Эксперты не верят в растущую популярность путешествий по России

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

В 2017 году в путешествия по России отправилось рекордное количество россиян — 56,5 миллиона человек, заявил накануне праздников глава Ростуризма Олег Сафонов на парламентских слушаниях, посвященных развитию внутреннего туризма.

«Прирост к 2013 году составил 75%, к 2000 году — 125%. Число турпоездок в Россию иностранных граждан также выросло: по отношению к 2001 году — на 123%», — поделился радостью чиновник.

Участники туристического рынка радость не разделяют. «Высказывания о якобы бурно развивающемся туризме уже вызывают тошноту», «Цифры по внутреннему туризму регулярно завышаются», — делятся они своим мнением на профильных сайтах.

Мнимый рост

В более сдержанных выражениях схожую точку зрения изложил «Ридусу» генеральный директор турфирмы «Дельфин» Сергей Ромашкин. Его компания — один из старейших игроков на российском рынке внутреннего туризма и, по словам эксперта, в своих оценках ориентируется на социологические опросы, которые дважды в год проводит ВЦИОМ: в мае людей спрашивают, куда они планируют поехать в отпуск, в сентябре интересуются, где отдыхали этим летом.

«И, честно говоря, по итогам этих опросов мы не видим существенного роста внутреннего турпотока за последние 2—3 года. Мы видим, что в прошлом году, наоборот, сильно усилился выезд. Я не говорю про Турцию, которая собрала 4,5 миллиона российских туристов, но даже страны, которые занимают вторые, третьи, пятые места, нарастили прием наших туристов на 20—30%», — отмечает эксперт.

Тот же Сафонов в январе рапортовал, что в прошлом году число выезжающих отдыхать за рубеж россиян приблизилось к уровню 2014 года, увеличившись за год на 20% до 38 миллионов человек. Все эти туристы были сняты с российских пляжей, полагает Ромашкин.

Дело вот в чем: если верить тем же социологическим опросам, общее число россиян, которые в принципе путешествуют, остается неизменным, то есть не растет. Просто направления их поездок время от времени меняются и в разные годы преобладают разные тенденции: в 2016 году был всплеск внутреннего туризма, в 2017 произошел обратный отток на зарубежные рынки.

Эксперт подчеркивает, что качественной статистики, которая позволяла бы подтвердить или опровергнуть все эти цифры, в России нет. «Тема внутреннего туризма сейчас модная, поэтому все делают громкие заявления о росте, но реально качественно анализировать картину, вероятно, никто не может», — поясняет он.

© Коллаж/Ridus

С экскурсионными турами внутри страны ситуация примерно та же, и даже несколько хуже. По итогам прошлого года они продемонстрировали некоторое снижение потоков, в пределах 5—7% по отношению к 2016 году.

Одной из возможных причин стали капризы природы. Весна и начало лета в 2017 году выдались холодными и дождливыми, а туристы предпочитают осматривать достопримечательности при хорошей погоде. Вторая причина более традиционна для нынешнего времени: снижение реальных доходов населения. Если в былые годы люди ездили по 3—4 раза в год — летом на пляжи, неважно, зарубежные или российские, зимой куда-нибудь в Подмосковье встретить Новый год, на майские праздники, на 8 Марта могли куда-то отправиться, то сейчас происходит сокращение числа поездок.

Многие с трудом набирают деньги даже на одну поездку. И чаще это семейная поездка с детьми летом на море. Экскурсионные туры для большинства туристов всегда стоят на втором месте, и поэтому количество именно таких путешествий сокращается.

Признаки болезни

Защитники громких цифр могут обратить внимание на то обстоятельство, что в путешествия по России ее граждане обычно предпочитают отправляться самостоятельно, не прибегая к услугам турфирм. Поэтому картина, которую рисуют представители туристического бизнеса, может невольно искажать действительность. Но тогда о росте потока должны были бы свидетельствовать другие показатели, например спрос на гостиницы.

Между тем, по данным комитета «Опоры России» по туризму, годовая загрузка отелей в российских регионах составляет всего 20—25%. Вряд ли это можно считать свидетельством внутреннего туристического бума. Примеры из реальной жизни показывают, что туризм в России не развивается так, как о нем рассказывают местные и федеральные чиновники, говорит вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников. Подробный анализ ситуации, который он озвучил на тех же парламентских слушаниях, можно прочитать на Hotline.travel.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

По данным Ostrovok.ru, самым популярным направлением для бронирования отелей на мартовские праздники в этом году стал Париж. Предыдущие два года лидерство удерживала Москва, которая сместилась на второе место. Третье занял Санкт-Петербург. Еще ниже в рейтинге упали другие внутренние направления: Сочи за год сместился с 8-го на 11-е место, Красная Поляна — с 19-го на 34-е, Калининград — с 37-го на 62-е, Ялта — с 24-го на 26-е.

