Историческая травма? Как в Казани относятся к Ивану Грозному

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Ровно 471 год назад, 29 января 1547 года (по новому стилю — 16 января), Иван Грозный первым из русских князей принял титул царя. Историки признают, что монарх отличался жестоким и деспотичным характером. С другой стороны, именно при нем в Европе начали воспринимать Русь как серьезного игрока. Он расширил государство, присоединив Казанское и Астраханское ханства.

Привет от «бабушки»

С завоевания Казани прошло почти 500 лет, но неприязнь к Ивану Грозному сильна до сих пор. Периодически некоторые сообщества в соцсетях напоминают о том времени.

«1552. Помним. Не забудем».

А осенью 2017 года, с обострением языкового вопроса в Татарстане, по соцсетям гуляло обращение общественного деятеля Фаузии Байрамовой, которую называют «бабушкой татарского национализма». Она утверждала, что нынешняя ситуация, когда в регионе отменили обязательное преподавание татарского языка в школях, сравнима с событиями 1552 года.

«Наше сегодняшнее положение напоминает октябрь 1552 года. Если тогда мы потеряли наше государство, то теперь стоим на пороге того, чтобы потерять нашу нацию. Запрет изучения татарского языка в школах — это означает запрет самой нации, прекращение жизни», — писала она.

«Фигура Ивана Грозного и сейчас крайне отрицательна для татар, — подтвердил „Ридусу“ доктор исторических наук Дамир Исхаков. — Причин две: во-первых, это насильственный захват Казанского ханства, когда татары сильно пострадали. Я сам считал — татары потеряли треть Казанского ханства. После этого татар начали выселять из городов, так что мы фактически потеряли городскую часть населения. Ну и во-вторых, последовавший за этим процесс насильственной христианизации».

По словам историка, в первую очередь христианство принимали ханы и их ближайшие родственники. Многих знатных татар выселили в северные области — например, Новгород.

Турист, оказавшись в Казани, вряд ли поймет, что татары думают о «великом князе всея Руси». С одной стороны, остров-град Свияжск, построенный по приказу Ивана Грозного как база русских войск для осады Казани, здесь называют оплотом православия. Недавно остров пережил реконструкцию, и сейчас гулять по нему — одно удовольствие.

© youtube.com

© instagram.com

В то же время практически в центре Казани недалеко от кремля есть храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани. Он заброшен и не действует. Лишь несколько раз в год православные активисты убирают в храме, а священник проводит службу.

«Татарам вряд ли особенно люб этот монумент. Не знаю, если центральные федеральные власти считают себя наследниками имперской власти, они должны за ним ухаживать», — считает Исхаков.

Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани

© Анна Главатских

Активисты убирают в храме

© Анна Главатских

«Кроме насильственной христианизации была и добровольная»

А вот у православных татар (кряшен) особого негатива к Ивану Грозному нет. Официальная наука считает их группой в составе татар, но сами кряшены называют себя отдельным народом.

Историк, председатель Совета ветеранов кряшенского движения Казани Аркадий Фокин убежден: Иван IV практически не повлиял на формирование этой этнической группы.

«В целом к Ивану Грозному кряшены относятся более спокойно, потому что он и его политика христианизации татар-мусульман не оказали существенного влияния на этноконфессиональную самоидентификацию кряшен. Нельзя утверждать, что насильственной христианизации не было, но с другой стороны, мы совершенно не согласны с мнением, что кряшены произошли в результате нее. Кроме насильственной христианизации была добровольная, начиная с раннего Средневековья. Есть те, кого насильно крестили после взятия Казани. Но как вы помните, Екатерина II разрешила исповедовать любую религию, и очень многие новокрещеные татары, как их называют, вернулись в ислам. А уж после революции, после Японской войны, после Первой мировой, Гражданской войны все, кто желал, ушли от православия», — объяснил он «Ридусу».

Кряшены в национальных костюмах

© instagram.com

Однако и среди татар есть те, кто считает, что Иван Грозный сыграл положительную роль в истории Татарстана. Согласно результатам исследования «„Войны памяти“ и „конвенции памяти“ в постсоветском Татарстане: элитарные версии исторического прошлого и массовые представления", проведенного социологами Казанского федерального университета, таких около 34,2%.

При этом, отвечая на вопрос «Какие события в истории Татарстана вы считаете самыми трагическими», вариант «Завоевание Казани в 1552 году» выбрали только 8,8% казанцев и 11,6% казанцев-татар. Самый популярный ответ — «Великая Отечественная война», этот вариант выбрали 34,2% жителей Казани и 32% казанцев-татар. На втором месте оказалась война в Афганистане — так считают 6,6% казанцев и 14,8% казанцев-татар, сообщает ИА Regnum.

Миф 1552 года?

Казанцы нового времени начали воспринимать завоевание города как трагическое событие лишь в 90-х годах, убежден историк Александр Овчинников.

«1552 год в Татарстане позиционируется как особая дата. В 90-е годы местными интеллектуалами и политиками была сконструирована целая „историческая травма“. Суть ее в том, что взятие Казани войсками Ивана Грозного — тяжелейшее событие в истории татар: они лишились независимости, государственности, возможности развивать свою культуру и т. д. Такую интерпретацию событий я бы назвал больше политической, чем научной», — рассказал он.

