+6
Сохранить Сохранено 7
×

Помогут ли Крыму деньги, взятые из карманов автомобилистов


Помогут ли Крыму деньги, взятые из карманов автомобилистов

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

В будущем году акцизы на топливо ощутимо вырастут: правительство уже одобрило их внеплановое увеличение. Повышение пройдет в два этапа: первый — с января, второй — с июля. Оба раза к действующей ставке прибавится по 50 копеек (за литр). Индексация на размер инфляции, которая к концу года ожидается на уровне 4%, дала бы всего 30 копеек за литр бензина и 23 копейки за литр дизельного топлива.

Поскрести по сусекам

Собранные таким образом дополнительные средства (по разным оценкам, от 40 до 60 миллиардов рублей) пойдут на строительство автомобильных дорог и инфраструктуры, в первую очередь в Крыму, Калининградской области и на Дальнем Востоке, сообщил министр финансов РФ Антон Силаунов.

Еще одним источником средств на развитие Крыма может стать мобильная связь. По данным РБК, правительство рассматривает возможность увеличения сборов в резерв универсального обслуживания — специальный фонд, куда сейчас сотовые операторы отчисляют 1,2% своей выручки. В прошлом году он составил 13,7 миллиарда рублей, такая же ежегодная сумма заложена в бюджете на 2017—2019 годы.

На эти деньги, в частности, по всей стране устанавливаются таксофоны и пункты коллективного доступа в интернет в рамках проекта устранения «цифрового неравенства». Теперь их могут перенаправить в инфраструктурные проекты избранных регионов.

На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев поручил обеспечить финансирование «безусловной реализации» мероприятий по социально-экономическому развитию и обеспечению транспортной и информационной безопасности Крыма и Севастополя, а также Калининградской области. Речь идет о сумме в 165 миллиардов рублей, которую и пытаются наскрести чиновники.

© pixabay.com

С миру по нитке — Крыму дороги

Очевидно, что в результате и акцизы, и повышенные отчисления в «мобильный» резерв лягут на плечи россиян в виде роста цен на бензин и сотовую связь. «Конечно же, основными плательщиками станут потребители этих услуг. Акцизы, повышенные для того, чтобы в Крыму были хорошие дороги, станут одним из факторов, способствующих дальнейшему снижению уровня жизни граждан в новом году», — предупреждает профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г. В. Плеханова Константин Ордов.

Заядлые пешеходы тоже не смогут остаться в стороне, поскольку удорожание топлива, как известно, ведет к росту цен на все товары. Правда, вряд ли он будет существенным и долгосрочным: при средней цене бензина в 30—40 рублей за литр дополнительные 50 копеек — сумма не такая уж большая.

Гораздо серьезнее на инфляционные процессы влияют другие факторы, например непредсказуемость валютного курса и ожидание ослабления рубля. Главное, чтобы нефтяники не поддались соблазну под шумок увеличить цену гораздо больше, чем рост государственных сборов, — не на 50 копеек, а сразу на рубль.

© pixabay.com

Сомнительная эффективность

Вопрос не только в том, сколько придется заплатить каждому из россиян, но и в эффективности расходования собранных таким образом дополнительных средств. «Для государства ничего не жалко, если быть уверенным, что оно может с умом распорядиться этими деньгами, — отмечает Ордов. — Мы должны понимать, что Крымом Россия не начинается и не заканчивается».

По словам эксперта, если говорить о бедственной ситуации с дорожным фондом, Калининградская область уж точно находится не в самом плохом положении. И новые дороги в Крыму вряд ли способны изменить общую экономическую ситуацию в России. А вот развитие сети транспортных артерий в центральной части страны абсолютно точно может повысить связанность городов и дать им импульс для дальнейшего развития.

«Мы видим, что деревни у нас вымирают, люди переезжают в города. И важно, чтобы они переезжали не только в Москву и Санкт-Петербург, но и чтобы областные центры были обеспечены хорошими рабочими местами», — говорит экономист.

Не там ищут

На самом деле сумма, которую государство планирует выжать из дополнительных акцизов, не так уж велика, даже с точки зрения затрат на строительство дорог в Крыму. Судя по конкурсам, которые недавно проводились, строительство ЦКАД стоит дороже. И необходимые резервы проще поискать не в карманах простых граждан, а в процессах оптимизации, повышения эффективности и снижения нецелевого расходования средств.

Достаточно вспомнить, сколько денег было «закопано» в «Зенит-Арену», где то сцена не выезжает, то бакланы атакуют.

«Вот там денег гораздо больше можно было бы сэкономить и выделить на приоритетные проекты, а не доставать копейки из кармана и так беднеющего населения, чтобы вложиться в какие-то не очень понятные стройки, просто выполняя обещания перед жителями Крыма и улучшая их положение за счет всех граждан», — полагает Ордов.

© pixabay.com

Не по Сеньке шапка

Беда в том, что желание распоряжаться средствами у чиновников осталось, а финансовых ресурсов не стало, по крайней мере в былых объемах. Страна живет в условиях дефицитного бюджета. И если продолжать такими же объемами расходовать средства — это прямой путь к банкротству.

Считается, что в США строительство дорог во времена Великой депрессии стало главным локомотивом, выведшим американскую экономику из десятилетнего периода рецессии. Но в России эта модель, к сожалению, не работает.

Средства, выделенные на строительство дорог, достаются очень узкому кругу лиц, допущенных до государственных контрактов. И хотя деньги-то достаточно большие и расходуются внутри России, вместо того чтобы способствовать развитию экономики, эти проекты лишь увеличивают количество миллиардеров. А никакого положительного эффекта нет.

«Мы тратим кучу денег, но вместо того чтобы выехать из рецессии, все глубже и глубже в нее погружаемся», — резюмирует эксперт.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+6

 

   

Комментарии (1)

  • Валерий-5876
    Валерий-5876 19 сентября 2017

    с миру по нитке - казнокрадамй на дворцы.

    Ответить
    0 +