На снижение интереса россиян к путешествиям по России указывает и спрос на авиабилеты. По подсчетам Momondo, число поисковых запросов на авиабилеты в Москву на период мартовских праздников снизилось на 1%, а Санкт-Петербург в этом году вышел из числа самых популярных направлений, пишет «Коммерсант».

Еще один признак не слишком оптимистичной ситуации на внутреннем направлении — снижение цен на отели на курортах Крыма и Краснодарского края.

«После периода десятилетнего роста, который за это время составил десятки, если не сотни процентов, в этом году мы впервые можем сказать туристам: „У нас подешевело“. Пока подешевело достаточно скромно, но то, что средняя суточная стоимость снизилась, мы подтверждаем», — говорит Ромашкин. По его словам, пока что Крым снижается на 5—7%, Краснодарский край — на 9—11%.

Сложно заподозрить российских отельеров в том, что на фоне предполагаемого бурного роста внутреннего туризма они вдруг решили проявить альтруизм и отказаться от потенциальной прибыли. Очевидно, причина кроется в бурном росте совсем другого направления: возвращение Турции на российский рынок в прошлом году резко обострило конкуренцию, отели, повысившие цены накануне сезона, ее проиграли и теперь вынуждены отступать на прежние рубежи. Поможет ли это вернуть туристов, пока сказать сложно. Результат будет виден к середине сезона.

«Любое снижение в принципе влияет на спрос. Мы сами экспериментируем с ценой и видим, что даже снижение на 5% может вызвать повышенный интерес к отелю. Снизить цену на 10% — значит получить хорошую загрузку. Думаю, какую-то прибавку это даст. Другое дело, что и Турция тоже не почивает на лаврах: у них масса маркетинговых идей, и цены тоже не растут, и доллар сейчас находится на минимальных значениях. Это позволяет купить туры тоже достаточно дешево, может быть даже дешевле, чем в 2017 году. Поэтому борьба предстоит серьезная, и думаю, что пятипроцентным снижением наши отели не отделаются», — прогнозирует эксперт.

В ожидании чемпионата

Самым востребованным у россиян направлением для летнего пляжного отдыха остается Краснодарский край. Крым, по мнению Ромашкина, уже прошел пик своей популярности, хотя в этом году ожидается, что открытие Керченского моста привлечет значительное количество туристов, которые просто захотят совместить поездку на полуостров с осмотром новой достопримечательности.

В Краснодарском крае понижение цен в большей степени коснулось Геленджика, Анапы, Туапсе — тех курортов, которые не связаны с чемпионатом мира по футболу. В Сочи верят, что футбольные болельщики съедят любые цены и компенсируют возможное снижение потока отпускников. Но и здесь есть проблема: футбольные болельщики приезжают на 2—3 дня и двигаются дальше вслед за любимой командой, а стандартная поездка в курортный отель должна составлять 10—12 дней. Поэтому у гостиниц образуются неприятные паузы в загрузке, и непонятно, как их заполнять.

Кстати, чемпионат мира сам по себе может стать проблемой для туристического рынка. Накопленная за 12 лет статистика говорит о том, что в годы проведения таких больших спортивных событий люди (в первую очередь, конечно, мужчины) предпочитают смотреть матчи и болеть вместе с друзьями и знакомыми, не выезжая из больших городов. Поэтому с середины июня до середины июля спрос на поездки в целом, возможно, будут даже несколько хуже, чем в 2017 году. Но потом туристы компенсируют этот провал и вернутся на курорты, полагает Ромашкин.

По его словам, пока спрос остается на уровне прошлого года — нет роста, но и спада, к счастью, тоже нет. «2017 год был для нас заметно хуже, чем 2016 год. Поэтому мы не хотели падать дальше и пока не падаем», — заключает он.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Также следует избегать безвозмездного получения услуг и имущества.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Одна из самых устойчивых легенд о немецких генералах касается личности Гудериана.

История о том, как непродуманные решения чиновников приводят к разочарованиям.

Благотворительные фонды в России все активнее отказываются от ящиков с пожертвованиями.

интересное

Вам снова предстоит играть за Джилл Валентайн и бороться с корпорацией Амбрелла.

Хищник уничтожает в Йеллоустонском озере местный вид – лосось Кларка.

Алюминиевый корпус, внушительный набор характеристик и доступная ценау .

Платформа предназначается для корпоративного сегмента и госсектора, где важна сохранность данных.

полезное

Покупайте больше хлама — это очень интересно.

Помогаем иммунитету естественными средствами, не поддавшись рекламе иммуномодуляторов.

развлечения

Вот что происходит, когда рядом нет отца и хорошего примера.

На дереве висят ножи, зажигалки, ножницы и другие опасные предметы.