Евгений Валяев

юрист, политический аналитик

Эксперт Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия».

Все статьи автора
автор

Не надо путать расизм с невоспитанностью

1861658

Набросились все на председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамару Плетнёву. Нашли в её словах мракобесие, расизм и так далее. Во-первых, как это обычно бывает, её слова вырвали из контекста.

Я бы хотела, чтобы в нашей стране женились по любви, неважно какой национальности, которые бы были граждане России, которые бы строили хорошую семью, жили бы дружно, рожали детей и воспитывали их, говорила Плетнёва.

А потом она уже рассуждать начала о прошлом негативном опыте межнациональных и межрасовых браков времён Советского Союза.

А в СМИ слова Плетнёвой выдают, прям как призыв к расовой чистоте. Но Плетнёва говорит о других совсем вещах, она говорит о целомудрии и благочестии. Для неё это важные ценности, почвеннические и консервативные ценности. Она имеет право иметь такое мнение, высказывать такое мнение.

Призыв для тех, кого слова Плетнёвой задели: не нужно всех оценивать по своей ценностной шкале, иначе именно вы будете являться мракобесом. 

Я готов обсуждать, что угодно, связанное с Плетнёвой. Например, что 70-летней Плетнёвой возможно давно уже пора перестать работать в Госдуме. Можно поразмышлять о том, что её место было бы хорошо отдать кому-то более энергичному и современному.

Но я не готов обсуждать запрет на мнение, запрет на обсуждение искусственно табуированных тем. Табуированных при этом по каким-то совсем уж западным лекалам. Уж в чём, а в вопросе расизма нам с западом не нужно применять единые подходы. 

Исторически и цивилизационно у нас с рядом западных стран расходятся подходы в этих вопросах. Это нормально, это нужно учитывать. 

Как, например, в вопросе с уханьем в сторону футболистов с тёмным цветом кожи, раз уж у нас ЧМ-2018 вот-вот начнется — это не является проявлением расизма, как это подают на Западе.

У нас это — попытка выбить из колеи конкретных футболистов команды-противника. Те люди, которые ухают футболистам, не являются расистами, а скорее не очень воспитанными людьми, но которые хотят любым способом помочь своей команде. 

Если и наказывать болельщиков за уханья, то называть это нужно наказанием не за расизм, а за невоспитанность и неэтичность. Расизмом можно будет называть поведение фанатов «Спартака», когда они сами начнут ухать своим же Фернандо или Промесу, а фанаты ЦСКА будут обухивать Витиньо и Мусу. 

Вот тогда можно будет говорить о расизме, когда фанаты своих же клубов будут последовательно проявлять расовую нетерпимость, освистывать и ухать своим футболистам. А сейчас расизма нет, есть лишь проявление поддержки своей команды, которая выражается в некорректном (невоспитанном) поведении футбольных болельщиков. 

Не нужно путать невоспитанность, которая проявляется в использовании в речи национальных стереотипов и расизм — идеологию, в основе которой лежат положения о неравноценности человеческих рас.

Национальные предрассудки были сформированы в то время, когда между этническими общностями существовала существенная социальная дистанция. Поэтому среди одних национальных групп формировался образ других национальных групп, которые наделяли друг друга какими-то стереотипными характеристиками. Но даже при их использовании, которые сегодня остались лишь в анекдотах, нельзя говорить, что тот или иной человек является расистом, скорее — он просто невоспитанный, если верит в предрассудки и доверят стереотипам.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (6)

  • Small f00cd12528
    maclen0k18 июня, 04:02

    безотносительно к сказанному Плетнёвой:
    т.е. ей высказать мнение - это мнение.
    а высказать мнение по поводу ей сказанному - это мракобесие.
    скажите, мне одному в этом звучит далёкое: заткнитесь, А?

Девушки, помните, кто слишком часто отвергает приличных мужчин, может закончить не с котом, а в овраге.

Думала сегодня про привилегии и про то, как их чекать.

Варшавская полиция поддержала марш националистов и избила антифашистов? Именно с такими заголовками вышли многие СМИ, причем, и в Польше, и в России.

Несколько слов о критике и патриотизме.

Отсюда берутся вся метафорика митинга, эти единороги и прочее.

Один из основных бичей российской креативной индустрии — экспаты.

Несмышлёные школьники с лёгкостью бросаются этим словом, а домохозяйки вздыхают со знанием дела: «Эх, дескать, опять санкции объявили, того и жди, тарифы вырастут».

Самый главный труд по шиваизму написал Василий Шукшин.

Дело это в целом далеко от простоты и ясности. Мы явно знаем не всё.

Что хорошо умеют журналисты некоторых независимых изданий на информационном безрыбье, так это выдергивать отдельные фразы из контекста и выдавать сенсационные заголовки на пустом месте.

Небольшая кучка людей пытается убедить нас в том, что Россия нехристианская и не православная страна. Что, мягко говоря, не так.

YouTube по запросу «почему я вернулся в Россию» выдает огромное количество роликов, число которых, по-моему, ежедневно растет.

Герой многочисленных анекдотов, поручик Ржевский, вполне реальный персонаж.

Великий художник не смог терпеть унижения от французских вертухаев Искусство опять взывает о помощи или хотя бы сострадании из французских казематов: Петра Павленского посадили в карцер.

Чужой печальный опыт заставляет задуматься о бренности жизни, хорошем адвокате и перегибах на местах

Посмотрел давеча фильм «Право на измену» (Permission) — идеальная иллюстрация Окна Овертона.

Какая только отъявленная сволочь не пытается оседлать волну пенсионной темы, чтобы сделать себе хоть какое-то имя и возглавить протестное движение.