Новое супероружие России: что такое ядерный ракетный двигатель

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Заявление, сделанное Владимиром Путиным в ходе своего послания Федеральному собранию, о наличии в России крылатой ракеты, приводимой в движение двигателем на ядерной тяге, вызвало бурный ажиотаж в обществе и СМИ. В то же время о том, что представляет собой такой двигатель, и о возможностях его использования до последнего времени было известно достаточно мало, как широкой общественности, так и специалистам. 

«Ридус» попытался разобраться, о каком техническом устройстве мог вести речь президент и в чем состоит его уникальность.

Учитывая, что презентация в Манеже делалась не на аудиторию технических специалистов, а для «общей» публики, ее авторы могли допустить определенную подмену понятий, не исключает заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров.

«То, что говорил и показывал президент, специалисты называют компактными силовыми установками, эксперименты с которыми проводились изначально в авиации, а затем при освоении дальнего космоса. Это были попытки решить неразрешимую проблему достаточного запаса топлива при перелетах на неограниченные дальности. В этом смысле презентация совершенно корректна: наличие такого двигателя обеспечивает энергоснабжение систем ракеты или любого иного аппарата сколь угодно долгое время», — сказал он «Ридусу».

Работы с таким двигателем в СССР начались ровно 60 лет назад под руководством академиков М. Келдыша, И. Курчатова и С. Королева. В те же самые годы аналогичные работы велись в США, но были свернуты в 1965 году. В СССР работы продолжались еще около десятилетия, прежде чем тоже были признаны неактуальными. Возможно, поэтому в Вашингтоне не сильно передернули, заявив, что не удивлены презентацией российской ракеты.

В России идея ядерного двигателя никогда не умирала — в частности, с 2009 года ведется практическая разработка такой установки. Судя по срокам, заявленные президентом испытания вполне укладываются именно в этот совместный проект Роскосмоса и Росатома — поскольку разработчики и планировали провести полевые испытания двигателя в 2018 году. Возможно, в связи с политическими причинами они чуть поднатужились и сдвинули сроки «влево».

«Технологически это устроено так, что ядерный энергоблок нагревает газовый теплоноситель. И этот разогретый газ либо вращает турбину, либо создает реактивную тягу напрямую. Определенное лукавство в презентации ракеты, которую мы услышали, состоит в том, что дальность ее полета все-таки не бесконечна: она ограничена объемом рабочего тела — жидкого газа, который физически можно закачать в баки ракеты», — говорит специалист.

При этом у космической ракеты и крылатой ракеты принципиально разные схемы управления полетом, поскольку у них разные задачи. Первая летит в безвоздушном пространстве, ей не надо маневрировать, — достаточно придать ей первоначальный импульс, и далее она движется по расчетной баллистической траектории.

Крылатая же ракета, наоборот, должна непрерывно менять траекторию, для чего у нее должен быть достаточный запас топлива, чтобы создавать импульсы. Будет ли это топливо воспламеняться ядерной энергоустановкой или традиционной — в данном случае не принципиально. Принципиален только запас этого топлива, подчеркивает Тихомиров.

«Смысл ядерной установки при полетах в дальний космос — это наличие на борту источника энергии для питания систем аппарата неограниченно долгое время. При этом может быть не только ядерный реактор, но и радиоизотопные термоэлектрические генераторы. А смысл такой установки на ракете, полет которой не будет продолжаться долее нескольких десятков минут, мне пока не вполне ясен», — признаётся физик.

Доклад в Манеже лишь на пару недель запоздал по сравнению с заявлением NASA, сделанным 15 февраля, о том, что американцы возобновляют научно-исследовательские работы по ядерному ракетному двигателю, заброшенные ими полвека назад.

Кстати, в ноябре 2017 года уже и Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC) сообщила, что до 2045 года в КНР будет создан космический корабль на ядерном двигателе. Поэтому сегодня можно смело говорить о том, что мировая ядерно-двигательная гонка началась.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (25)

  • Small f78f8d6c11
  • Small default
    Роман02 марта 2018, 17:15

    Думаю уважаемый физик не договаривает. В этой ракете используется такая же двигательная установка как на атомных подводных лодках. Там стоит компактный ТВЭЛ (ядерная батарейка), который вырабатывает э/э, которая в свою очередь питает лопастной эл. двигатель ракеты. Поэтому летать эта ракета может очень долго. Например, на подводных лодках, такую "батарейку" меняют раз в 5 лет. Других вариантов здесь быть не может, т. к. все они грязные с точки зрения радиации. Компактный ракетный ядерный двигатель с открытым циклом сделал еще Курчатов в 60-х годах (он стоит в музее НИИ им. Курчатова), но от его использования в атмосфере Земли отказались из-за радиации. А для его использования в космосе целей не нашлось. Поэтому все новое, это хорошо забытое старое.

