Древнейшие хлебные крошки найдены в Иордании

Группа археологов во время экспедиции в Иорданию обнаружила старинную пекарню, в которой выпекали хлеб более 14,4 тысячи лет назад. Древность объекта указывает на то, что люди умели изготавливать хлебобулочные изделия еще до появления сельского хозяйства.

История появления хлеба уходит корнями далеко в прошлое, и неизвестно, когда именно и где он впервые появился. Археологические раскопки показывают, что хлеб начали изготавливать еще в неолите в Европе и Азии, а на территории Ближнего Востока он появился позднее — в верхнем палеолите около 23 тысяч лет назад.

Ученые предполагали, что культура изготовления хлеба, круп и каш могла появиться еще раньше, но никаких подтверждений этому не было. Однако недавно ученым посчастливилось, и они нашли прямое доказательство — остатки хлеба, приготовленного 14,4 тысячи лет назад.

Хлеб был найден на археологическом участке Шубайка 1 в Иордании. Раскопав несколько культурных слоев, ученые обнаружили обугленные остатки пищи, среди которых были и хлебные крошки. Остатки хлеба удалось определить с помощью электронного микроскопа, уточняют исследователи.

Остальные ингредиенты древней трапезы неизвестны.

В 15 образцах из 24 были обнаружены ткани зерновых и содержащие крахмал остатки клеток. Кроме того, в двух кусочках хлеба найдены мельчайшие белковые зерна, характерные для пшеницы, ржи, пшена и овса, — пояснили авторы исследования.

Если это был действительно хлеб, то люди умели готовить хлебобулочные изделия почти за 4 тысячи лет до появления сельского хозяйства. Анализ также показал, что пища была приготовлена незадолго до того, как местные жители оставили стоянку.

Пока непонятно, какую функцию выполнял хлеб столько тысячелетий назад. Возможно, его употребляли в пищу, или засушивали для походов, или использовали для специальных обрядов. В любом случае процесс изготовления хлеба был достаточно трудоемким процессом.

• Станислав
    Станислав 17 июля 2018

Да гугл вообще по-крупному лоханулся, что там про сканы какие-то размыленные говорить, которые толком и не прочитать.