+4
Сохранить Сохранено 7
×

Кто заказал крестовый поход против нефти


Кто заказал крестовый поход против нефти

© Коллаж/Ridus

В мировой экспертной среде зреет заговор — заговор против нефти и нефтяников. Не далее как вчера «Ридус» уже писал о том, что директор британской консалтинговой компании Longview Economics Крис Уотлинг в эфире телеканала CNBC заявил о том, что в течение 6—8 лет цены на нефть могут упасть до 10 долларов за баррель из-за быстрого развития электромобилей.

Несколько ранее в том же ключе высказался глава Сбербанка Герман Греф, заявивший, со ссылкой на данные прогноза МВФ, что в 2040 году черное золото утратит нынешнюю популярность и будет стоить 15 долларов за баррель.

Очередной прогноз, предполагающий относительно скорую кончину нефти, прозвучал накануне. Авторство его принадлежит аналитикам Bank of America Merrill Lynch (BOA).

По их мнению, нефтяная эра, характеризующаяся постоянно растущим спросом на черное золото, закончится в начале 2020-х годов, когда нынешний автомобильный транспорт, на долю которого приходится 57% мирового потребления нефти, уступит место электромобилям. В течение ближайших 30 лет, по мнению экспертов банка, автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) будут вытеснены с дорог мира практически полностью.

Заправка Tesla

© Tesla Motors

Четкое объяснение

Необходимо отдать должное специалистам BOA, так как, в отличие от других «могильщиков» нефти, своим прогнозам они дают четкое объяснение.

По их мнению, причиной изменений станет экспоненциальное развитие систем электрического транспорта и в первую очередь появление новых аккумуляторов с гораздо большей емкостью, способных быстро заряжаться.

По данным ВОА, в Европе перелом наступит в 2022—2023 годах, а в Китае и США — в 2024-м. Предполагается, что к этому времени 12% всех легковых автомобилей уже будут работать на электричестве, а к 2030-му их количество возрастет до 34%. К 2050 году на электротягу перейдет до 90% всего автотранспорта. Оставшиеся 10% составят гибридные авто, использующие ДВС для подзарядки аккумуляторов.

В качестве примера ВОА приводит Китай, активно увеличивающий долю электромобилей на своих дорогах, а также другие страны, уже поставившие перед собой планку вытеснения из своих городов автомобилей, оборудованных ДВС.

Ожидается, что, например, в Париже автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут запрещены с 2030 года, в Великобритании общестрановой запрет на бензиновый транспорт будет введен с 2040 года.

Электромобиль Renault на улице Вены

Кому помешал бензин?

Так почему же все большее число экспертов высказывается в пользу скорого вытеснения автомобилей с ДВС электромобилями, строя жуткие прогнозы относительно стоимости нефти? И кто эти таинственные «крестоносцы», призывающие к походу за дело всеобщей электромобилизации?

Как ни странно, заинтересованных в этом сторон может быть достаточно много. И речь здесь идет не только о «сумасшедших» экологах, но и о целых государствах и даже самих автомобильных концернах.

И если с экологами все предельно ясно, поскольку каким бы продвинутым ни был современный ДВС, выхлоп его все равно будет оставаться токсичным, то с автомобильными компаниями история совершенно иная.

Киты мирового автопрома

Известно, что ведущие производители авто не только всегда интересовались достижениями разработчиков электромобилей, но и максимально участвовали в их создании. Так, всем известная Toyota долгое время оставалась одним из крупнейших акционеров Tesla, а Nissan, Renault, BMW и Volkswagen сами активно создают современные электромобили. Почему?

Ответ на этот вопрос достаточно прост: лидеры мирового автопрома понимают, что нынешний бензиново-дизельный статус-кво, к которому они шли десятилетиями, рано или поздно будет разрушен благодаря каким-то новым решениям и технологиям. Это значит, что с их приходом придется снова сражаться за место на рынке.

Разумно предполагая, что будущее окажется за электромобилем, ведущие автопроизводители уже сейчас пытаются застолбить место на новом рынке. Подобный подход выглядит вполне здраво, так как современные киты автомобильного рынка обладают куда большими финансовыми возможностями и влиянием по сравнению со стартапами, занимающимися технологиями будущего.

Nissan Leaf. В мире продано свыше 200 тысяч электрокаров данной модели. Стоимость Leaf в США составляет 35 тысяч долларов

Сильные мира сего

Другой стороной, заинтересованной в электрификации автотранспорта, являются лидеры и деловые элиты развитых государств, которых не устраивает нефтяной статус-кво XX века, когда одни силы в мире двигают вперед научно-технический прогресс, а другие шантажируют первых, сидя на нефтяных кранах. Осознание этого в последнее время является одной из главных причин международных конфликтов, вспыхивающих в разных уголках планеты.