Говорить о том, что татар лишили государственности в 1552 году, с научной точки зрения неправильно, убежден эксперт. В XVI веке, по его словам, еще не было ни народов в современном смысле этого слова, ни самой государственности как явления.

Картина Петра Коровина «Взятие Казани Иоанном Грозным»

© wikipedia.org

«В средневековых источниках фиксируется то, что современному человеку кажется невозможным: „беспроблемный переход“ из одной „национальности“ в другую. Даже один из нынешних татарских идеологов, историк Дамир Исхаков, в одной из своих научных публикаций был вынужден признать, что в источниках XVI—XVII веков половина чувашей называется черемисами, ясачная часть татар в пределах Казанского края — „ясачными чувашами“, будущие группы татар Среднего Приуралья именуются остяками… Это все равно что, например, человек сначала был студентом, потом, спустя определенное время, стал военным пенсионером, при этом переехал из Казани в Москву и превратился из казанца в москвича. Таким образом, никаких „народов“ в 1552 году не существовало, поэтому нельзя говорить, что войска русского государства лишили татар государственности», — считает он.

Овчинников уверен, что «миф 1552 года» очень конфликтогенен. В рамках этого мифа современные русские ассоциируются с потомками завоевателей, а татары — с потомками их жертв. Ситуация несколько обострилась в октябре 2017 года после того, как в местных школах отменили татарский язык как обязательный предмет.

Многие общественные деятели и ученые принялись сравнивать ситуацию с 1552 годом — мол, тогда татары потеряли государство, а сейчас они теряют язык — важнейшую часть „души народа“. Заговорили даже о новом „национальном пробуждении“, и в текстах опять часто замелькали цифры 1552. Сейчас можно сказать, что это была относительно небольшая вспышка этого мифа. Он муссировался только в отдельных местных изданиях, и сейчас эта тенденция явно пошла на спад, подчеркнул историк.

Примерно с 2000-х годов, с начала укрепления вертикали власти, казанские историки начали описывать события XVI века менее эмоционально, напомнил Овчинников. К примеру, директор Института татарской энциклопедии Академии наук Татарстана Искандер Гилязов недавно заявил: «Мы что, должны 450 лет лить слезы, что потеряли свое государство?»

«Так что сейчас в официальных публикациях подчеркиваются положительные моменты вхождения Среднего Поволжья в состав Российского государства. Больше пишут о „взаимообогащении культур“ и начале России как многонационального государства», — подытожил собеседник «Ридуса».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (2)

  • Small f11810240d
    Nataliaivanova Ivanova31 января 2018, 11:03

    Как-то не хочется смолчать. Религиозные "разногласия" - очень опасные источники войн, легко людей превращать в бессмысленную толпу. Сегодня в 21 веке религия - ненавязываемое личное дело каждого человека, историю, мужество представителей любого народа безусловно уважать должны все нации! -
    независимо от результата каких-то убоищ. Предвзято копаться в прошлых тысячелетиях значит придумывать себе пиар для каких-то личных целей. Ну такая была история... Вот если родной язык (на котором человек думает) начинают нивелировать с гос. уровне - это национальная беда.

  • Small efdd483d99
    Олежка Кузнецов22 января 2019, 18:11

    Любой народ должен уважать все нации. Фаузия Байрамова не права в своих взысканиях. Фаузия Байрамова - идол религиозных "разногласий", которая направила всех татар против христианства. Было дело в прошлом и что теперь из - за этого войны строить, нации друг против друга травить. Правильно внизу сказано в комментарии: "Предвзято копаться в прошлых тысячелетиях значит придумывать себе пиар для каких-то личных целей". Я согласен с этим. Фаузия Байрамова - человек которая нарушила мир между нациями. Она ведет свои интересы как "революционер" - красные против белых, вот вся ее ошибка!

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Выздоровел мужчина с коронавирусной инфекцией.

Общее число выявленных больных в столице выросло до 3357 человек

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Предварительные итоги года в отечественной музыке.

Давайте попробуем разобраться в сортах журналистов и вопросе доверия.

На злобу дня: о системе здравоохранения за колючей проволокой.

Давайте вспомним слова великих героев видеоигр в связи с реальной ситуацией.

Делиться едой не стыдно — стыдно не замечать бедных.

интересное

«Ридус» предоставил свои возможности для онлайн трансляции показов Недели моды MBFW Russia

Вам нужно вместе со своей хозяйкой исследовать гигантский подводный мир.

полезное

Даже молодым надо почаще бывать на свежем воздухе.

Чтобы не было желания уехать друг от друга подальше и не видеться пару лет.

развлечения

Большинство подписчиков похвалили комментатора за классное исполнение, но нашлись и хейтеры.

Но шокированы они были потрясным и необычным внешним видом некоторых лакомств.

Комментаторы вновь сошлись во мнении, что «кошки — это жидкости».

Всю правду о ваших желаниях поведает ваше подсознание.