+4
Сохранить Сохранено 7
×

Роковое пике: к чему приведет банкротство «ВИМ-Авиа»


Роковое пике: к чему приведет банкротство «ВИМ-Авиа»

© Александр Улановский / Коллаж / Ridus

«ВИМ-Авиа» входит в крутое пике. У перевозчика закончились деньги, и он прекратил чартерные рейсы. Росавиация может ввести в компании антикризисное управление и отстранить от дел ее нынешних руководителей, а Следственный комитет подозревает их в мошенничестве и возбудил уголовное дело. Впереди банкротство?

Жесткая посадка

«Шансы на то, что „ВИМ-Авиа“ продолжит существовать, тают буквально на глазах. Еще в понедельник утром было больше надежд, сейчас их все меньше и меньше», — рассуждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

По словам эксперта, в Минтрансе уже разработали план страховки на тот случай, если перевозчик полностью прекратит свою деятельность, и даже сам владелец компании Рашид Мурсекаев, по сути, уже признал поражение.

«Он не говорит: „У меня есть антикризисный план, я знаю, как вывести компанию, дайте еще немножко денег, мы всего добьемся“. Он, похоже, не хочет никого обманывать — ни себя, ни других — и уже смирился с этой ситуацией, — поясняет аналитик. — Судя по всему, авиакомпания потихоньку уйдет с рынка».

Однако хоронить ее все же рановато, считает генеральный директор некоммерческой организации «Ассоциация агентств воздушного транспорта» Сергей Демиденко. По его мнению, будущее «ВИМ-Авиа» зависит от нематериальных активов. Если у руководства компании нет хороших связей на высшем уровне, скорее всего, она обанкротится. А если есть, ей просто погрозят пальчиком и увеличат кредиты.

Но независимо от того, как будут развиваться события — произойдет ли санация, банкротство и последующая передача активов компании какому-то другому игроку рынка, или придет новый хозяин, или старому дадут новые кредиты, — все это будет проходить под контролем Росавиации.

© Михаил Джапаридзе/ТАСС

В Россию вернут, из России не вывезут

Ассоциация туроператоров России насчитала на зарубежных курортах около 45 тысяч туристов, которых «ВИМ-Авиа» должна была привезти обратно. Существует «угроза неисполнения услуг», предупредили в АТОР. Но авиационные эксперты уверены, что в чужих краях никого не бросят, всех вернут на родину за счет бюджетных средств. А вот тем, кто только собирался лететь на отдых самолетами проблемной компании, может не повезти.

У туроператоров есть только две альтернативы: либо найти другого перевозчика (и повторно оплатить перелет, если была сделана предоплата «ВИМ-Авиа»), либо извиниться перед туристами, отменить туры и вернуть деньги.

«Люди в этой ситуации также не понесут материальных потерь, но будет моральный ущерб от испорченного отдыха», — отмечает Роман Гусаров.

Отряд не заметит потери бойца

Авиарынок потенциальное банкротство «ВИМ-Авиа» перенесет довольно спокойно. Ожидается, что в этом году гражданская авиация России перевезет более 100 миллионов пассажиров. На таком фоне годовой пассажиропоток «ВИМ-Авиа» в 2 миллиона человек — капля в море.

Эта капля может запросто раствориться среди других перевозчиков. Да, возможно, им придется слегка подкорректировать свои планы. Но не стоит забывать, что вместе с клиентами «ВИМ-Авиа» другим авиакомпаниям, скорее всего, достанутся и ее самолеты. Они находятся в лизинге, то есть можно перезаключить контракты и забрать эти воздушные суда, а заодно и подготовленных пилотов, и обслуживающий персонал.

«Я думаю, примерно так все и будет происходить. Таким активом просто так не разбрасываются», — замечает Гусаров. И добавляет, что на регулярных направлениях какой-то значимой роли «ВИМ-Авиа» не играла, а на рынке чартерных перевозок пока еще достаточно компаний, которые с удовольствием возьмут на себя эти два миллиона пассажиров: за счет «поедания» «ВИМ-Авиа» они на какое-то время улучшат свое благосостояние.

