Надо ли бояться самолетов, созданных после развала СССР

© Миаил Григорьев

© Миаил Григорьев

Катастрофа Ан-148 с бортовым номером RA-61704, направлявшегося из Домодедово в Орск, которая унесла жизни 71 человека, стала второй, после гибели SSJ 100 в 2012 году в Индонезии, фатальной аварией пассажирских самолетов, разработанных и построенных на постсоветском пространстве.

Самолет с трудной судьбой

Говорить о том, что послужило причиной гибели машины пока преждевременно. В течение вчерашнего дня версии случившегося менялись, подобно картинкам в калейдоскопе: от столкновения с почтовым вертолетом до взрыва двигателя и теракта.

В том, что истинные причины аварии будут установлены, сомневаться не стоит хотя бы потому, что бортовые самописцы Ан-148 найдены, плюс ко всему имеется достаточное количество свидетелей катастрофы.

Проблема состоит в другом — не приведет ли вчерашняя авария к отказам авиакомпаний и пассажиров от полетов на новых самолетах, созданных после развала СССР.

Что же представляет собой злополучный борт авиакомпании «Саратовские авиалинии», следовавший вчера рейсом 6W 703 из Домодедово в Орск?

Ан-148 — разработанный украинским АНТК им. О. К. Антонова ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, рассчитанный на перевозку 60—80 пассажиров на расстояние до 4400 км.

Разработка этой машины, начавшаяся в первой половине 2000-х годов, была обусловлена двумя основными целями: во-первых, необходимостью создания современного легкого и экономичного самолета на смену Ту-134, а во-вторых — неприхотливостью в отношении качества взлетно-посадочной полосы (ВПП) и аэропортовой инфраструктуры. Именно поэтому конструкторами была выбрана аэродинамическая схема свободнонесущего высокоплана с крылом умеренной стреловидности. Турбореактивные двигатели самолета располагались высоко от земли, что обеспечивало их защиту от попадания посторонних предметов при взлете и посадке на грунтовые и снежные ВПП.

С 18 июля 2001 года началось проектирование самолета, получившего обозначение Ан-148, под руководством Петра Балабуева. Базовая модель Ан-148-100 с длиной фюзеляжа 29,13 метра рассчитывалась на перевозку до 80 пассажиров, а модель Ан-148-200 с длиной фюзеляжа 34,36 метра — до 100 пассажиров. Кроме того, было предусмотрено создание Ан-148T — транспортной версии, грузоподъемностью 15—20 тонн с боковой грузовой дверью и с задним люком-рампой, а также самолетов грузопассажирского и специального назначения.

Ан-148

© wikimedia.org

Что касается серийного выпуска разработанного на Украине самолета, то вначале рассматривалась возможность производства Ан-148 на заводе в Улан-Удэ. Однако через некоторое время от данного варианта пришлось отказаться. Вместо этого производить машины было решено в Киеве и в Воронеже. 17 декабря 2004 года Ан-148 совершил свой первый полет.

На сегодняшний день основная часть Ан-148 производится в России. На конец 2017 года построено 44 машины, которые эксплуатируются в России и на Украине. Несколько самолетов используются в Корее и Сирии.

Инциденты с Ан-148

Несмотря на сравнительно небольшое общее число выпущенных Ан-148, за самолетом числится несколько довольно серьезных авиационных происшествий, хотя до вчерашнего дня все они обходились без человеческих жертв.

Так, 4 июня 2010 года с Ан-148 (RA-61701) авиакомпании «Россия», выполнявшим рейс FV 132 из Москвы в Санкт-Петербург, произошел серьезный инцидент, связанный с нештатным функционированием системы управления самолетом. Короткое замыкание в цепи ЭДСУ вызвало отказ одного из каналов управления, что привело к пикированию самолета с углом 26° и правым креном 56°. Благодаря действиям пилотов и переводу управления в штурвальный режим самолет восстановил управляемость и благополучно приземлился в аэропорту Пулково.

