, если они уже заплатили дорожный и прочие налоги в городскую и федеральную казну? — говорит эксперт.

Умри в пробке

От подобных предложений, наверное, Оруэлл переворачивается в гробу, ужасается руководитель системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.

Это вопрос даже не технологический — если городские власти захотят, они найдут способ выделить такие полосы из общего движения. Ошибочность концепции в том, что невозможно соединять платные и бесплатные сервисы «в одном флаконе», потому что это приведет к неработоспособности обоих сразу, — сказал он «Ридусу».

По мнению Крохмаля, сравнивать платные полосы на городских дорогах и платные трассы вроде М4 нельзя потому, что у водителей на последней нет разделения на «элиту» и всех прочих: за проезд по трассе «Дон» платит и водитель «Ланоса», и водитель «Лексуса».

Выделение же одной полосы «для самых белых» приведет не только к росту социального напряжения (которого на дорогах и так в избытке), но и, что опаснее, к полной остановки трафика, соглашается Крохмаль с Блинкиным.

Трафик на обычных полосах встанет потому, что он него «отъедят» целую полосу. Но встанет и трафик на той полосе, назвать которую fast (скоростной) можно только как издевательство, — предрекает он.

Fast lanes в московских условиях превратятся в такие же пробки по той причине, что в самом богатом мегаполисе России количество автомобилистов, которым по карману платить за езду по выделенным полосам, превышает пропускную способность одной полосы: и оттого, что ее инкрустируют бриллиантами, пропускная способность не возрастет.

Зато заработает «классовый» принцип: если я себе могу позволить ездить по полосе для богатых, то я ни за что на свете не замараюсь тем, что мой «Феррари» окажется в общем потоке с «авточернью».

Это приведет к тому, что fast lane станет самой длинной пробкой в Москве, но даже если рядом будет свободной бесплатная полоса, водители вряд ли захотят в нее перестраиваться.

Это понятно: если ты заплатил за услугу, ты постараешься выжать из нее все возможное, даже если это приводит к абсурдным результатам. Если вы взяли билет в спальный вагон, вас силком не затащишь в плацкарт — даже если представить, что в вашем СВ сломались кондиционеры и туалеты, а в плацкарте все работает как надо, — рисует в самом деле оруэлловскую ситуацию Крохмаль.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)