Всю ли правду сказали эксперты о гибели рейса MH-17

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Российские эксперты Минобороны представили доклад, в котором они, как им кажется, убедительно доказывают, что малайзийский рейс MH-17 был сбит именно украинской ракетой «Бук», а не российской, как говорится в докладе международной комиссии.

В докладе международной следственной группы в мае 2018 года утверждалось, что поразивший Boeing ЗРК «Бук» доставили из России, а потом вернули обратно.

Министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок тогда говорил, что процесс привлечения России к ответственности будет идти параллельно с расследованием, направленным на установление индивидуальной уголовной ответственности за гибель 298 человек (большинство из них были голландскими подданными).


Малайзийский Boeing-777 был сбит над Донбассом 17 июля 2014. На борту лайнера находились 298 человек, все они погибли. Обстоятельства крушения выясняются уже четвертый год.

То, что две комиссии, в компетентности обеих никто не сомневается, пришли к диаметрально противоположным выводам, нет ничего удивительного, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев.

Такие расследования длятся годами, и доказательства приходится взвешивать как на аптекарских весах. Потому что если ситуация неоднозначная, да еще и политизированная, то любой факт, любую находку можно положить на одну или другую чашу этих «весов», чтобы доказать предзаказанную гипотезу, — сказал он «Ридусу».

Трагедия с малайзийским «Боингом» именно из этого числа, поэтому каждая из экспертных групп — международная и российская — приложила все усилия, чтобы трактовать любые сомнения, неизбежно возникающие в таком сложном расследовании, в пользу собственной версии.

Технологически, все «Буки», произведенные на одном заводе в одном году, совершенно идентичны. Они, как автомобили на конвейере, отличаются только кодом VIN — то есть, конечно, его аналогом, бортовым номером. И неопровержимо доказать, что лайнер был сбит именно вот этой ракетой, а не ее близнецом, можно, только предъявив планку с этим номером. Именно саму планку, а не какие-то косвенные свидетельства, — объясняет эксперт.

Сделанное в понедельник начальником главного ракетно-артиллерийского управления Вооруженных сил РФ генерал-лейтенантом Николаем Паршиным заявление, однако, снова дает только косвенные, а не прямые доказательства: «установить бортовой номер ракеты позволили ее обломки, найденные на месте крушения самолета».

То есть, вновь и вновь, российские эксперты не предъявляют собственно бортовой номер ракеты, а только логические выводы, на этот номер указывающий. Это — слабое место в их докладе, поскольку Международный суд в Гааге будет трактовать любые слабости доказательной базы для отказа в «покупке» версии той или иной стороны.

Впрочем, существует и другой, прямо противоположенный подход к пониманию проблемы идентификации злополучной ракеты. 

Для эксперта совершенно не нужно знать бортовой номер ракеты, чтобы определить, какой именно из ее модификаций был сбит МН-17, говорит заместитель командующего войск ПВО Сухопутных войск, главный инженер войск ПВО Александр Лузан.

Называть все эти ракеты просто «Бук», без уточнения модификации — это профанация. В СССР на вооружении было три вида «Буков»: просто «Бук», «Бук-1» и «Бук 1-М». После распада Союза на территории России ракет этих трех видов не осталось; Россия стала производить «Буки» новых версий, а все старые остались на Украине, — сказал он «Ридусу».

По словам Лузана, чтобы установить, ракетой какой именно модификации был уничтожен лайнер над Донбассом, совершенно избыточно искать ее бортовой номер.

Достаточно найти поражающие элементы боеголовки, которая поразила авиалайнер. У тех ракет, что имеются на вооружении ВСУ, эти элементы сферические, у российских «Буков» они многогранные. Это как отпечатки пальцев, их невозможно ни с чем спутать, — говорит Лузан.

Он утверждает, что найденные вокруг места трагедии поражающие элементы были именно сферической формы — то есть украинскими.

Однако, добавляет эксперт, не надо выставлять украинских зенитчиков этакими кровожадными зверями, преднамеренно уничтожившими пассажирский самолет. Они не звери, они просто недоучившиеся растяпы, считает Лузан.

Расчет ПВО того злосчастного «Бука» получил боевое задание — уничтожить российский Су, вторгшийся в воздушное пространство Украины. И это была двойная ошибка ракетчиков. Сначала они приняли свой, украинский, истребитель за российский и навели на него ракету. И уже после запуска ракеты произошел сбой в системе ее самонаведения, и она навелась на малайзийский «Боинг», оказавшийся в том же районе. Две подряд ошибки — экипажа и техники — и привели к этой трагедии, — заключает эксперт.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (3)

  • Small 8eb790376e
    Abstinent17 сентября 2018, 18:41

    Русофобу Серебряному ужас как хочется, чтобы никто не согласился с выводами российских экспертов относительно того, кто сбил злосчастный Боинг. А сбит он был по приказу Петра Порошенко. И в этом никто не сомневается, кроме гр-на Серебряного