«Москва» спускается в метро: стоит ли идти на «ЭКСПО 1520»
- 01 сентября 2017 06:12
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
В подмосковной Щербинке на территории Экспериментального кольца АО «ВНИИЖТ» продолжает работу железнодорожный салон «ЭКСПО 1520», считающийся одним из крупнейших в Европе железнодорожных форумов, посвященных технике и технологиям на пространстве «широкой» колеи, неотъемлемой частью которого является и Россия.
«ЭКСПО 1520» (1520 мм — ширина железнодорожной колеи в России) проходит в Щербинке уже десять лет строго по нечетным годам и за это время успел зарекомендовать себя в качестве одной из лучших технических выставок в России.
От себя добавим, что в силу различных причин форум оказался достаточно чутким индикатором, указывающим на то, что происходит на российской железной дороге и чем она живет в тот или иной период.
Бесконечная Россия
Впрочем, первое впечатление от посещения нынешнего «ЭКСПО 1520» неожиданно оказалось не связанным с техникой и экономикой.
Возможно, это субъективное суждение, но первое, что приходит в голову после пересечения проходной ВНИИЖТ, — это то, насколько велика и практически бесконечна Россия. В какой еще стране инженеры будут закладывать автономность работы экипажа вагона энергообеспечения морозильных секций, измеряемую двадцатью и более днями?
«Им хватит топлива и всего, что нужно, чтобы доехать от Владивостока до Москвы и обратно, а возможно, даже еще и останется», — непринужденно объясняет представитель компании, выставляющей этот самый вагон.
И вагоны энергообеспечения, и различные путеизмерители и дефектоскопы, в большом количестве представленные на «ЭКСПО 1520», все как один оборудованы первоклассными жилыми и бытовыми помещениями — значит, «кататься» их обитателям предстоит долго и на большие расстояния. А раз уж так, то делать это лучше с комфортом.
Медленно и печально
Что еще первым делом бросается в глаза при посещении «ЭКСПО 1520»? Практически полное отсутствие намеков на высокоскоростные поезда. То, что во всех развитых и многих развивающихся странах является едва ли не самым главным железнодорожным трендом, в Щербинке не представлено никак.
Некоторые намеки на существование высокоскоростных поездов и магистралей можно увидеть на стендах ряда российских и зарубежных компаний, но к каким-либо конкретным проектам на территории России это отношения не имеет.
И это при том, что в ситуации социально-экономического перекоса, когда вся жизнь и активность стремительно перетекает из регионов в Москву и ее окрестности, быстрая железнодорожная связь центра с регионами необходима как воздух. Благодаря ей появится реальная возможность приостановить процесс обескровливания целых областей страны.
Подтверждением тому является социально-экономический рывок, ставший следствием прихода скоростных поездов в Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Однако последующие проекты установления высокоскоростного сообщения с важнейшими регионами страны сегодня пока буксуют.
Судя по тому, что ничего реального по части высокоскоростных поездов на форуме представлено не было, о каких-то позитивных подвижках в этом направлении говорить преждевременно.
Не своими руками
Еще одна тенденция, повторяющаяся от одного «ЭКСПО 1520» к другому, — это активное проникновение в отечественное транспортное машиностроение иностранной продукции и технологий.
Если, допустим, во времена СССР обычный магистральный тепловоз состоял из отечественных комплектующих практически на 100%, то сегодня его основные узлы и агрегаты изготовлены за рубежом или собраны в России из иностранных деталей. Не удивительно, что, несмотря на постоянно звучащие названия отечественных машиностроительных корпораций, реально хедлайнерами «ЭКСПО 1520» не первый год остаются Cummins Inc., GE (двигатели), Stadler и Siemens (поезда и оборудование).
Этими компаниями (или при их активном участии) созданы такие хорошо известные сегодня поезда, как «Ласточка» и ЭШ2 «Евразия», иностранными или созданными при иностранном участии двигателями и агрегатами оборудуются практически все выпускаемые в стране современные тепловозы и технические поезда.
Не стоит кривить душой, ведь только благодаря приходу в российское машиностроение известнейших мировых корпораций, на железных дорогах страны появились подвижной состав и оборудование, соответствующие требованиям XXI века.
Как бы печально это ни звучало, за последнее время отечественному машиностроению без постороннего участия не удалось создать ни современных двигателей, ни подвижного состава. Исключением являются единичные образцы уникальной сервисной техники — например, щебнеочистительная машина ЩОМ-2000, созданная тульскими инженерами, — однако такие исключения только подтверждают общее правило. К тому же и здесь используются дизельные двигатели иностранного производства.
Сможет ли российское транспортное машиностроение со временем снизить зависимость от иностранных компаний — вопрос открытый. Пока такой уверенности нет, так как при нынешнем уровне мировой конкуренции технологий, а также масштабах инвестиций российское отставание в этой области выглядит непреодолимым.
