+4
Сохранить Сохранено 7
×

В чем причина массовой компьютерной безграмотности российских учителей


В чем причина массовой компьютерной безграмотности российских учителей

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Только 16% педагогов в России умеют пользоваться цифровой техникой, заявила министр образования и науки Ольга Васильева, выступая на съезде «Единой России».

Она добавила, что сегодняшний день требует цифровых знаний, дети, в отличие от взрослых, получают их быстрее и легче, тогда как учителя школ не всегда умеют пользоваться современной техникой.

По ее словам, ведомство делает все возможное для развития онлайн-образования.

«В ближайшие несколько лет будут высвобождаться профессии, будут появляться новые. И здесь важно, чтобы у людей любого возраста была возможность пройти специализированный курс онлайн», — заключила Васильева.

Что посеешь, то и скачаешь

Эта цифра шокирует вас потому, что вы живете в Москве, где дети рождаются с гаджетами в руках. Но за пределами МКАД такое положение вещей совсем не выглядит чем-то поразительным, как раз наоборот, говорит главный редактор журнала «Народное образование» Алексей Кушнир.

«Есть несколько основных причин, по которым почти восемь десятых российских педагогов еще пребывают в доцифровой эпохе. Это причина как методологическая, так и экономическая, и не в последнюю очередь психологическая», — сказал он «Ридусу».

По мнению Кушнира, зерно массовой компьютерной безграмотности было посеяно еще несколько десятилетий назад, когда кем-то в тогдашнем Минобразования было решено, что информатика в школах — это роскошь, и компьютерные классы (там, где они вообще создавались) были доступны несколько часов в неделю.

В результате школьники приобретали знания и опыт работы на ПК где угодно, только не в школах (в чем преуспели). А вот учителям, перегруженным бумажной работой, просто было невозможно найти время, чтобы оторваться от писанины и дотянуться до клавиатуры.

Но даже многие из учителей, которые хотели научиться работать на компьютерах, сплошь и рядом не могли себе это позволить по банально материальным причинам, сокрушается Кушнир.

«Повсеместно школьный учитель вынужден платить за интернет и за пользование компьютером из своего кармана. При той средней зарплате, которую имеют российские учителя за пределами Москвы, они сто раз подумают, стоит ли эта игра свеч», — говорит он.

Простой пример. Минобрнауки ввело по всей стране обязанность для учителей заполнять электронные дневники — но вынуждено игнорировать собственное же распоряжение, поскольку 84% преподавателей функционально безграмотны, то есть не могут разобраться в этой программе, даже если им не приходится платить за машинное время.

В результате миллионы школьников продолжают таскать в ранцах традиционные бумажные дневники. (В Москве требование иметь бумажные дневники тоже остается в силе, хотя практически никаких записей в них давно не заносится — но это в Москве.)

С головой в прошлом

Наконец, подчеркивает эксперт, нельзя списывать со счетов и ментальность российской системы народного образования, которая воспроизводит косность и консерватизм в среде учителей из поколения в поколение. Вместо того чтобы учить детей передовому опыту, система загоняет их в охранительные рамки — даже если приказами сверху в школах и вводятся какие-то внешние признаки прогресса.

В 2006 году в России был запущен национальный проект «Образование»: его задачей была последовательная информатизация российских школ. На сегодняшний день, по официальным отчетам, каждая школа страны подключена к интернету. Однако формальный успех никак не отражает ситуацию в реальности, подчеркивает эксперт. «Быть подключенным к интернету и пользоваться им — не одно и то же».

Карикатура была создана, на минуточку, еще в 1988 году. За 30 лет ничего принципиально не поменялось

«Бездумное, механическое применение технических средств в классах приводит к прямо противоположному результату. Например, установлено, что модные ныне интерактивные доски (на белую доску проецируется компьютерный экран, и непосредственно на нем можно печатать и рисовать. — Прим. „Ридуса“) не повышают, а ухудшают восприятие материала школьниками — потому что они начинают воспринимать материал как компьютерную игру. Соответственно, у них падает концентрация внимания, они относятся к учебному материалу менее ответственно», — объясняет Кушнир.

К сожалению, масса российских учителей не находит в себе сил признать, что привычные им подходы себя изжили, а найти силы, время, деньги и, главное, мотивацию, чтобы поменять систему ценностей, доступно далеко не каждому. Это приводит к тому, что школьное образование отстает от реальных потребностей жизни даже не на шаг, а на эпоху.

Как результат — в российских школах учителя, пользующиеся свечками, учат устройству лампочек детей, программирующих у себя дома сложные цифровые устройства. Кто кого может научить новым технологиям, и какой авторитет в глазах школьников может быть у учителя, не умеющего пользоваться хотя бы операционкой Android, — вопрос риторический.

Капитан Примитивность

Если судить по косвенным признакам, то качество школьного образования, и не только в России, но и в технологически самых продвинутых странах, вызывает опасения за будущее человечества, вступается за российских учителей академик Российской академии образования Михаил Рыжаков.

«Вы помните такого персонажа — представителя Госдепа США Псаки? Это же был смех сквозь слезы, когда она искала подлодки у берегов Белоруссии. А ведь она на эту должность не прямо из школы попала, у нее наверняка еще какой-то университет в резюме присутствует! Если во всех Штатах не нашлось более грамотного претендента на роль лица страны, то о каком качестве обучения там можно вообще говорить!» — восклицает он.

Однако качество образования (или отсутствие такового) проявляется, естественно, и не на столь высоком уровне. Оно лезет как шило из мешка в виде так называемой функциональной безграмотности: когда человек более-менее уверенно выполняет известные ему задачи, но его ставит в полный тупик ситуация, когда надо сделать что-либо, о чем у него нет инструкции.

Иными словами, такие люди не обучены самому важному для успешной жизни и работы искусству: искусству думать самостоятельно, подчеркивает Рыжаков.

«Здесь не вполне понятно, где курица, а где яйцо: то ли ориентированность процесса обучения на успешную сдачу ЕГЭ привела к примитивизации мышления школьников; то ли, наоборот, ввести „галочную“ систему тестирования пришлось из-за того, что выпускники стали не в состоянии осилить письменные работы», — говорит он.

Самое интересное, что тестовую систему, воплощенную в ЕГЭ, активно продвигает Всемирный банк. Интересно узнать, как учились в школе сами инициаторы ее введения, что итоги их деятельности оказались катастрофическими в общемировом масштабе?


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (5)

  • maclen0k
    maclen0k 25 декабря 2017

    Читайте также: Владимир Путин поздравил российских учителей.

    Ответить
    1 +
  • PS
    PS 25 декабря 2017

    Господа! Вы идиоты?! Компьютерная грамотность и общая грамотность это вообще из разных миров! Даже учащиеся профтехучилищ здорово разбираются в девайсах и гаджетах, но не могут подключитъ лампочку к батарейке!

    Ответить
    2 +
  • Максим
    Максим 25 декабря 2017

    И что?

    Ответить
    0 +
  • Игорь
    Игорь 30 марта 2018

    Надо пригласить пятерых полицейских для этого

    Ответить
    0 +
  • Strelok
    Strelok 25 декабря 2017

    Когда поставили задачу сделать грамотного потребителя, то систему изменили так, что условно лучшие стали покидать школу! И самое главное, лучшие перестали приходить в школу, за редким исключением! Для того чтобы в сделать школу ХХI века, надо многое чего менять! Но пока бабло пилить выгодно, а потом учить своих отпрысков на Западе, ничего не изменится!

    Ответить
    5 +