  • Small cde6f1d6ad
    ВИКТОР КОРОЛЬ03 марта 2018, 10:56

    супер ракету создала первой республика БЕЛАРУСЬ о чем и было заявлено несколькими неделями раньше. а русские как всегда уворовали и теперь выдают за свое

  • Small f8d8ddaa05
    Ми халыч05 марта 2018, 06:44

    ТВЭЛ там, лопастная штука или рабочее тело...
    Важно другое. Важно то, что появляется вдруг некто которому не доложили о том, что что-то невозможно и работать не будет потому-то и потому-то. Вот он то и ставит всех на уши.

  • Small 5806464cc4
    Олег Борисович06 марта 2018, 23:50

    Меня удивляют здешние диванные кукушки, которых учили чер-ти где, только не в нашей школе. Еще и экспердами зовутся. Автор статьи придумал рабочее тело и перепутал все на свете. Воздушную ракету и космическую. Остальные вообще дальше паровоза (подводного) не видят. Воздушный прямоточный атомный двигатель работает проще, чем примус. Рабочее тело воздух. В начале разогревается активная зона до высокой температуры. Затем туда подается воздух. ОН нагревается, расширяется, как в простом авиадвигателе и выбрасывается струей, создавая тягу. Если ТВЭЛЫ выполнены герметично, то никакой радиоактивной загрязненности не создается. Если температуры для тяги не хватает, (Я не конструктор этого двигателя) то используется обычный турбореактивный двигатель, в котором нагревание воздуха все равно осуществляется ТВЕЛАми. Все определяется температурой ТВЭЛов. Они должны быть высокими. А значит сумели подобрать сплав металла, который выдерживает такие температуры. Жаль ракета разовая, хотя и летает долго. Скорость скорее всего у ракеты не большая и все из-за этих же температур).

  • Small ab52a74971
    виктор петров07 марта 2018, 05:21

    Особенно понравилось про китайские россказни про ядерный космолет в 2045 году. Видать узкоглазые точно знают что у России будет такой моторчик. Иначе у кого ж тогда они сопрут технологию???

  • Small default
    Павел Николаевич09 марта 2018, 05:01

    Автор материала (игорь свербитный) - идиoт, ибо берется рассуждать о вопросах, которые ему непонятны.
    Прежде всего ему надо понять принципы реактивного движения в низких слоях атмосферы, а потом осознать температуры создаваемые ядерной установкой )) Если он этого не поймет, то пусть займется каким-либо делом достойным его невысоким умственным способностям :) ))

  • Small 30125c3ec4
    Александр Веселов05 апреля 2018, 23:41

    Моя настоящая фамилия Станиславский и поэтому я не верю!

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Его заметили в воде в бессознательном состоянии.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

В статье речь пойдёт о таком феномене игровой индустрии как «notgames».

Иран уже позиционируется властями как виновник всех американских бед.

К наркоманам Пётр Ильич относился с брезгливым порицанием.

Я ни капли тогда не сомневался, что танк выстрелит. И он выстрелил.

Чтобы к нам попасть, нужно обладать навыками ориентирования на местности.

интересное

Минкомсвязи разрешило оператору возобновить тестирование виртуальных «симок».

Новинка получила узнаваемый дизайн в карбоновом исполнении.

Настоящие кораллы гибнут из-за глобального потепления.

полезное

Согласно статистике, 57% британцев всегда берут телефон в туалет.

Помимо этого, специалисты раскрыли простые секреты долголетия.

Люди любят делать одолжения. Так они чувствуют себя полезными.

развлечения

Самое главное — отвечать быстро и честно.

Нет человека несчастнее, чем мужчина в магазине, ждущий свою жену.

Девушка показывает, как бы нелепо в этих образах выглядели обычные люди!