26 февраля 2012 года с Ан-148 (RA-61701) авиакомпании «Россия», выполнявшим рейс из Берлина (аэропорт Шёнефельд) в Санкт-Петербург, произошел серьезный инцидент, связанный с отделением колеса от шасси во время отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы.

10 сентября 2017 года самолет Ан-148 рейс 6В-5837 «Саратовских авиалиний» по маршруту Киров — Симферополь совершил экстренную посадку. В 4:15, через 10 минут после вылета из Победилово (Киров), у самолета отказал правый двигатель из-за падения давления масла. В 6:15 воздушное судно совершило вынужденную посадку в аэропорту города Саратова. На борту самолета находились 72 пассажира и четыре члена экипажа.

1 октября 2017 года во время взлета рейса авиакомпании «Ангара» Талакан — Иркутск загорелся правый двигатель. Воздушное судно совершило вынужденную посадку в пункте вылета.

Разучились делать самолеты?

С распадом СССР российский авиапром переживает далеко не самые лучшие времена. По сути, из машин постсоветской разработки за это время удалось наладить серийное производство только SSJ 100 (построено 154 машины) и все того же Ан-148 (построено 44 машины). Теперь на счету и того и другого имеется по одному фатальному происшествию, приведшему к полной гибели самолетов и всех, находившихся на борту людей. Учитывая небольшое количество произведенных машин и неопределенность с их дальнейшим производством, это дает далеко не самую благоприятную статистику эксплуатации. Накладываясь на проблемы с качеством узлов и деталей, а также технического обслуживания, все вместе это вызывает у компаний-эксплуатантов и пассажиров все новые предубеждения в отношении этих самолетов. В особой степени это касается Ан-148, производство которого находилось под вопросом еще накануне вчерашней трагедии и после нее может быть свернуто окончательно.

На каком самолете, на ваш взгляд, лететь безопаснее всего?

Проголосовало 144 человека
(Для голосования нажмите на соответствующую вашему выбору строку)

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (6)

  • Small 8eb790376e
    Abstinent12 февраля 2018, 08:42

    Лучше вовсе не летать. Береженого бог бережет.

  • Small 61dc63c072
    Лапоть12 февраля 2018, 09:55

    Если честно, я как огня боюсь Сухого Суперджет 100.
    Потому что это непонятно что, сделанное в отсутствии финансирования, с кучей иностранных комплектующих (которые взяли просто потому что они подошли, а производство своих таких же крякнулось вместе с развалом СССР) и наверняка с недоработками, на которые комиссии пришлось закрыть глаза, потому что требовалось всеми правдами и неправдами выкатить этот самолет, чтобы показать, что в России еще что-то создается.

  • Small 66c6553c1f
    виктор-740912 февраля 2018, 11:25

    В том, что истинные причины аварии будут установлены, сомневаться не стоит хотя бы потому, что бортовые самописцы Ан-148 найдены, плюс ко всему имеется достаточное количество свидетелей катастрофы...здесь уже не пишут про очевидцев взрыва...значит нам опять соврут...

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Жителя Подмосковья и его 9-летнюю дочь обстреляли коллекторы.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Практические советы для желающих посетить лично родину шахмат.

Какие именно перемены женщин расстраивают мужчин больше всего?

Стоит ли тратить деньги на усиленные батарейки АА?

интересное

Повторное сближение с астероидом произошло утром 11 июля.

Перечень учитывает не только гонорары знаменитостей, но и упоминаемость.

полезное

Данные сферы деятельности могут привести к выкидышам и патологиям.

Онколог предупредила о необходимости обращаться к врачам, если наблюдаются эти симптомы.

Участниками исследования, которое длилось 60 лет, стали около девяти тысяч человек.

развлечения

Выберите рисунок-лабиринт, а мы расскажем, что вы безуспешно скрываете.

Открытая ладонь называется хамса — символ защиты и удачи.

Серый зверь со знанием дела трогает купюры лапкой.

А также высказал свое мнение о празднике 1 Сентября.