Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Самые необычные изобретения Жюля Верна, воплотившиеся в жизнь

08 февраля, 01:31 | Эрика Ефремова

Сегодня, 8 февраля, прошло ровно 190 лет со дня рождения знаменитого французского писателя, основателя жанра научной фантастики Жюля Верна.

На его книгах выросло уже не одно поколение, а многие произведения хочется перечитывать, так как каждый раз открываешь для себя что-то новое: ребенком ты видишь в рассказе борьбу добра и зла, в подростковом возрасте — замечаешь романтические и авантюрные приключения героев, а читая эти же рассказы уже своим детям, тебе открывается мир настоящей научной фантастики, который, возможно, ты не замечал в детстве.

У Жюля Верна потрясающе получалось на страницах книг создавать антураж будущего: немыслимые изобретения, открытия, исследования, которые писатель создавал в своем воображении. Кстати, многие изобретения, о который писатель рассказывал еще в конце 19 века, действительно претворились в жизнь.

Из Москвы в 北京

Например, в 1893 Жюль Верн написал приключенческий роман «Клодиус Бомбарнак», названный в честь главного героя — журналиста газеты XX век, который по заданию редакции отправляется описать путешествие по большой Трансазиатской магистрали или железной дороге, начинающейся в Узун-Ада, проходящей через российский и китайский Туркестан и заканчивающейся в Пекине.

Клодиус Бомбарнак должен оставить все дела и 15 числа текущего месяца находиться в порту Узун-Ада на Каспийском море. Там он сядет в прямой Трансазиатский поезд, соединяющий Европейскую границу со столицей Поднебесной Империи. Поручается передавать впечатления в форме хроникальных заметок, интервьюировать в пути достойных внимания лиц, сообщать о любых происшествиях в письмах или телеграммах, в зависимости от срочности. «XX век» рассчитывает на усердие, сообразительность, ловкость своего корреспондента и предоставляет ему неограниченный кредит, говорится в записке, которую получил журналист.

С точки зрения приключений, роман получился очень интересным: главный герой на протяжении дороги знакомится с интересными людьми, например, среди попутчиков Бомбарнака оказался немецкий барон, который собирался побить мировой рекорд скорости путешествия вокруг света за 39 дней. Журналист постоянно попадает в разные передряги, что затягивает читателя, полностью погружая в картину происходящего.

Но главная научная фишка, которую Жюль Верн предсказал — это сама магистраль, связывающая Россию и Китай. Тогда многие отнеслись с настороженностью к такой фантазии писателя, но, «научная фантастика — ничего не поделаешь». Кто бы мог подумать, что всего через 61 год после написания романа, в 1954 году будет построена железная дорога между Москвой и Пекином, которая функционирует до сих пор: вы стартуете с Ярославского вокзала и всего через шесть дней оказываетесь в Пекине.

В 2015 году был предложен проект по строительству скоростной магистрали, которая доставит вас до Пекина всего за двое суток, а маршрут поезда пройдет через территорию Казахстана. Реализовать такой проект планируют к 2025 году. Кстати, в романе путь героев составил 13 суток.

Вокруг света

Воображению Жюля Верна можно только позавидовать: 66 романов, около 20 повестей и рассказов, более 30 пьес — и все представляют собой уникальные произведения научной фантастики. Излюбленная тема писателя — это путешествия, без которых не обходится ни один рассказ, причем даже в этом направлении Верн смог заглянуть в будущее.

В одном из самых популярных романов «Вокруг света в восемьдесят дней» Жюль Верн поведал об англичанине Филеасе Фогге, который, заключив пари на двадцать тысяч фунтов стерлингов, отправляется в кругосветное путешествие, которое планирует совершить всего за 80 дней. Конечно, не обходится без приключений, любви и неприятностей — в этом весь писатель-фантаст, но самое интересное, что в романе автор высказал предположение, что через пару лет человек научится огибать Землю всего за восемьдесят часов.

И здесь Жюль Верн оказался близок к истине. Сейчас минимальное время кругосветного путешествия составляет 72 часа, и поставил этот рекорд советский летчик Лев Васильевич Козлов, попавший в 1990 году в Книгу рекордов Гиннеса.

Это было кругосветное самолётное путешествие, в рамках которого Козлов и его команда облетели весь земной шар за 72 часа и 16 минут. Самолет стартовал из Мельбурна (Австралия), затем пролетел через Южный полюс, совершил дозаправку в бразильском Рио-де-Жанейро, пересёк экватор, пролетел над столицей Марокко и дозаправился в Касабланке, пролетел над Камчаткой и возвратился в Мельбурн с опозданием к намеченному времени прибытия всего на 19 минут.