Поскольку доля авиакомпании на рынке небольшая, ее уход и на цене билетов тоже существенно не отразится, считают эксперты. Тем более что летний туристический сезон уже закончился, а долгожданное открытие Египта — самого популярного направления зимнего отдыха — по-прежнему откладывается.

© Интерпресс/ТАСС

Невыученный урок

В целом ситуация с «ВИМ-Авиа» весьма напоминает историю «Трансаэро». Компании очень похожи и по структуре, и по парку воздушных судов, и, увы, по результатам деятельности. Даже период крушения совпадает — тоже сентябрь. Только масштаб помельче.

Если текущие события и дальше будут развиваться по тому же сценарию, это окажется не самым худшим вариантом, во всяком случае для пассажиров. Потому что в случае с «Трансаэро» всех вывезли, а тем, кто покупал билеты на дальние периоды, вернули деньги. При этом в случае с «Трансаэро» было продано вперед почти 2 миллиона билетов, а здесь речь идет о 80—100 тысячах пассажиров.

«Это не сумасшедшие объемы, поэтому я думаю, найдется решение, чтобы никого не обмануть», — надеется Роман Гусаров.

Говорить о причине крушения «ВИМ-Авиа» преждевременно, но и в этом она могла повторить судьбу более крупного, но не более удачливого предшественника. По сути, проблемы у компании начались еще ранним летом. Она допустила ряд серьезных задержек рейсов из-за того, что не смогла вовремя «выкупить» свои самолеты из технических центров.

Не исключено, что ради получения оборотных средств перевозчик мог пойти на серьезный демпинг, опустившись даже ниже себестоимости, чтобы хоть как-то продолжить операционную деятельность, любой ценой запустить полеты, приобрести топливо, оплатить услуги аэропортов. Но не рассчитал силы и не смог компенсировать свои потери.

«Я не знаю доподлинно, как все было, но вариант такого сценария вполне правдоподобен, — отмечает аналитик. — Здесь, может быть, и нет никакого злого умысла, просто они оказались заложниками сложившейся ситуации. Надеялись, может быть, что их дальше прокредитуют. Но кредиторы сказали: „Извините, не будем. Вы уже вошли в низкий сезон, очевидно, что прибыли у вас не будет, а будут убытки, а вы еще нам должны. Давайте расплачивайтесь, или мы не будем обслуживать ваши самолеты“».

То же самое произошло и с «Трансаэро». В течение всего лета, предшествовавшего банкротству компании, аэропорты грозили приостановить ее рейсы. И с огромным трудом перевозчику удавалось гасить недовольство своих контрагентов и убеждать, чтобы они потерпели хотя бы до сентября. Возможно, «ВИМ-Авиа» также убеждала кредиторов: «Подождите, мы сейчас летом заработаем и все вернем». Но не получилось.

Плюс суровый климат

Третьего раза, по мнению экспертов, может уже не быть: как только авиакомпания не расплатится с аэропортом, он тут же скажет: «Хватит, мы уже играли в эти игры, до свидания».

«Если не пытаться как-то оздоровить экономический климат, история будет повторяться и мы постепенно потеряем нормальную конкурентную среду. Уже сейчас львиную долю пассажиров перевозят первые пять авиакомпаний. Более или менее приличных авиакомпаний у нас и так осталось очень мало, поэтому их надо беречь», — предупреждает Гусаров.

По словам Сергея Демиденко, во всем мире максимальную долю в тарифе билета занимает горючее, а в России — лизинг самолета. Высокие банковские ставки и большая кредитная нагрузка являются одной из ключевых причин крушения многих российских компаний. И для «ВИМ-Авиа» этот фактор тоже мог оказаться роковым на фоне неблагоприятного стечения обстоятельств.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (0)