+4
Сохранить Сохранено 7
×

Социологи: рабочие специальности скоро станут не нужны


Социологи: рабочие специальности скоро станут не нужны

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Большинство россиян полагает, что через 7—10 лет высокие технологии вытеснят рабочие специальности, следует из свежего опроса ВЦИОМ.

Среди наименее востребованных в будущем сфер деятельности неожиданно оказались государственное управление и силовые структуры. Неожиданно потому, что в общественном мнении бытует убеждение, что работа чиновника или полицейского — это работа не бей лежачего («дали пистолет, и крутись как хочешь»).

И вдруг выясняется, что большинство россиян ожидает, что ключевыми структурными элементами государства будущего станут: высокотехнологичное производство, социальная сфера и инфраструктурное развитие.

Впрочем, респонденты реалистично предполагают, что все это — журавль в небе, а синицей в руках пока будут оставаться торговля и сфера услуг, поскольку там проще найти работу: 71% опрошенных полагают, что именно эти сферы сегодня наиболее привлекательны с точки зрения трудоустройства.

Опрос ВЦИОМ подтверждает ранее опубликованные выводы Высшей школы экономики о том, что в России сложилась парадоксальная модель рынка труда, кардинально отличающаяся от той, что наблюдается в развитых странах. Эта модель создала целый класс работающих бедных — когда человек может пахать как вол и все равно едва сводить концы с концами.

В октябре три исследовательские компании — Boston Consulting Group, World Skills Russia и Global Education Futures — опубликовали исследование, которое предсказывает, что Россию ждет дефицит специалистов, способных выполнять аналитическую и творческую работу.

Учат в школе, учат в школе

К 2025 году нехватка таких кадров в России может достигнуть 10 миллионов человек. При этом столько же людей могут оказаться невостребованными. Причины — в перекосе рынка труда в сторону неквалифицированной рабочей силы и из рук вон плохой системе школьного образования, стандарты которой рассчитаны на… как бы это сказать помягче… не самых талантливых детей.

И что с этим делать?

С этим сложно спорить, ведь любая школа воспроизводит устойчивый опыт предшествующих поколений, и модель эту можно изменить лишь одним способом: школьные учителя должны уметь работать на ту цель, которая будет нужна завтра на рынке труда, считает директор школы (для талантливых, без натяжек, детей) «Летово» Михаил Мокринский.

«Даже один такой учитель на школу сособен компенсировать проблему консервативного большинства. Учитель должен подготовить ребенка к тому, что ему через несколько лет предстоит стать самостоятельным субъектом экономики, конкурентоспособной личностью. А государство в своей образовательной политике должно заранее просчитывать, в какие экономические процессы сегодняшние школьники должны быть встроены через несколько лет», — сказал он «Ридусу».

Все воспитание тела и мозга как раз и имеет целью привить людям любовь к их неизбежной социальной судьбе,Олдос Хаксли, «О дивный новый мир».

Но это ни в коем случае не означает, что государство должно сознательно закладывать «консервативную» модель в систему профподготовки сегодняшних школьников, потому что оно не видит для них иного применения в будущем, кроме как за кассами супермаркетов или на складах тех же супермаркетов, предупреждает Мокринский.

«Нужен баланс между консервативным и инновационным подходами. Кадры и программы образования должны быть к этому в равной степени готовы. Образование не должно быть консервативным или инновационным; оно должно быть конструктивным и позитивным! Чтобы, выйдя из школы, человек умел себя „продать“ на рынке труда. Для этого он должен быть коммуникативен и проактивен, а все прочее — детали», — убежден педагог.

В этом смысле не хочется спорить с выводами опроса ВЦИОМ, что сфера услуг является для россиян приоритетом, говорит Мокринский: «Ведь сфера услуг — это не обязательно место кассира в „Пятерочке“. Это любая работа, где человек что-то может предложить другим людям — в том числе инновационные процессы и продукты. Это не только обслуживание нефтяной трубы. Консалтинговое агентство — это ведь тоже сфера услуг!» — настаивает он.

Поздно боржоми пить...

Взрывное развитие технологий приводит к парадоксальной ситуации, когда при наличии на рынке труда все большего числа безработных работодатели не могут найти квалифицированных сотрудников. Потому что им просто неоткуда взяться: в школах и институтах не обучают таким профессиям, которые появляются словно из ниоткуда.

Примерно о том же, хотя и по несколько другому поводу, говорит преподаватель математики Малого мехмата МГУ Александр Спивак.

«Чтобы добиться успехов в геометрии, начинать учить ее в 6-м классе уже поздно. Точно так же, как поздно отдавать шестиклассника в балетную школу», — сказал он на конференции «Математика от началки до ЕГЭ», проходившей в Москве минувшей осенью.

А. В. Спивак

Описанная ситуация связана не с кознями работодателей, а с объективными процессами в экономике России, полагает член некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда» Андрей Алясов. 

«Россия — страна, конечно, консервативная в том, что касается восприимчивости к общемировым тенденциям, в том числе и на рынке труда. Однако и мы не можем избежать глобальной тенденции к вытеснению низкоквалифицированных трудовых ресурсов, где простые операции может выполнять автоматика», — сказал он «Ридусу». 

В новой экономике (если таковая, конечно, в России случится) более уверенно будут ощущать себя в поисках работы именно высококвалифицированные и опытные соискатели. Это будет верно и для белых, и для синих воротничков в равной мере, убежден Алясов. 

«Для работодателя всегда важнее не формальный диплом, который не подтверждается реальными профессиональными достижениями, а умение соискателя выполнять конкретную работу. Например, опытный автомеханик с золотыми руками ценится больше, чем обладатель инженерного диплома, но только недавно окончивший институт. Хотя я по опыту знаю, что чем дольше человек работает в своей профессиональной сфере, в том же автосервисе, тем с большей вероятностью он где-то в процессе карьеры пойдет учиться по специальности», — подчеркивает эксперт.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (2)

  • Lialia2012
    Lialia2012 19 декабря 2017

    Развитую промышленную державу превратили в страну торгашей и услужников, поэтому люди и видят перспективы в торговле и сфере услуг. Математик Спивак сам то во сколько лет начал геометрией заниматься? Маленький ребенок не в состоянии выбрать себе профессию на всю жизнь, потому что по мере взросления интересы меняются. И если при советской системе образования дети получали всестороннее развитие, а потом выбирали себе занятие по интересу, то теперь за них выбирают взрослые по принципу перспективности в плане работы. А заниматься нелюбимым делом - хуже нет, когда работа не нравится, и результатов хороших не будет.

    Ответить
    5 +
  • Vladimir
    Vladimir 12 августа 2019

    Мне кажется, что без социологов еще худо бедно прожить можно. Потому что когда унитаз или раковина засорится результаты опросов ничем не помогут, а только разводной ключ и тот кто этим ключом работать умеет. Смутно представляю себе в данном качестве робота или иной гаджет. Тем более, что все это потребуется устанавливать, настраивать и ремонтировать. Как ни мечтай, а без рабочих специальностей не обойдемся.

    Ответить
    0 +