История с украинскими двигателями для КНДР рассыпается на глазах

© Александр Улановский / Коллаж / Ridus

Статья в New York Times, в которой утверждается, что КНДР, возможно, приобрела на черном рынке ракетные двигатели украинского предприятия «Южмаш», в последние два дня стала темой № 1 не только в экспертной среде, но и среди широкой общественности.

Напомним, что сам «Южмаш» находится в Днепропетровске (сейчас город называется Днепр) и знаменит созданием самой большой в мире (вес 210 тонн, 10 ядерных боеголовок) межконтинентальной ракеты SS-18 Satan по западной классификации или РС-20 «Воевода» под российским брендом.

Поводом к такому сообщению NYT стали выдержки из интервью с экспертом Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) Майклом Эллеманом, готовившим доклад на эту тему. «Вероятно, эти двигатели поступили из Украины — возможно, незаконно… Серьезный вопрос заключается в том, сколько их у них и помогают ли им теперь украинцы. Меня это очень беспокоит», — процитировала газета слова эксперта.

SS-18 Satan © Wikimedia Commons

Как считает NYT, речь может идти о модификации двигателей РД-250, использовавшихся в советских ракетоносителях «Циклон-2» и «Циклон-3». Газета обращает внимание на то, что двигатель был разработан на российском «Энергомаше», но производился серийно уже на украинском «Южмаше». В публикации содержится намек на украинский след на том основании, что в последние годы днепропетровское предприятие столкнулось с финансовыми проблемами и, не исключено, продажа двигателей Пхеньяну и технологии его производства могли стать подспорьем для организации в ее выходе из затянувшегося кризиса. Но когда именно двигатели могли быть поставлены в Северную Корею — не указывается.

Не пойман — не вор

На Украине категорически отрицают возможность поставок днепропетровских двигателей Пхеньяну. Традиционно кивают на Москву, говорят о происках российских спецслужб, которые могли организовать утечку ракетных технологий в Северную Корею, чтобы потом свалить все на Украину, поссорить ее с Соединенными Штатами. Отрицает возможность передачи секретов производства двигателя для боевых ракет и генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярев, хотя и не отрицает, что какой-то стране удалось скопировать украинский ракетный двигатель. Какой именно, уточнять не стал. Тем не менее напомнил, что в 2012 году на Украине были осуждены двое граждан Северной Кореи за шпионаж на «Южмаше». Это были два сотрудника торгпредства Северной Кореи в Белоруссии — Рю Сонгчель и Ли Тхэкиль, которых приговорили к восьми годам за шпионаж и попытку завербовать через интернет сотрудников украинских предприятий. Кроме того, их интересовали ракетные топливные системы, двигатели и другие разработки КБ.

Дегтярев утверждает, что попытки северокорейских шпионов удалось пресечь в самом зародыше, никаких документов они не получили и никто из сотрудников предприятия не был задействован в программе создания двигателей для северокорейской армии.

«Южмаш» © Youtube.com

В Вашингтоне в свою очередь заявили, что серьезно воспринимают информацию о том, что КНДР могла получить ракетные двигатели с Украины. Об этом говорила официальный представитель Госдепа Хезер Науэрт. Она сказала, что, насколько ей известно, прежде Киев уже «предотвратил поставку важных материалов в страны, которые вызывают серьезное беспокойство» у США. Чиновница отметила, что Украина демонстрирует «надежную историю усилий в области нераспространения», в частности речь идет и о предотвращении поставок в КНДР. Одновременно информационное агентство Reuters со ссылкой на неназванного представителя американской разведки сообщило, что КНДР может самостоятельно производить ракетные двигатели и не зависит от зарубежных поставок.

К обсуждению проблемы появления у северокорейских конструкторов мощных ракетных двигателей присоединился и вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин. На своей странице в Facebook он написал, что украинские специалисты могли помочь КНДР в создании ракетных двигателей. «Что значит „копии двигателей“? Это же не картина или скульптура. Для того, чтобы изготовить „копию“, надо иметь в наличии или оригинал двигателя, или его детальные чертежи. Да и без украинских специалистов, способных и готовых развернуть производство на чужой технологической площадке, не обойтись… речь идет о контрабандной поставке в обход всех существующих крайне жестких международных запретов», — подчеркнул он.

Подозрения к делу не пришьешь

Правда, есть серьезный вопрос: а о каком конкретно двигателе идет речь? Намек украинских специалистов на РД-250, который использовался в советских ракетах «Циклон-2» и «Циклон-3», никак не может быть убедительным. Тем более что никто из высказавшихся по поводу северокорейских разработок не видел его воочию. Строить предположения на мощности двигателя, о которой сообщается в печати, или по видео с ракетных пусков, которые рекламируют достижения КНДР, можно. Но о достоверности таких мнений как об истине в последней инстанции судить не приходится. Дмитрий Рогозин прав: чтобы изготовить что-либо подобное двигателям, созданным на Украине или в России, нужно их как минимум иметь в наличии. К ним — подробные чертежи, оснастку по их изготовлению, те же самые материалы, из которых был создан оригинал, и многие другие технологические приспособления, без применения которых ничего путного сделать нельзя.