Учитывая, что автотранспорт является потребителем 57% добываемой в мире нефти, постепенное сокращение этой доли позволит первой стороне заметно снизить свою зависимость от второй. Результатом станет укрепление политических позиций и сокращение военных расходов.

Подтверждением, что сильных мира сего беспокоит нефтяной шантаж со стороны третьих стран, стал сланцевый бум в США и Европе. Америка была вынуждена наплевать на политику сбережения собственных запасов и многочисленные экологические требования (добыча сланцевой нефти не самый экологичный бизнес) с одной лишь целью — переломить ситуацию на рынке черного золота.

Контраргументы

Главным контраргументом противников этой версии являются доводы «нефтяных» экспертов о том, что вытеснение электромобилями автомобилей с ДВС не приведет к изменению энергетического баланса.

Хорошо известно, что цепочка производства электроэнергии из нефти, ее передачи, хранения и зарядки автомобилей имеет коэффициент полезного действия на 20% ниже, чем цепочка производства бензина, заправки этим топливом автомобиля и езды на таком автомобиле. А это значит: если крупные города перейдут на электромобили, потребление нефти не уменьшится, а возрастет.

Не все так просто

Приведенное выше утверждение действительно справедливо, но с одним лишь условием — если вся электроэнергия, необходимая для зарядки аккумуляторов электромобилей, будет производиться путем сжигания нефти. И именно здесь, собственно, и зарыта пресловутая нефтяная «собака».

Дело в том, что средняя доля нефти (мазута) в мировом производстве электроэнергии — около 7%. Более того, в развитых странах эта цифра может составлять 1—2%, тогда как в странах третьего мира доходить до 25—30%.

Калининская АЭС

Это означает, что США, ЕС и Китай (с его огромной долей угольной энергетики) в состоянии закрыть или сократить нефтяную генерацию достаточно быстро. Где-то это будет осуществлено за счет гидроэнергетики, АЭС и возобновляемых источников, а где-то за счет все того же старого доброго угля.

В сухом остатке

Какие выводы можно сделать из всего этого?

Первый и самый главный вывод состоит в том, что бензиново-дизельный автотранспорт действительно является проблемной историей для многих, обладающих деньгами и влиянием. При этом на их стороне всегда окажутся всевозможные «зеленые», даже если вместо бензина энергия для автомобилей будет производиться при помощи расщепления атома и перекрытия рек мегаплотинами.

Таким образом, уже сейчас можно сказать, что тренд на электрификацию автотранспорта сформирован.

Расхожее предположение, что все это не снизит зависимость развитых стран от импортируемой нефти, так как теперь она будет необходима для производства электроэнергии, как мы выяснили выше, не соответствует действительности. Нефтяная генерация в энергетических балансах стран, наиболее заинтересованных в электрификации автотранспорта, невелика и при необходимости легко заменяется альтернативой.

Что стоит на пути?

Главным же препятствием на пути электрификации в этой ситуации остается вовсе не пресловутое нефтяное лобби, а чисто техническое несовершенство существующих автомобилей.

При самых лучших и самых дорогих раскладах современные аккумуляторы не позволяют обеспечить машине запас хода более 500 км, этого в современных условиях недостаточно.

Существующие технологии производства аккумуляторов достигли своих пределов, и сделать новую батарею с гораздо большей емкостью и скоростью зарядки с их применением невозможно.

И это является главным сдерживающим фактором в части как производства самих электромобилей, так и развития сети электрических заправок.

Чем сердце успокоится?

Четкого ответа на этот вопрос пока нет. Однако нет и повода сомневаться, что стоящая перед учеными и конструкторами проблема будет в скором времени решена. Гарантом является поставленная цель, подкрепленная большими желаниями и очень большими деньгами.

С научной точки зрения особых препятствий для создания нового поколения батарей не существует, так как речь не идет о создании вечного двигателя или нарушении законов физики.

Новые батареи, скорее всего, будут созданы благодаря использованию иных физических принципов, а также новых технологий и материалов.

Все это означает, что сроки, указанные в приведенных выше прогнозах, вовсе не являются чем-то фантастическим. Работы по созданию современных аккумуляторных батарей идут, причем рекордными темпами.

А что же нефть?

Что касается нефти, то списывать ее со счетов также не стоит. Она, как и прежде, будет использоваться в качестве сырья для химической промышленности, хотя мировое потребление ее, скорее всего, снизится. Равно как и цена.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (2)

  • Vascom
    Vascom 18 октября 2017

    Меня тоже можете добавить в список заказчиков :)

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 18 октября 2017

    ок, внесли

    Ответить
    0 +