Почему «Аэрофлот» и «Боинг» со всеми дочками ополчились на авиадиспетчеров

© Коллаж/Ридус

© Коллаж/Ридус

Вокруг нового московского центра управления полетами Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ (ГК по ОрВД), о вводе которого в эксплуатацию «Ридус» рассказывал в октябре, бушуют нешуточные страсти.

Сперва в СМИ появились сообщения об имевших место тогда же, в октябре, двух сбоях в работе системы ОрВД «Синтез-АР4», разработанной концерном ВКО «Алмаз-Антей» и установленной в новом ЦУП.

Затем ПАО «Аэрофлот» направило в Росавиацию два письма, в которых выражается недовольство работой этой системы.

Почему «Аэрофлот» негодует

В «Аэрофлоте», как сообщает «Коммерсантъ», разгневаны задержками прибывающих в Шереметьево рейсов из-за векторения (отклонения самолета по команде диспетчера с первоначально заданного курса).

Также авиаперевозчик недоволен случаями отправления в зону ожидания рейсов дочерней авиакомпании-лоукостера «Победа» на подлете ко Внуково, сообщает РИА Новости.

Вместе с тем в экспертном авиасообществе рождаются самые неожиданные версии причин происходящего. А в самой ГК по ОрВД, отвечающей за работу ЦУП и авиадиспетчеров, указывают на надежность системы управления воздушным движением (УВД) и настаивают на отсутствии какой-либо связи между функционированием этой системы и озвученными проблемами «Аэрофлота».

Диспетчеры ответили 

«Сбои в работе автоматизированной системы „Синтез-АР4“, о которых сообщалось в прессе, не угрожали безопасности полетов и не приводили к каким-либо ограничениям воздушного движения в Московской зоне», — сообщили «Ридусу» в ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

По словам собеседника агентства, «это все были рабочие моменты», которые «лишь свидетельствовали о необходимости ведения интенсивной работы по поддержанию штатного функционирования оборудования и по сопровождению программного обеспечения АС ОрВД (автоматизированной системы организации воздушного движения. — Прим. „Ридуса“)».

«Специалистами „Алмаз-Антея“ уже внесены изменения в программное обеспечение системы для исключения подобных ситуаций в будущем», — подчеркнул представитель госкорпорации.

Претензии «Аэрофлота» аэронавигаторы также отвергли, указав на инфраструктурные проблемы в аэропорту Шереметьево, которые приводят к задержкам. Также в ГК ОрВД отметили непунктуальность прибытия бортов перевозчика в Московскую зону, длительное освобождение самолетами взлетно-посадочной полосы, а также «несоблюдение слотовой дисциплины».

Для понимания последнего утверждения необходимо небольшое пояснение. Слот выдается каждому воздушному судну диспетчерской службой аэропорта или госорганом. Какой рейс — регулярный или чартер, пассажирский или грузовой — безразлично. Аэропорт выделяет время, в течение которого самолет должен совершить взлет или посадку. Выход из указанного временного промежутка и есть несоблюдение слотовой дисциплины.

«Сравнение пропускной способности Шереметьево с аэропортами Детройта и Иллинойса, например, не слишком корректно. Так как сравнивать тогда надо и инфраструктуру воздушных гаваней, количество скоростных рулежных дорожек и ряд других факторов, напрямую влияющих на количество взлетно-посадочных операций», — считают в ГК ОрВД.

Провайдер аэронавигационного обслуживания (АНО) предлагает учитывать еще и структуру воздушного пространства, сложившуюся в районах аэродромов, количество запретных зон, интересы Минобороны и прочее.

Относительно претензий «Победы» в ГК по ОрВД заметили, что векторение и отправление в зону ожидания являются стандартными процедурами.

«Эта процедура периодически применяется ко всем воздушным судам всех авиакомпаний не только во Внуково в рамках оказания услуги по АНО, — подчеркнули в Госкорпорации. — Ее применение или неприменение зависит от конкретной воздушной обстановки».

А воздушную обстановку заранее не предугадаешь. Система же «Синтез-АР4», по словам представителей авиадиспетчеров, тут вообще ни при чем.