Ракета Atlas © Wikimedia Commons

С связи с этим утверждением вспоминается история отечественного ракетного двигателя РД-180, на котором летают в космос американские ракеты «Атлас» и от которых на протяжении последних пятнадцати лет пытается отказаться Конгресс США, но не американские специалисты из космической отрасли и даже не Пентагон. Жидкостной ракетный двигатель РД-180, что использует в качестве топлива керосин, а окислителем — жидкий кислород, был создан на российском НПО «Энергомаш» имени академика Глушко в середине 90-х годов прошлого века. Средства на его испытания и доведение до ума выделяли американцы. Они же хотели производить его на своих предприятиях. Даже создали для этого совместное производство «РД-Амрос». Проблема была в том, что, согласно американскому законодательству, нельзя отправлять в космос ракеты с использованием зарубежных конструкций.

Рецепт тот же, а вкус — другой

Наше предприятие, стесненное в те годы в финансовых средствах, как, впрочем, и вся отечественная оборонная промышленность, было не против того, чтобы американцы делали этот двигатель по российской технологии на своих заводах. В том числе и с участием наших специалистов. Но не пошло. Почему, никто до сих пор объяснить не может. Это как чешское или немецкое пиво, которое производится в России: рецепт тот же самый, те же самые ингредиенты, аналогичная технология, температура варки и все остальное, а вкус не тот. Можно грешить на воду, на что угодно, но пиво той же самой марки совсем не то, что в Праге или в Мюнхене. Так и с двигателем РД-180.

Пришлось американцам смириться с тем, что двигатель делают в России. В США прикрепляют к нему лейбл Made in RD Amross, и ракеты «Атлас-5» с этими движками летают к Луне, к Плутону, исследуют Солнце, Марс. Беснуются сенатор Маккейн и его русофобские коллеги, требуя прекратить закупки российского двигателя, а караван идет.

К чему этот рассказ? К тому, что подозревать украинский «Южмаш» в поставке ракетных двигателей в Северную Корею, конечно же, можно. Но подозрения к делу не пришьешь. Надо признать, что в условиях санкций, мощнейшего международного давления, где основными забойщиками являются США, Южная Корея, Япония и сенаторы вроде Маккейна, Пхеньян сумел создать такие ракетные двигатели, которые все дальше и дальше уносят его боевые ракеты. И воздать должное их специалистам. 

Пока ракеты, вопреки пропагандистским рекламным лозунгам Центрального телеграфного агентства Кореи и обвинениям Вашингтона, не стали межконтинентальными, не могут летать на 8−10 тысяч километров. Самая большая дальность, на которую в последнем июльском пуске полетел северокорейский «Хвасон-14» и которую зафиксировали российские средства предупреждения о ракетном нападении, составила 787 километров.

Запуск «Хвасон-14» © Youtube.com

До Гуама не дотянет. Туда нужна дальность в 3,5−4 тысячи километров, а вот до американских военных баз в Южной Корее и в Японии долетит. Но Ким Чен Ын об этом пока молчит. Видимо, реальной войны он не хочет, хотя и сильно хорохорится. 

Надо надеяться, что войны не хочет и Дональд Трамп. Жертв среди американских военнослужащих ему могут не простить. А разговоры о двигателях, которые якобы достались северянам непонятно от кого, — это только разговоры. Хотя и с политическими последствиями. Поживем — увидим, для кого именно.

Автор — военный обозреватель. Специально для «Ридуса». Мнение автора не всегда и не обязательно совпадает с официальной позицией агентства.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)

  • Small ba1ddd7cae
    Криптоящер17 августа 2017, 14:28

    Про пиво сравнение некорректное. То, что варят у нас или в любой другой стране не на оригинальном заводе, будет отличаться не из-за воды или ингредиентов, а по умыслу. Это делается сознательно самими производителями, которые корректируют вкус в угоду предпочтениям местной публики. Точно также как пиво одной и той же марки, разлитое на разных заводах на территории России даже отечественных брендов. Ну, и чтоб два раза не вставать, в ряде случаев действительно вкусовые качества зависят от воды. Но не в тех случаях, когда речь идет о заводах-гигантах.

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

73-летний мужчина уже 30 лет бесплатно тренирует односельчан.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Мой путь в «столыпине» — семь тысяч километров.

Арест произведен на основании ордера, выданного федеральной полицией Бразилии.

До 1992 года через станцию курсировали поезда Ереван — Баку, потом сообщение прекратилось.

Шведский город Мальме и датскую столицу Копенгаген разделяет всего 16 километров.

Под Петрозаводском создается уникальный арт-объект под открытым небом.

интересное

Он займется исследованием морского дна.

Поддержку платежного сервиса добавят в начале апреля.

Пока что исследование проводилось только на мышах.

Все больше вегетарианцев хотят лишить мяса котов и собак.

развлечения

«Уже и котики делают губы уточкой!» — пишут комментаторы.

Узнайте, можно ли считать вас воспитанным человеком.

Да здравствует мир во всём его разнообразии.

Домашний питомец пытался избавиться от раздражающих звуков.

Хвостатого Ромео спасла случайная прохожая. Ветеринары призывают хозяев быть осторожнее!

Хабенский, Пугачёва, Нагиев, Брежнева — попробуйте узнать всех.