Особенности западноевропейских узкоколеек на конкретном примере

© griphon.livejournal.com

© griphon.livejournal.com

Португалия — страна довольно домашняя. Подобная узкоколейка смотрится тут вполне естественно. Тем не менее, проехаться по заповедной линии среди лесов и деревенек всегда приятно.

Про то, чем отличаются западноевропейские узкоколейки от СНГ-шных, и чем они похожи, расскажу дальше.

Итак, Linha do Vouga.

Узкоколейка является частью всей железнодорожной сети Португалии и принадлежит основному ж. д. перевозчику страны Comboios de Portugal. Расположена к югу от Порту. 

Двумя своими концами она примыкает к идущей вдоль океанского побережья магистрали «Порту-Лиссабон» и уходит вглубь стр. Северный её конец отходит от города Эспинью — ближайшего пригорода Порту, а южный — от Авейру — более дальнего пригорода.

© griphon. livejournal.com

Однако несмотря на то, что линия, якобы, единая, сквозного движения по ней нет с 2013 года. Поезда ходят только на небольших участках от Эспинью до Оливейры-де-Аземейш и от Авейру до Сернада-ду-Вога.

© griphon. livejournal.com

Между Сернадой и Оливейрой ездит два раза в день… такси! Вот это красное — оно. При этом, этот участок — чуть ли не большая часть линии.

Но начнём по порядку. Начал исследовать линию я с Авейру. Приехав сюда из Коимбры, обнаруживаю специальный 7-й путь с узкой колеёй для этих поездов.

© griphon. livejournal.com

И вот оно, традиционное португальское раздолбайство. На указанном в табло пути поезда нет, а он стоит на соседнем. Можно бы было подумать, что сейчас он сюда отманеврируется, если бы не оставалось до отправления меньше 10 минут. В итоге он так и уехал с 8-го пути.

© griphon. livejournal.com

В поезде нахожу объявление о ремонтах. 

Забавен следующий факт. Узнал про эту линию я поздно, когда уже уехал из пригородов Порту. Откуда было так логично её исследовать (тем более, что мы жили как раз в одной станции к северу от Эспинью). 

А так мне пришлось сюда возвращаться из Коимбры. Не самый дальний свет, но все равно очень обидно. Но тут оказалось, что если бы я знал заранее про эту ветку, то как раз в те дни когда я бы поехал её исследовать, линия бы и не работала. А так я в нужный день попал.

© griphon. livejournal.com

Салон вагона.

© griphon. livejournal.com

Кабина машиниста.

© griphon. livejournal.com

Очень быстро мы съезжаем с главного хода и оказываемся среди тихих деревенек.

© griphon. livejournal.com

С полустаночками.

© griphon. livejournal.com

Так непривычно оказаться здесь после шумной быстрой магистрали, где модные поезда гоняют под сотку и высаживают пассажиров на красивых удобных платформах.

© griphon. livejournal.com

А здесь всё по-неформальному, всё по-простому.

© griphon. livejournal.com

Впрочем, таких диких местностей как в СНГ, в Португалии вы все равно не встретите. Даже такая глубинка будет обжита и обустроена дорогами.

© griphon. livejournal.com

Линия Вога была построена в начале 20 века. Движение от Эспинью до Оливейры было открыто в 1908 году, а остальная часть пути была достроена в 1913. Также существовала ветка от Сернады до городка Вишеу, но её закрыли и разобрали ещё в 70-е годы.

© griphon. livejournal.com

Местами мы можем встречать и памятные таблички.

© griphon. livejournal.com

Станция Агведа. Здесь происходит скрещение со встречным поездом.

© griphon. livejournal.com

Узкая колея при строительстве была выбрана из-за сложного рельефа, по которому должна была петлять линия.

© griphon. livejournal.com

Большинство станций было построено по типовому проекту, хотя сейчас они стали, можно сказать, памятниками архитектуры.

© griphon. livejournal.com

Всего на каждом из участков ходит 5−6 поездов в сутки. Интервал — 2,5−3 часа. Время в пути — около часа и 15 минут и там и там.

© griphon. livejournal.com

Предпоследняя станция Macinhata do Vouga. Решил тут выйти и прогуляться до конечной станции. И не пожалел ни разу!

© griphon. livejournal.com

Во-первых, тут был обнаружен исторический паровоз.

© griphon. livejournal.com

А, во-вторых, железнодорожный музей, посвящённый линии Вога!