С другой стороны, от отсутствия возможности разрабатывать своими силами современные поезда никто пока еще не умирал. Готовую продукцию, современные двигатели, оборудование и частично технологии сегодня легко можно купить на рынке, были бы деньги. В этом, собственно, и преуспели российские транспортные машиностроители. И менять подход они, похоже, не намерены. Исключения, как уже говорилось выше, есть, но они лишь подтверждают правила.
Новинки
Однако вернемся к «ЭКСПО 1520». Каких-либо значимых новинок на этот раз на выставке представлено не было, однако это вовсе не значит, что на ней не было ничего интересного.
С определенной натяжкой новинкой можно считать метропоезд нового поколения «Москва».
Примечательно, что этот состав как раз относится к разряду исключений из общего правила. «Москва» — чисто российский продукт, созданный на Мытищинском заводе и практически без использования иностранных комплектующих.
Поезд получил новую систему безопасности, более широкие двери, остекленные практически до пола, улучшенные системы освещения и вентиляции. Самой же главной особенностью поезда является отсутствие межвагонных переходов — все вагоны представляют собой единое пространство и соединены между собой при помощи «гармошки». По словам создателей состава, это позволяет увеличить объем полезного пространства в среднем на 15%.
Устроители выставки организовали тест-драйв «Москвы» для посетителей и журналистов, прокатив их по Щербинскому испытательному кольцу.
Первые впечатления от поезда самые позитивные. Ход вагонов достаточно тих и мягок, чего не скажешь о старом подвижном составе столичной подземки. Широкие и стеклянные до пола двери поистине прекрасны, так как зрительно расширяют пространство вагона, что совсем нелишне во время движения по подземному туннелю.
А вот что вызвало самое настоящее раздражение, так это обилие в поезде вертикальных стоек. Верх недоумения вызывают разветвляющиеся сразу на несколько «стволов» стойки, расположенные строго посередине входных площадок. Сложно сказать, о чем думали авторы этого нововведения и доводилось ли им самим втискиваться в вагон метро и выбираться из него в час пик.
О том, сколько работы прибавится травматологам после того, когда толпа всей силой будет обрушиваться на торчащий посередине площадки «ветвистый» столб, можно только догадываться.
Не впечатлили и новые сидения, оказавшиеся достаточно жесткими и неудобными.
В настоящее время несколько поездов «Москва» уже проходят обкатку в столичном метро, и предполагается, что к концу этого года их количество будет измеряться десятками.
Слишком сильный, чтобы быть счастливым
Говоря об «ЭКСПО 1520», нельзя не вспомнить о еще одном замечательном экспонате — это газотурбовоз ГТ1h (гибрид). В качестве основного двигателя на нем используется не дизель, как на обычном тепловозе, а газовая турбина. Машина не первый раз демонстрируется на выставке, но это не снижает к ней интереса.
Речь идет о самом мощном газотурбовозе в мире, занесенном в Книгу рекордов Гиннесса. Во время рекордного заезда локомотив провел поезд из 170 вагонов общей массой 16 000 тонн.
Помимо прочего, ГТ1h работает на сжиженном природном газе. Для хранения топлива предусмотрена криогенная цистерна контейнерного типа, которую можно не только дозаправить, но и поменять полностью. Это значительно облегчает и ускоряет процесс заправки. Для маневрирования и небольших перегонов используется блок аккумуляторных батарей, что позволяет экономить топливо.
Подобная машина практически незаменима в местах добычи и переработки природного газа, так как из-за способности вести сверхтяжелые поезда она обеспечивает ощутимое снижении стоимости перевозок. Не удивительно, что РЖД сделала заказ на несколько десятков газотурбовозов. Между тем на сегодняшний момент в России построено и действуют только два локомотива.
В силу технических особенностей газотурбинного двигателя, проблема газотурбовоза заключается в том, что обеспечивать высокую эффективность перевозки он может только в случае полной загрузки, что возможно не всегда и не везде. Теоретически лучшим местом его применения могли бы стать маршруты перевозки кузбасского угля, однако на большей их части задействованы электровозы.
Таким образом, мощная и перспективная машина неожиданно зависла из-за неспособности железнодорожных чиновников рассчитать экономику ее рационального использования. Заметим, что, в случае составления грамотной схемы, в ряде регионов страны газотурбовозная тяга может оказаться эффективней электрической.
Для тех, кто не готов забивать себе голову поиском эффективных схем использования газотурбовозов, но не прочь полюбоваться на самые интересные, а главное, «живые» образцы железнодорожной техники, «ЭКСПО 1520» предлагает увлекательную демонстрационную программу. В ней задействовано практически все, что с конца XIX века и по сегодняшний день передвигалось по железным дорогам страны. Прежде всего это уникальная коллекция «живых» паровозов, возраст самого старого из которых — Ь — перевалил за сто лет.
Одним словом, идти на «ЭКСПО 1520», без сомнения, стоит. Если не для того, чтобы поплакать по поводу отечественного транспортного машиностроения, то хотя бы взглянуть на прекрасные самые почтенные и самые новые машины, которые того определенно стоят.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.






























Войти через социальные сети: