Когда появились первые вулканы

© pixabay.com

Группа специалистов NASA опубликовала исследование, в котором ученые определили, когда в Солнечной системе впервые появились вулканы. За основу исследования ученые взяли данные о метеорите из Мавритании, который обнаружили в 2016 году.

Благодаря этому метеориту ученые выяснили, что первые вулканы Солнечной системы начали свою жизнь уже 4564 миллиона лет назад, в первые три миллиона лет жизни нашей планетной семьи.

Метеорит NWA 11119 — первый однозначный пример того, что вулканы возникли в Солнечной системе еще до того, как родилась Земля и другие каменистые планеты. Открытие и изучение других похожих астероидов поможет нам понять, как возник прародитель NWA 11119, и как появился Меркурий, имеющий схожий состав, — рассказал Райан Цайглер, планетолог из Центра космических полетов NASA имени Джонсона в Хьюстоне.
Метеорит NWA 11119

Напомним, что Солнечная система зародилась около 4,6 миллиарда лет назад, когда молекулярные облака, состоящие из межзвездного газа, частиц льда, пыли и других частиц, начали формировать планетарную систему.

Ученые предполагают, что планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун) образовались и достигли своих размеров очень быстро. Произошло это в первые десять миллионов лет жизни Солнца, пока газ и пыль протопланетного диска не попали в открытый космос солнечным ветром и ультрафиолетовыми лучами.

Наша Земля и остальные планеты Солнечной системы формировались намного дольше, несколько миллионов лет. Специалисты до сих пор расходятся во мнениях, как именно это происходило.

Выяснить это мешает быстрое развитие нашей планеты. Дело в том, что литосфера Земли постоянно меняется и обновляется благодаря движению плит или вулканизму. Из-за этого на планете не сохранилось ни одного образца начальной материи Солнечной системы, которая бы помогла ученым разобраться в ее возникновении.

На сегодняшний день единственный источник таких сведений — это остатки древнейших астероидов, которые сформировались в первые дни жизни нашей Вселенной, но совсем недавно упали на Землю. Задача не из простых, но такие осколки все-таки попадаются.

Недавно, в декабре 2016 года, жители Мавритании нашли уникальный полукилограммовый метеорит NWA 11119. Именно его и изучили авторы нового исследования.

Его уникальность заключается в том, что он состоит не из самых примитивных форм первичной материи Солнечной системы, как почти все остальные древние астероиды, а из пироксенов, полевого шпата, плагиоклазов и других вулканических пород, возникающих при высоких температурах и давлениях, — пояснили авторы исследования.

В своей работе астрономы вычислили доли изотопов в этом метеорите и узнали его возраст. Новые данные показали, что метеорит образовался не в то же время, как и остальные каменистые астероиды, а фактически в момент рождения Солнечной системы, то есть примерно через 2,5−3,5 миллиона лет после запуска термоядерных реакций в недрах светила.

Минеральный и химический состав космического тела говорят о том, что NWA 11119 практически идентичен с выбросами вулканов на Меркурии и некоторыми вулканами на Земле, извергающих особенно густую и «щелочную» магму.

Они могут существовать только на поверхности небесных тел с достаточно развитой, слоистой структурой недр, — пояснили ученые.

Исследование ученых NASA показало, что первые вулканы появились в нашей Солнечной системе практически с момента ее зарождения. Новые данные помогут другим специалистам разобраться в эволюции Солнечной системы, считают авторы работы.