+3
Сохранить Сохранено 7
×

Авиакомпании «закроют» ряд городов России перед ЧМ-2018


Авиакомпании «закроют» ряд городов России перед ЧМ-2018

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Перелеты в места проведения ЧМ-2018 на даты, близкие к матчам, стали дороже в 2—5 раз, следует из исследования, опубликованного в среду агентством РБК.

Сам по себе рост цен на время чемпионата вполне естественный, хотя для жителей городов-хозяев как минимум обидный: если им надо в эти дни куда-то из города отлучиться, а затем вернуться, это сильно ударит по их кошельку.

Накануне Олимпиады-1980 москвичи получали авиа- и железнодорожные билеты по предъявлении прописки, а немосквичам их просто не продавали. Сильнее всего тогда пострадали жители окружающих Москву регионов — Тулы, Рязани, Калинина (Твери), которые не могли вернуться домой, поскольку единственный путь лежал через закрывшуюся столицу. А плохо знающие географию кассиры в регионах отказывались продавать им билеты, ссылаясь на приказ «Только для москвичей».

Сейчас происходит примерно то же самое, только не административным, а экономическим путем. Очень может быть, что ближе к лету билеты в 12 городов — хозяев мундиаля вообще будет купить невозможно.

РБК

Сильнее всего (в 5,3 раза) подорожали билеты в Волгоград, меньше всего (в 2,1 раза) — в Москву. В среднем стоимость билетов увеличилась на 230%.

Как цены продинамили пассажиров

То, что цены на авиабилеты выросли, это совершенно предсказуемое явление, причем сам по себе чемпионат — не единственная тому причина, говорит эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.

«Авиабилеты в 2018 году должны подорожать в любом случае, потому что в 2017-м тарифы росли медленнее инфляции и медленее, чем росли издержки авиакомпаний. Но вот почему именно Волгоград показал такой феноменальный рост, при том что соседний Ростов вырос всего в три раза, а курортный Сочи — всего в два с половиной, тут могут быть разные версии», — признался он «Ридусу».

Первое, что приходит в голову, — это явление, именуемое «динамическим ценообразованием». Феномен этот до конца не изучен даже профессионалами авиатранспортной отрасли, и его проявления порой ставят их в тупик.

«Динамическое ценообразование подразумевает, что цену формирует спрос в режиме реального времени. Могло так получиться, что на момент составления этого рейтинга именно билеты в Волгоград пользовались наибольшим спросом. Но это могла быть разовая флуктуация. Может быть, завтра больше запросов придет на Ростов, и тогда он выйдет в лидеры», — выдвигает первую версию эксперт.

Вторая версия состоит в эффекте «низкой базы» — что подорожание направления вызвано изначально заниженными ценами на него. Волгоград, город хоть и героический, но глубоко провинциальный, транспортно тупиковый, ни разу не курортный, мало кому интересен как направление для путешествий, кроме собственно его жителей.

Поэтому в обычное время авиакомпании держат цену на билеты туда и оттуда на сравнительно низком уровне (например, 9—12 января туда и обратно можно слетать за 4000 рублей).

Москва же меньше всего подорожала как раз потому, что «базовый» спрос на нее стабилен вне зависимости от времени года и чемпионатов. Это касается также Петербурга и Сочи — «запасных» российских столиц.

Наконец, есть версия, что резкий всплеск цен на определенные направления вызван тем, что авиабилеты стали целыми блоками скупать турагентства, предполагает Гусаров.

«Спекулянты точно не могут приложить к этому свою руку, потому что билеты невозможно перепродать. А вот турагентства вполне в состоянии вызвать дефицит мест на определенные направления и даты», — предупреждает он.

Заградотряды к бою готовы

Ценообразование на авиабилеты — это одна из немногих отраслей, где действуют незамутненные законы рыночной экономики, описанные в учебниках, объясняет ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Андрей Крамаренко.

«Цену напрямую определяет соотношение спроса и предложения. Билеты на вечер пятницы всегда дороже билетов на вечер вторника. Летом, когда проводится ЧМ, билеты в любом случае дороже, чем в январе. То есть никакой загадки в скачке цен на этот период нет», — сказал он «Ридусу».

Но вот как объяснить, почему в «фаворе» у покупателей оказался именно Волгоград, в самом деле не так-то просто, признаёт эксперт.

«Причина тут явно не в Волгограде как таковом. Город этот нетуристический, и кроме самих его жителей туда ездят только в командировки, а это проценты от пассажиропотока. Сборная России там тоже играть не будет, и вряд ли все билеты скупили английские и саудовские болельщики», — уверен он.

Искать причину такого несимметричного роста цен на различные направления надо в долговременной стратегии авиакомпаний, а также смотреть, кто из них обслуживает конкретные города, говорит Крамаренко.

«Я не очень понимаю методику, по которой РБК составляло свой список. Может быть, они сравнивали январские цены „Победы“ с июньскими ценами „Аэрофлота“ — в этом случае, конечно, выйдет скачок на 530% и безо всяких чемпионатов», — рассуждает эксперт.

Но возникает очень сильное подозрение, что скупщики билетов — будь то частные болельщики или туристические компании — здесь вообще ни при чем, добавляет он.

«С той информацией, которая есть на сегодня, все выглядит так, что авиакомпании просто не хотят продавать билеты в некоторые города, поскольку на уверены в том, какой на них будет спрос. И тогда все встает на свои места: непривлекательные с футбольной и туристической точки зрения города лучше пока придержать. Поэтому авиакомпании выставляют так называемые заградительные тарифы на эти направления — чтобы сохранить эти места до момента ближе к началу ЧМ, когда прояснится, на какой процент можно реально поднять на них цены. И может статься, что билеты в тот же Волгоград окажутся не такими дорогими, как это представлено в рейтинге РБК», — полагает эксперт.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)