© griphon. livejournal.com

Вот да, полноценный музей на промежуточном полузаброшенном полустанке! Там, где меньше всего ожидаешь его встретить! Я был в полном восторге. Старые расписания

© griphon. livejournal.com

Спидометр

© griphon. livejournal.com

И даже реальные транспортные средства тут сохранились!

© griphon. livejournal.com

В общем, если поедете по этой линии, обязательно спланируете остановку в Масиньяте, чтобы музей посетить.

© griphon. livejournal.com

Тем временем, пока я смотрел музей, поезд успел съездить до конечной станции и вернуться назад.

© griphon. livejournal.com

Я же выпил кофейку в забегаловке с типичным СНГ-шным интерьером, и пошёл 4 километра до конечной пешком.

© griphon. livejournal.com

А красиво тут, здесь, что ни говори!

© griphon. livejournal.com

Ж.д. переезд с полноценным шлагбаумом.

© griphon. livejournal.com

Сельская Португалия хороша и умиротворённа.

© griphon. livejournal.com

1-й км

© griphon. livejournal.com

Поймал идущий обратно поезд, попытавшись сделать кадр среди этого провинциального антуража.

© griphon. livejournal.com

Природа

© griphon. livejournal.com

© griphon. livejournal.com

При подъезде к конечной станции Сернада-ду-Вога, железная дорога выходит на мост. Самое уникальное, что это мост этот совмещённый железнодорожно-автомобильный.

© griphon. livejournal.com

Вот так едешь ты себе по мосту на своём джипе, а тут тебе бац — и поезд навстречу!

© griphon. livejournal.com

И ты такой в шоке: «аааа, чего делать!!!».

© griphon. livejournal.com

Ну поезд проползает мост совсем неспеша.

© griphon. livejournal.com

Вот онаи деревушка Сернада. Ну совсем крошечная.

© griphon. livejournal.com

Станция Сернада-ду-Вога. Дальше поезд не идёт, просьба освободить вагон.

© griphon. livejournal.com

Здание станции. На которой так по-домашнему сушится бельё.

© griphon. livejournal.com

Здесь же расположено депо

© griphon. livejournal.com

Стрелки

© griphon. livejournal.com

Водонапорная башня

© griphon. livejournal.com

Заправка для дизель-поезда

© griphon. livejournal.com

Подготовка дизеля к отправке

© griphon. livejournal.com

Стрелка

© griphon. livejournal.com

Местные собаки

© griphon. livejournal.com

Проводники и пассажиры

© griphon. livejournal.com

Часы здесь на вечном приколе.

© griphon. livejournal.com

Пассажиры и кондуктора погрузились в дизель, и от, погудев, и подымив, отправился обратно в Авейру.

© griphon. livejournal.com

А мы, тем временем, садимся в Такси! Пора ехать в Оливейру. Вот, считайте, что это такой поезд!

© griphon. livejournal.com

При посадке вдруг меня переклинило насчёт того, вдруг это реальное такси и тут таксишные тарифы. И я на всякий случай спросил:

 — А сколько стоит проезд?

— Так, вы докуда едете? До Оливейры?

— Да, до Оливейры. — Сейчас, секунду… С вас 2 евро 80 сентаво.

— О, ну отлично.

— А стоп! Вы едете в Оливейру, или дальше собираетесь ехать на поезде?

— Ну вообще дальше, в Эспинью.

— Тогда ничего не надо платить. Там на месте возьмёте билет.

© griphon. livejournal.com

Вот это вышел классный поворот. Такси отправилось в путь по всем станциям, указанным в расписании поезда. Поскольку станции эти были нанизаны на железную дорогу, а не на автомобильную, то маршрут вышел довольно путанным. Мы неоднократно съезжали с трассы, заезжали в деревни и подъезжали к станции. Где водитель ждал положенные 2−3 минуты и ехал дальше. Всё, чтобы ощутить будто это обычный поезд.

В итоге, я оказался единственным пассажиром на всём протяжении пути. Никто больше не сел ни на одной из станций. Стало понятно, почему на этом участке отменили поезда. Ведь если бы не я, у этого такси был бы вообще нулевой пассажиропоток!

© griphon. livejournal.com

Станция с подъехавшим «поездом»

© griphon. livejournal.com

Трасса, конечно, не столь атмосферна, сколь узкоколейка. Но зато это позволяет ощутить их взаимный контраст.

© griphon. livejournal.com

Станция Альбергария-а-Нова

© griphon. livejournal.com

Тлен заброшенных станций… Такое знакомое ощущение.

© griphon. livejournal.com

И уходящие вдаль узкие проржавевшие пути. По которым никто уже никогда не поедет. Это Европа, сынок!

© griphon. livejournal.com

Ещё одна станция. Пинейру-да-Бемпошта

© griphon. livejournal.com

Переезжаем на машине переезд, но не с той стороны, с которой должны.

© griphon. livejournal.com

«Осень» на Фигейреду.

© griphon. livejournal.com

И вот мы въезжаем в город Оливейра. Вот оно, отличие нашей глубинки от «ихней». Среди узкоколейной безмятежности регулярно попадаются вполне себе оживлённые многоэтажные кварталы.

© griphon. livejournal.com

Приезжаем на станцию Оливейра. Отсюда начинается вторая часть железнодорожного маршрута. Прощаюсь с «машинистом», желаю ему счастливого пути.

© griphon. livejournal.com

Здесь есть спальный домик.

© griphon. livejournal.com

И мемориальная табличка, посвящённая 100-летию линии.

© griphon. livejournal.com

Всего через 15 минут поезд отправился в цивилизацию.

© griphon. livejournal.com

Поехали!

Покосившиеся заколоченные исторические вокзальчики… Где мы?

© griphon. livejournal.com

Опять не сказать, чтобы везде совсем глушь.

© griphon. livejournal.com

Сан-Жуан-ду-Мадейра

© griphon. livejournal.com

Станция Вила-да-Фейра.

© griphon. livejournal.com

Здесь у нас скрещение со встречным поездом. Появляющегося внезапно из-за скрытого осенними деревьями поворота.

© griphon. livejournal.com

Увидеть одновременно 2 поезда на Воге доводится не так часто.

© griphon. livejournal.com

Риу-Меан

© griphon. livejournal.com

Пасуш-де-Брандан.

© griphon. livejournal.com

Постепенно вечереет.

© griphon. livejournal.com

И уже в сумерках мы прибываем на конечную станцию Эспинью-Вога.

© griphon. livejournal.com

Грязь, разбитые рельсы, раскаляканный граффити вагон. Точно ли мы в Европе, а не в какой-нибудь Африке?

© griphon. livejournal.com

В отличие от Авейру, здешняя станция не совпадает с основной станцией, где ходят широколейные поезда, а отстоит от неё на 400 м. Там большие скорости, электрическая тяга и современные поезда. А тут всё по-простому — старые рельсы и вагоны, низкие платформы, маленькие скорости.

© griphon. livejournal.com

Так что вот такая уникальная линия сохранилась на задворках Западной Европы. Что с ней будет дальше — неизвестно. Может быть — закроют, может быть — перешьют на широкую колею. Как видим, значительный кусок линии уже был не так давно переведён. даже не на автобус, а на такси! В любом случае Вога вполне может потерять своё обаяние. Но пока оно есть. Пока можно насладиться альтернативной «домашней» Европой. Узкоколейкой, так напоминающей родные узкоколейки. Я, во всяком случае, получил большое удовольствие, проехав по всей линии.

© griphon. livejournal.com

И огромное спасибо Саше Малянову (malianov), который мне вовремя указал на эту узкоколейку как раз когда я приехал в Португалию. Так бы, может, я и не догадался бы на неё поехать.

© griphon. livejournal.com

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (2)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Убийца Фрица фон Вайцзеккера предстанет перед судом уже сегодня.

Романтичное фото вызвало множество откликов у поклонников.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Плато, известное своими альпийскими лугами, Лаго-Наки​ расположено на Западном Кавказе.

Разработано устройство, которое позволяет извлечь углекислый газ из любого потока.

Паром — это комфортный способ добраться в центр Европы с автомобилем.

Как-то раз меня занесло сразу к двум «агентам влияния».

интересное

С 1 июля 2020 года производителей обяжут устанавливать российское ПО на все устройства.

В Сети опубликована короткометражка о темной стороне технологий.

Компания подсмотрела бизнес-модель у Apple, которая зарабатывает миллиарды на своих сервисах.

Ревизии подверглись новый механизм клавиатуры, система охлаждения и другие компоненты ноутбука.

развлечения

Романтичное фото вызвало множество откликов у поклонников.

Девочка со всей ответственностью приняла на себя роль старшей сестры.