Археологи: северные ханты наряжали духов-покровителей в военную форму

Сотрудница Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН Аксана Богордаева провела исследование, в ходе которого выяснилось, что северные ханты с древних времен шьют для своих духов-покровителей одежду, похожую на военную форму. 

Оказывается, подобные артефакты археологи находили в святилищах северных хантов еще в XVIII веке, и традиция надевать на духов форму сохранилась до сих пор. С XVIII в Российской империи стала использоваться военная форма в виде суконных сюртуков, кафтанов и мундиров с двумя рядами металлических пуговиц.

Примеры форменного сюртука по Рисунку форменной одежды чинов судебного ведомства, 1895 год.

А.Богордаева / Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2017

Такие пуговицы пользовались большим спросом у северных народов хантов и манси, которые использовали их как украшения для сумок, обуви, поясов. Оловянные или медные пуговицы нашивали на края жертвенных платков в качестве звенящих подвесок. Шили такие наряды и для духов-покровителей.

Обычно духов олицетворяли небольшие фигурки из дерева, металла или ткани, которым подносили жертвы, а также их наряжали в костюмы. Делали такие фигурки по специальным случаям, например, на свадьбу, после чего семья бережно хранила поделку, передавая ее по наследству.

Обнаружив такую одежду, археологи пришли к выводу, что ханты и манси наделяли своих духов-покровителей атрибутами и символами власти, характерными для того или иного периода российской истории. Изначально в жертву приносилось оружие и суконная военная форма, а в более поздние времена к ним добавилась форма гражданских служащих и одежда, подаренная императором местным князьям.

Куртка духа-покровителя северных хантов. Музей природы и человека, г. Ханты-Мансийск

А.Богордаева / Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2017

В узком кругу археологов такая особенность выбора подношений была известна, но мало изучена, поэтому Аксана Богордаева решила подробнее изучить истоки древней традиции. Для этого она проанализировала этнографическую литературу, а также результаты экспедиций 2005-2010 годов в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, в ходе которых исследователи описывали изображения духов-покровителей северных хантов и пожертвованную им одежду.

Описанная одежда делилась на два типа: форменные сюртуки или мундиры, и одежда, сшитая самими хантами, имитирующая форменную. Когда одежда духов изнашивалась, ее заменяли на новую. Мастера старались полностью повторить настоящую форму, нашивая на одежду духов эмблемы ведомства или государственную атрибутику.

«Если этот знак соотносился с традиционной символикой хантов, то такие пуговицы наделялись более высоким статусом; по возможности их выменивали, покупали и использовали для украшения одеяний фигурок духов-покровителей, отмечает исследовательница.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Экс-глава Генштаба ВСУ рассказал об атаке на батальон «Донбасс».

Украинские силовики открыли массированный огонь по Донецкому аэропорту.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

«Бомбилы» против «антенщиков» воевали в 90-е, но эти времена прошли не везде.

Эти 12 красивых атлантов стоят не в Питере, или Москве, место их прописки — столица Дагестана.

Алиса — помесь немецкой и восточно-европейской овчарки, внешне, чем-то, напоминает волка.

интересное

Портрет культурного лидера в интерьере коммерциализации, глобализации и цифровизации.

От токсоплазмоза до родительских инстинктов: что пробуждает в людях нежность к кошачьим.

Новинка поддерживает как классические, так и современные игры.

полезное

Десятидневных новогодних каникул россиянам ближайшей зимой можно не ждать.

За дачный сезон теперь можно «собрать» штрафов на десятки тысяч рублей.

Покупка недвижимости в Израиле - какие места и почему выбирают москвичи

развлечения

Жюри возглавил актер Константин Хабенский.

Фантастический мир, в котором смешались советские деревни, роботы, сказки, инопланетяне и российский автопром.