Любовь под пулями: новая история Ромео и Джульетты
- 04 июля 2018 01:49
- Григорий Студнев, журналист «Ридуса»
Если вы смотрели фильм Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо», то наверняка запомнили одну из самых трагичных сцен, которая произошла на мосту. А если нет, то дело обстояло следующим образом.
Действие ленты происходит на фоне войны на Балканах, где на обломках Югославии сербы, хорваты и бошняки — православные, католики и мусульмане — беспощадно уничтожали друг друга.
Главный герой серб Лука жил в глухой горной боснийской деревушке. У него были жена и сын, подающий надежды в футболе. Жена ушла к музыканту, сын ушел на войну. Лука остался один. Он работал на глухой железнодорожной станции и случайно нашел молодую девушку без сознания. И приютил ее. Оказалось, что она мусульманка по имени Сабаха.
Война. Они враги. Но они полюбили друг друга. Лука узнал, что его сына взяли в плен. А родственники Сабахи узнали, что она на подконтрольной сербам территории.
Пришло время обмена пленными. Под объективами американских телекамер обмен происходит на мосту через реку, Лука вновь обретает сына, но теряет возлюбленную.
В фильме Кустурицы мост стал местом встречи и разлуки
Рассуждать о том, что хотел показать режиссер, дело неблагодарное. Однако же тема моста, соединяющего разные религии на Балканах, красной нитью проходит в культуре полуострова.
Наиболее ярким произведением на эту тему является роман Иво Андрича «Мост на Дрине», за который он в 1961 году получил Нобелевскую премию в области литературы.
Распад Югославии добавил еще один кровавый штрих к образу балканского моста. В 1993 году им стал мост Врбаня в Сараево.
Православный серб Бошко Бркич полюбил боснийскую мусульманку Адмиру Исмич. Они тайком встречались еще в школе. Война разделила их семьи, уничтожила их город, но не сумела их разлучить.
Семья Бошко уехала в Сербию. А он остался, чтобы забрать с собой Адмиру.
Город был разделен на мусульманскую и православную части. И да, их соединял тот самый мост Врбаня. А его было перейти сложнее, чем птице долететь до середины Днепра, хотя река Миляцка Днепру в притоки не годится. Мост простреливали снайперы-бошняки.
В мусульманской части Сараево заправлял уголовник Исмет Байрамович по прозвищу Кело. К нему от безысходности и обратился Бошко.
«Каких-то 18 тысяч дойче марок обеспечат проход», — улыбнулся криминальный авторитет. И пообещал, что в ночь на 18 мая 1993 года мусульманские снайперы «отвернутся».
По знаку Кело той ночью Бошко и Адмира начали переходить место, но попали под снайперский огонь на его середине.
Первым пуля нашла юношу, который, по всей видимости, скончался мгновенно. Девушку снайпер тоже достал, но у нее хватило сил доползти до любимого, чтобы умереть на его еще теплом, но уже мертвом теле.
Доподлинно неизвестно — Кело обманул влюбленных, или снайперы по каким-то причинам не выполнили условия договора, если тот вообще существовал. В конце концов, вряд ли боснийской стороне могла понравиться связь мусульманской девушки с православным юношей. Тем более поводом для начала межэтнической войны стал расстрел православной свадьбы в Сараево боевиками боснийских мусульман 1 марта 1992 года.
Шесть дней Бошко и Адмира лежали на середине моста Врбаня, кровавой жертвой войны соединяя две части воюющего города. Миротворцы ООН отказались помочь в вывозе тел с моста под предлогом того, что бронетехника «голубых касок» на этом мосту рискует попасть под обстрел. В итоге сербские военные под огнем боснийских мусульман и бездействием миротворцев сумели вытащить тела влюбленных и предать их земле, положив их в одну могилу.
История Бошко и Адмира получила широкую огласку в бывшей Югославии, но о ней редко вспоминают боснийские мусульмане и западные СМИ.
Первые, вероятно, потому что понимают жестокость и бессмысленность этой расправы, а вторые — поскольку предпочитают выставлять лишь одну сторону конфликта бессердечными палачами.
«Их называли сараевскими Ромео и Джульеттой, но любовникам из Вероны, которых и поныне оплакивает весь мир, было куда легче. Прежде всего, те были итальянцами и католиками, оба были родом из схожих патрицианских семейств. Вражда Монтекки и Капулетти была детской игрой по сравнению с кровавой враждой обоих берегов Миляцки», — написал об этой трагедии в «Сараевской трилогии» сербский писатель Момо Капор.
В 1996 году по просьбе родителей Адмиры тела влюбленных перезахоронили в одной могиле на кладбище Лав в Сараево.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: