Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Стала известна судьба летчика, сбитого в 1943-м над Крымом

23 марта, 11:54 | Александр Юрьев

Установлено имя советского летчика, участника Керченско-Эльтигенской десантной операции 1943 года, самолет-истребитель которого был поднят со дна Керченского пролива в 2017 году, рассказал научный сотрудник Черноморского центра подводных исследований Павел Горбунов во время пресс-конференции в Симферополе.

Как сообщал «Ридус», одномоторный истребитель американского производства Р-40, известный как «Киттихаук», был поднят в мае 2017 года со дна Керченского пролива. Этот самолет был поставлен на вооружение советских войск по ленд-лизу. Он пролежал на морском дне более 70 лет.

«Нам удалось восстановить судьбу летчика этого самолета. Пилотировал самолет лейтенант Николай Семенович Крайний. Самолет был подбит в крыло, летчику удалось приводниться, и на надувной лодочке летчик дрейфовал в проливе. Это произошло 15 ноября 1943 года», — рассказал Горбунов.

По его словам, пилота спас другой летчик, его лучший друг и земляк из Ставропольского края Александр Карпов. Узнав о сбитом истребителе, на котором летал его друг, Карпов вызвался найти его и, пролетая над проливом, увидел лодку Николая Крайнего и сообщил о ней. Подоспевший спасательный катер взял на борт летчика.

История со спасением летчика его другом повторилась спустя несколько месяцев при операции по освобождению Крыма в районе мыса Тарханкут на западе полуострова.

«В апреле 1944 года Крайнего вновь сбивают, он вновь приводнился, к нему направили спасательный катер. А поиски вновь обеспечивал Александр Карпов», — рассказал Горбунов.

«Во время поисков Карпов сбил немецкий гидроплан, который был послан для того, чтобы взять в плен сбитого советского летчика. В результате Крайний был спасен, а кроме того, были взяты в плен четыре немецких летчика со сбитого гидроплана. История, которая заслуживает съемок остросюжетного фильма», — подытожил рассказ научный сотрудник.

Фронтовые друзья прожили долгую жизнь, отмечает РИА Новости. Николай Крайний умер в 1991 году и похоронен в Минеральных Водах, а его спаситель Герой Советского Союза Александр Карпов — в 1996-м, он похоронен в Санкт-Петербурге.

В 1943 году во время Второй мировой войны Керченский и Таманский полуострова были зоной интенсивных боев. С 31 октября по 11 декабря 1943 года в Керченском проливе была развернута одна из крупнейших десантных операций в истории войны — Керченско-Эльтигенская, когда Красная армия предприняла попытку отбить у немцев Керченский полуостров. С советской стороны в операции участвовало более 130 тысяч бойцов, свыше 250 кораблей и более тысячи самолетов.

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (1)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:

Хорошая добрая история о ВОВ и воинском братстве. Кстати, все американские самолеты, поставляемые по ленд-лизу, комплектовались надувными лодочками, которые спасли жизнь не одному нашему пилоту.