Первый директор автогиганта Лев Васильев: «КАМАЗ строили для жизни»

Первый директор «КАМАЗа» прекрасно помнит во всех деталях свою почти 12-летнюю «командировку» в Челны. Встреча в Москве продолжалась больше двух часов. О самых интересных моментах нам рассказывают «Вести КАМАЗа».

– Лев Борисович, совсем немного остаётся «КАМАЗу» до 50-летия. О чём вы вспоминаете из биографии автогиганта? Что, может быть, хотели бы рассказать нынешним поколениям камазовцев?

– Главное, что задача построить комплекс заводов на 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч двигателей в год была выполнена в невероятно короткие сроки. Когда биография известна, написана, к ней трудно что-либо добавить, тем более – пытаться что-то исправить. Хотя… Как-то попалась мне на глаза книжица, где рассказывалось о строительстве «КАМАЗа». Два фото, Беляев и Батенчук – всё. И мелким шрифтом упомянут Минавтопром СССР. От незнания ли, от непонимания? Ведь именно это министерство было главным во всей этой истории. 4 млрд рублей, по тем временам, колоссальная сумма, было выделено на строительство «КАМАЗа» и частично – города, жилого фонда, 900 млн долларов для обеспечения производства самым современным технологическим оборудованием. 

– А как вообще родилась цифра «150 тысяч»?

– Вопросы решались на самом высоком уровне. Исследованиями и проблемами отрасли занимался НИИ автопром, весь проект был за ним.

– Как начался «КАМАЗ» лично для вас?

– Когда речь зашла о строительстве, я был замминистра автомобильной промышленности по внешнеэкономическим связям. Министр (А.М. Тарасов – О.Ж.) сказал мне: вот, есть проблема: грузовики нужны позарез. Несмотря на то, что 180 тысяч делал ЗиЛ, были УАЗ и ГАЗ, этого всё равно не хватало. И он сразу сделал мне предложение, сказав: «Надо строить завод. Ты подумай». Восторга я не испытал, стал приводить аргументы – я же коренной москвич, на АЗЛК к тому времени 22 года проработал, из них пять лет – директором. Потом начались вызовы в ЦК. Завотделом машиностроения Василий Семёнович Фролов прекрасный был человек, деловой и порядочный, моё уважение к нему было очень велико. Отказать ему я не мог: если, говорю, вы настаиваете… Фролов позвонил первому секретарю Татарского обкома КПСС Фикряту Ахмеджановичу Табееву – и уже на следующий день я был в Казани. Потом на самолёте У-2 – в Челны, площадку посмотреть, о чём речь идёт. Вижу – чистое поле, два козла бегают, две тростины растут – тьмутаракань какая-то, и здесь должен был быть построен завод! Контуры проясняться стали, когда начались земляные работы. 

– Вам пришлось работать с самыми разными людьми, руководителями. Что сохранили о них в памяти?

– Нельзя не сказать о роли в строительстве «КАМАЗа» Алексея Николаевича Косыгина. Это он, будучи Председателем Совета Министров СССР, в 1969-м подписывал Постановление от 14 августа о начале строительства «КАМАЗа» и постоянно следил за развитием завода, всегда находил время для обсуждения вопросов по «КАМАЗу», даже как-то в Кисловодске была такая встреча, где он проводил отпуск. На стройку приезжал в конце декабря 1971 года. Всякий мой приезд в Москву меня встречал и сопровождал его помощник. Крупный инженер-строитель был Иванцов (впоследствии ушёл в Минэнерго). Его предложение – строить столбчатые фундаменты из бетонных блоков, опираясь на бетонные сваи – думаю, сократило нам время строительства года на полтора, если не два.

– А те, с кем непосредственно работали на «КАМАЗе»?

– Мои замы, инженеры – прекрасные были люди. Многих уже нет, к сожалению. «Мой человек» был Алексей Павлович Суббота, которого я из Токмака пригласил директором кузнечного завода, заместитель по капстроительству Виктор Васильевич Перцев. Как не назвать секретаря парткома Аркадия Андреевича Родыгина, отличного организатора, требовательного и человечного, как не вспомнить Ильдуса Борисовича Закирзянова, первого председателя профкома. А первый начальник прессового производства (позже – директор ПРЗ) Валерий Николаевич Соколов, директор РИЗа Юрий Григорьевич Кузнецов, Николай Бех, совсем молодым, в 34 года возглавивший литейный завод? Краковский – блестящий специалист с точки зрения литейного производства, умница. Володя Азаров – прекрасный технолог, с большой буквы. Владимир Иванович Щербаков – мой зам по экономике, из категории замов, к которым нет вопросов. Он, правда, позже пришёл, потом был председателем Совета директоров «Автотора». У меня были замечательные помощники Валентина Новикова и Вячеслав Панфилов. До сих пор приезжает ко мне Геркен, который занимался жилищным строительством. Эти люди создавали ядро коллектива. С теми, кто в Москве, по сей день поддерживаю связь. Назвал бы ещё очень многих: коллектив сложился отличный. Уже за первые 10 лет работы «КАМАЗ» оправдал все капвложения государства по строительству. 