В 2016 году авиакомпания «Победа» даже подавала в арбитражный суд иск к аэронавигаторам, утверждая, что понесла убытки из-за незапланированного векторения своих самолетов при заходе на посадку во Внуково. Однако суд счел аргументы перевозчика неубедительными и в удовлетворении иска отказал.

В ответ на претензии в ГК по ОрВД официально предложили «Аэрофлоту» провести совместный анализ причин задержек рейсов, а затем выработать совместные c авиакомпанией решения по устранению этих неприятностей.

В частности, диспетчеры предлагают (документ имеется в распоряжении «Ридуса»): «Определить механизм оперативного реагирования на сбойные ситуации в Шереметьево, принять меры по повышению пунктуальности прибытия бортов в Московскую зону и снижению количества задержек при подготовке к вылету, а также организовать своевременное информирование органов ОрВД в случае неизбежной задержки».

Стоит заметить, в Главном центре единой системы организации воздушного движения (ГЦ ЕС ОрВД) для решения оперативных вопросов уже давно на постоянной основе находятся представители «Аэрофлота».

Битвы экспертов

Как отмечено выше, в экспертной среде рождаются весьма экстравагантные объяснения ситуации.

В частности, руководитель агентства «Инфомост» Борис Рыбак заявил в интервью «Коммерсантъ-ФМ», что причина неполадок в Шереметьево заложена в неверных алгоритмах автоматизированной системы ОрВД, основанных на системных ошибках в ее проектировании.

А представившийся «бывшим авиадиспетчером» Виталий Андреев в эфире той же радиостанции и вовсе сказал, что пока автоматизированная система просто не способна принимать такие же быстрые решения, как человек.

«На самом деле никаких „неверных алгоритмов“, погрешностей, влияющих на УВД, или системных ошибок в проектировании мы за месяц с лишним после ввода системы не выявили», — уверенно заявил «Ридусу» источник, связанный с работой нового центра управления полетами.

По словам собеседника, заявления о неких ошибках в проектировании — это «мнение дилетанта, который даже в зале ЦУП ни разу не был».

«Еще до ввода системы в эксплуатацию было сделано множество замечаний, которые разработчик учел и отработал, — настаивает представитель ЦУП. — Что касается того, что система не способна принимать решения так же быстро, как живой авиадиспетчер… так автоматизированная система „Синтез-АР4“ диспетчерам значительно облегчает работу, а не подменяет их».

Вероятный картельный сговор

Другой источник «Ридуса», близкий к Минтрансу, видит в претензиях «Аэрофлота» и вовсе лоббистский интерес.

«Недавно корпорация Boeing представляла предварительный вариант своей концепции новой структуры воздушного пространства Московского авиаузла», — напомнил собеседник агентства.

В этой концепции, по словам чиновника, «не особо учитываются интересы российских военных, предлагается убрать запретные зоны над многими стратегическими объектами».

«Ну а воплощать в жизнь концепцию должна дочерняя структура Boeing — компания Jeppesen», — особо подчеркивает собеседник «Ридуса». Вовлечен, по его словам, в этот проект и «Аэрофлот». Цена вопроса — миллиарды бюджетных средств.

Между тем сейчас по поручению правительства разработкой новой структуры московского воздушного пространства под контролем авиавластей занимается Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, у которого проект предлагается отобрать.

«Таким образом, получается, что национальный перевозчик на фоне сложной внешнеполитической обстановки и антироссийских санкций лоббирует интересы крупнейшего американского производителя авиакосмической и военной техники», — подытожил собеседник агентства.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости
распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Борщевик с человеческий рост скоро зацветет в центре столицы.

Попробуем разобраться, почему советские мультики высоко оценивались.

Современные ученые выяснили, что жизнь на Земле не такая уж «беспомощная», как считалось прежде.

Австралийские ученые впервые обнаружили гриб, который усваивает золото себе на пользу.

интересное

В программе появятся интеллектуальные функции создания презентаций.

Компания готовится к обострению торговой войны.

На экраны вышла четвертая часть популярной франшизы — «Люди в черном: Интернэшнл».

развлечения

Большинство пользователей Сети осудили хозяина за жесткое обращение с животным.

Ролик собрал 4 миллиона просмотров и 2 тысячи вопросов от зрителей.

Выражения, от которых иностранные граждане могут сойти с ума.