А в марте 2010 года швейцарский летчик поставил рекорд, преодолев это расстояние за 58 часов на пассажирском самолете бизнес-класса.

И до Луны

В своих путешествиях не забывал Жюль Верн и о космосе. Стоит вспомнить его рассказы «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870), в которых автор довольно подробно описывал процесс полета в космос, хотя настоящий полет произошел почти через 100 лет.

Если вы не читали эти рассказы, то напомним, что действие романов происходит в середине 19 века, и «Вокруг Луны» является продолжением книги 1865 года. В романе «С Земли на Луну» основатель Пушечного клуба решает построить пушку, снаряд которой мог бы после выстрела достигнуть Луны. Изначально шарообразную капсулу (снаряд) планировали сделать из алюминия, однако позже было решено сделать в качестве снаряда пушки полый металлический цилиндр, заостренный с одной стороны. На Луну отправилась команда из трех человек — Капитан Николь, Импи Барбикен и Мишель Ардан.

Само описание полета «Колумбиады» удивительно точно совпало с будущим настоящим полетом корабля «Аполлон-8» 1968 года.

Оба космических аппарата — и литературный, и реальный — имели экипаж, состоящий из трех человек, причем их имена немного перекликаются в вымышленными героями: Борман, Ловелл и Андерс — имена американских космонавтов. Размеры и масса двух космических аппаратов так же практически одинаковы: высота снаряда «Колумбиады» — 3,65 м, вес — 5 547 кг; высота капсулы «Аполлона» — 3,60 м, вес — 5 621 кг.

В качестве старта лунной экспедиции выбрана местность Стоунз-Хилл во Флориде, что близко по расположению к современному космодрому на мысе Канаверал, откуда стартовал «Аполлон». Выше мы писали, что Жюль Верн сначала хотел сделать аппарат из алюминия, что для конца 19 века было нонсенсом, ведь металл далеко не из дешевых.

Кто бы мог подумать, что всего через 100 лет алюминий будет широко применяться для нужд аэрокосмической индустрии.

Не такая уж и антиутопия

Еще один популярный роман Жюля Верна — «Париж в XX веке», написанный в редком для писателя стиле антиутопии. Писатель пофантазировал, как будет выглядеть общество через 100 лет, в частности Париж. Если не вдаваться в «жюльверновскую романтику», и не учитывать, тот факт, что по мнению писателя, в 1963 году не будет ни искусства, ни литературы, то многие технические вещи он предсказал верно.

Например, в романе подробно описано устройство города: в каких квартирах и домах живут парижане, что их заботит, в какие магазины ходят на досуге. Особое внимание автор уделил транспорту, описывая машины-дирижабли, метро, корабли.

Читателя 21 века может позабавить размышления о телевидение или компьютерах, зачатки которых как раз начали появляться в эпоху Жюля Верна. В романе автор описал прообраз телевидения, а также возможность общаться, видя собеседника на мониторе. При этом, вычислительные операции в банках выполняли специальные машины, похожие на громоздкие ЭВМ второй половины XX века.

Гуляя по страницам романа мы встречаем «электрические канделябры» на Елисейских полях, освещающие огромные рекламные надписи, где над городом парит ажурная башня, которую построят лишь в 1889-м. Возможно, некое подобие Эйфелевой башни и представлял себе Жюль Верн.

«Машина снимает копии писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам». «Фотографический аппарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии в 5 тысяч лье», «Чтобы связаться с Америкой из Европы, требуются считанные секунды».

Сегодня для нас принтер, факс, интернет и мобильная связь — привычные вещи, без которых трудно представить современную жизни, но почти 150 лет назад, когда Верн сочинял свои романы до таких изобретений было еще далеко.

Спуститься с небес под воду

Напоследок мы оставили, наверное, одно из самых интересных и неоднозначных предсказаний Жюля Верна — это быстроходные подводные лодки, про которых рассказывалось в романе «20 000 лье под водой».

Конечно, история подводного кораблестроения началась еще в XVII веке, задолго до появления французского писателя, поэтому на момент написания романа у Жюля Верна было достаточно материала, чтобы придумать фантастическую историю про подводное судно Наутилус и капитана Немо.

Корабль капитана Немо погружался на многие километры, развивал скорость до 50 узлов, позволяя проводить исследования морского дна и эффективно воевать. По правде сказать, многие из показателей «Наутилуса» и сейчас выглядят крайне фантастически, но кто знает, может еще через десяток лет с развитием науки мы приблизимся к прогнозу Жюля Верна.

Самолеты, машины, подводные лодки, интернет, телевидение — это лишь малая часть того, что предсказал Жюль Верн. Но сам писатель не любил, когда его называли предсказателем:

Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются, писал знаменитый автор.