– Тогда выпускалось всего четыре модели…

– Да. Это сейчас – «давай машину такую, давай этакую». Мы делали просто КАМАЗы. 

– Лев Борисович, а почему Брежнев лично не приехал на «КАМАЗ», когда пошли первые автомобили?

– Нет, зачем же? Кириленко (член Политбюро, секретарь ЦК КПСС – О.Ж.) был уполномочен, приезжал достаточно часто. Помню эпизод: летел он как-то в Челны вместе с Непорожним (министр энергетики СССР – О.Ж.). Какой у них за время полёта разговор был, не ведаю, но Кириленко сразу по приезде ко мне: как дела? Строим потихоньку, говорю, Андрей Павлович. «А ты, говорят, всё критикуешь?» – «Увидите сами всё», – отвечаю. Приехали на завод двигателей. А получилось так, что когда начали его оснащать по проекту, оказалось, не хватает 200 тыс. кв. м площадей – были вынуждены достраивать, хотя уже шёл монтаж оборудования. Вот и пришли мы с Кириленко буквально к обрезу – бетонных полов с оборудованием. Дальше – земля. Вот, говорю, тут достраиваем. Фоменко (начальник ПО «Камгэсэнергострой» – О.Ж.) попытался что-то проговорить – секретарь ЦК его оборвал, и я понял, что разряд в мой адрес по поводу «критикуете» кончился. Уезжая, он поддержал: дело идёт в нужном направлении. 

– Проект «КАМАЗа» ориентировался на зарубежные производства?

– По закупке технологического оборудования – конечно. На самое передовое, и смело можно говорить, что оно прошло проверку временем. Закупками занималось Министерство внешней торговли СССР, огромная работа была под руководством Николая Семёновича Патоличева, профессионала и человека высокой культуры.

– А именно как комплекс заводов?

– Нет, это был совершенно уникальный проект, вся конструкция – разработка Минавтопрома. Очень много было оригинального. Фундаменты, например – заслуга Минмонтажспецстроя, умница был министр Борис Владимирович Бакин. Изумительная, настолько она ускорила все процессы, его идея – созданная линия по производству перекрытий: когда ставили колонны площадью 48 кв. м, под них изготовлялись перекрытия – не пустые, а целые конструкции с воздуховодами, вентиляцией и прочими необходимыми для жизнеобеспечения завода элементами. Попробовали бы всё это туда вставить постфактум! 

– А сами вы за руль КАМАЗа садились? Оценили его как водитель?

– Однажды, где-то через полмесяца после выпуска первых автомобилей. Конвейер наш уже начал работать. Сравнивать я мог КАМАЗ только с ГАЗ-АА, на котором работал в Ульяновске в эвакуации. Но что сравнивать, господи! Совершенно другая машина! Я получил удовольствие… понимая, что немножко моих сил вложено в него. Да, немножко. Я ведь увлечён автомобилем с пелёнок, отец был шофёром, потом руководителем автобазы, которая обеспечивала материалами авиационную промышленность. Лет с 12-13 занимался в автомобильной секции в Доме пионеров. И войну начинал фронтовым шофёром, но вскоре попал в пехоту, в 1943-м получил ранение предплечья. 

– Что пожелаете камазовцам?

– Здоровья – и «КАМАЗу», и камазовцам, хранить и развивать то, что создано предшественниками. Завод и автомобиль люди строили для жизни, ресурс жизненных сил был заложен колоссальный. Всем сердцем желаю, чтобы у нас, на «КАМАЗе», так было на долгие, долгие годы. 

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Его заметили в воде в бессознательном состоянии.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

В статье речь пойдёт о таком феномене игровой индустрии как «notgames».

Иран уже позиционируется властями как виновник всех американских бед.

К наркоманам Пётр Ильич относился с брезгливым порицанием.

Я ни капли тогда не сомневался, что танк выстрелит. И он выстрелил.

Чтобы к нам попасть, нужно обладать навыками ориентирования на местности.

интересное

Минкомсвязи разрешило оператору возобновить тестирование виртуальных «симок».

Новинка получила узнаваемый дизайн в карбоновом исполнении.

Настоящие кораллы гибнут из-за глобального потепления.

полезное

Согласно статистике, 57% британцев всегда берут телефон в туалет.

Помимо этого, специалисты раскрыли простые секреты долголетия.

Люди любят делать одолжения. Так они чувствуют себя полезными.

развлечения

Самое главное — отвечать быстро и честно.

Нет человека несчастнее, чем мужчина в магазине, ждущий свою жену.

Девушка показывает, как бы нелепо в этих образах выглядели обычные люди!