Как повлияло извержение вулкана на древних африканцев

Около 74 тысяч лет назад произошло извержение супервулкана Тоба, который находится на острове Суматра. Во время извержения стенки кратера обвалились и на его месте образовалась крупнейшая кальдера на планете.

Ученые уже давно проводили исследования извержения, и расчеты показали, что в воздух было выброшено около 3,2 тысячи кубических километров вулканических пород и пепла, которые покрыли всю Южную Азию 15-сантиметровым слоем.

Некоторые участки пострадали больше: например, в Индии толщина отложений достигала шести, а на Суматре — девяти метров.

Как повлияло такое извержение на жителей Африки, достоверно неизвестно, и ученые приводят разные версии. Кто-то считает, что извержение спровоцировало резкое похолодание и наступление глобальной вулканической зимы длиной в несколько лет.

Это привело к гибели многих животных и людей, а те, кто остался в живых, отправились на север и начали расселяться по планете.

Другие, наоборот, считают, что похолодания не было и расселение африканцев никак не связано с извержением Тобы.

Новое исследование группы ученых США, ЮАР, Великобритании и Греции под руководством Кертис Мариан из Государственного университета Аризоны тоже показало, что извержение никак не отразилось на жизни древних людей.

Белыми точками отмечены места, где была найдена тефра с вулкана Тоба; желтыми — местоположение самого вулкана на острове Суматра и палеолитические стоянки в Южной Африке

Erich Fisher

Для своей работы ученые исследовали две палеолитические стоянки на южном побережье ЮАР, расположенные в девяти километрах друг от друга. Первая, в местечке Флисбай, находилась под открытым небом, вторая — в пещерах Пинакл Пойнт. Обе использовались людьми примерно 90—50 тысяч лет назад.

Исследователи нашли частицы вулканических отложений в слоях, соответствующих по времени извержению Тобы. По химическому составу фрагменты вулканических пород оказались практически идентичны отложениям с вулкана Тоба, найденным в Индии и на озере Малави.

Полученный анализ показал, что и в ЮАР мы нашли отложения с Тобы. Мы также изучили археологические объекты на обеих стоянках и определили точное расположение 400 тысяч из них в пробах из тех слоев, в которых обнаружили отложения с Тобы, объяснили ученые.

Судя по плотности расположения культурного слоя и останков, люди продолжали использовать обе стоянки и после извержения вулкана. Причем после извержения они стали посещать пещерную стоянку в Пинакл Пойнт еще активнее.

Авторы работы не исключают, что стоянка могла использоваться как убежище для выживших после извержения. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, нужно исследовать другие палеолитические стоянки в Африке.

Популярный артист отметил, что она озабочена общественным мнением.

Спорт

Сборная Бельгии катком прошлась по команде Туниса, не оставив африканцам ни единого шанса. Более того, счет мог быть по-хоккейному неприлично крупным.

Португалия — страна довольно домашняя. Подобная узкоколейка смотрится тут вполне естественно.

Ирл Морзе, капитан в отставке, устроился работать в физиотерапевтический кабинет, куда приходили ветераны Второй Мировой, с этого начались история.

Едва выйдя из моей пятизвездочной гостиницы в центре Сантьяго я понял, что задерживаться здесь больше, чем необходимо я не буду.

В этом году я при проезде Горячего Ключа удосужился посмотреть, есть ли там какие-либо природные интересности.

К вопросу об усилении бронирования танков Т-34 в течение войны возвращались несколько раз.

Древние летописцы называли мост великим.

Общество

Можно ли намеренно создать человека или даже целую нацию с определенным набором позитивных качеств?

Сейчас разработчики готовятся к гонке American Solar Challenge.

Стэнфордский тюремный эксперимент психологи провели в 1971 году.

Что делать, если вам звонят из неизвестного вам банка и требуют вернуть деньги, которых вы не брали.

При этом уровень холестерина в крови не меняется.

Не каждый отважится попробовать губку для мытья посуды или пепельницу с окурками.

Близкий к экс-супругам источник рассказал о загулах избранницы музыканта.

Девушкой, приглянувшейся режиссеру трансляции матча открытия ЧМ, оказалась начавшая тематическую карьеру «Мисс Москва — 2007».

Тесты

Школьник знает около 5000 слов, Пушкин использовал более 21 000 слов. А вы?

Животные

Теперь эта собака спереди — идеальный шар, сбоку — золотое сечение.

Ёжики налакались сладкого яичного ликёра.