+0
Сохранить Сохранено 7
×

Тренды выборов-2017: омолаживающие процедуры и пассивная оппозиция


Тренды выборов-2017: омолаживающие процедуры и пассивная оппозиция

Ведомый политологом Глебом Кузнецовым Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) опубликовал доклад, посвященный конкуренции на губернаторских выборах. Авторы доклада проанализировали избирательную кампанию, выделив главные ее тренды.

По сравнению с предыдущими избирательными циклами текущая кампания демонстрирует другие подходы к кадровым решениям. «Назначения новых врио глав субъектов демонстрируют курс на кардинальное обновление регионального госуправления (в плане лиц и технологий), повышение его эффективности и запуск системы ротации кадров», — отмечают исследователи ЭИСИ.

В 11 из 16 регионов, где в сентябре пройдут губернаторские выборы, предложены новые руководители: обновление составляет порядка 70%. Средний возраст врио — 44 года: этот показатель в последние годы колебался около отметки 53 года.

Впрочем, очевидный тренд на омоложение губернаторского корпуса является отличительной, но не главной приметой обновления, считают авторы доклада: «Новые врио глав субъектов, в абсолютном большинстве случаев, являются носителями современных управленческих подходов и практик, демонстрируют владение эффективными методами управления, способность видеть и решать проблемы по-новому».

В этом избирательном цикле конкуренцию за президентское доверие выигрывают мужчины, владеющие современными подходами в управлении, имеющие опыт реализации успешных проектов отраслевого или регионального развития, а также, желательно, опыт борьбы с коррупцией.

Очередной отличительной чертой избирательного цикла-2017 является падение заинтересованности оппозиции в электоральном процессе. «Если в 2015 году оппозиционные партии активно работали на губернаторских выборах, рассматривая их как плацдарм для успешной кампании по выборам депутатов Государственной Думы, то теперь такой задачи нет», — констатируют в ЭИСИ.

Оппозиционные партии и кандидаты, не имеющие в этом году высоких, социологически оцененных шансов на выход во второй тур, мало заинтересованы тратить значительные ресурсы на кампании. <…> Также оппозиционные партии не смогли договориться о едином кандидате ни в одном из регионов.

Третьим отличительным пунктом грядущих губернаторских выборов является изменение стратегии формирования предвыборных коалиций. Согласно докладу, на фоне падения интереса к активному участию в публичной части кампании повышается значение успешного предвыборного торга региональных элит: врио глав субъектов стремятся заручиться поддержкой ключевых игроков региона — политиков, предпринимателей и мэров городов, видных местных общественников, которые могли бы выступить на конкурирующих позициях.

Врио глав субъектов смогли привлечь на свою сторону основных конкурентов, которые в противном случае составили бы реальную оппозицию, за счет предложения значимых постов в своей команде, а также более активного использования позиции сенатора от региона.

Остались прежними лишь базовые «правила игры», которые остаются неизменными уже пять лет, продолжают анализ избирательной кампании по выборам глав субъектов эксперты ЭИСИ:

Соблюдение законодательства — легальность выборов — одно из условий их легитимности. По действующим законодательным нормам в различных регионах в разные годы проходили совершенно не схожие между собой избирательные кампании, острота борьбы в которых определялась, прежде всего, не институциональными условиями, а заинтересованностью политических игроков в конкретном регионе и в конкретной политической ситуации.

Никуда не делся и «муниципальный фильтр», напоминают исследователи: этот механизм поддержки муниципальных депутатов на выборах главы региона, по их мнению, не в полной мере решает поставленные перед ним задачи.

Кандидаты от оппозиции не столько выстраивают работу с муниципалитетами, сколько ведут торг с действующими главами за подписи, либо работают на развитие политической повестки в преддверии выборов следующего избирательного цикла.

Основная часть доклада посвящена классификации этапов современной политической борьбы. Эксперты ЭИСИ сформулировали четыре таких этапа: конкуренция за доверие президента, торг с элитами и формирование предвыборных коалиций, конкуренция за муниципальных депутатов — и конкуренция за избирателей.

Эксперт по интернет-коммуникациям и социальным сетям, политтехнолог Анна Федорова охарактеризовала доклад ЭИСИ как «качественный политологический продукт»: «Есть модель, есть политологическая оптика, есть постановка значимых проблем для всей политической системы».

«Системные» политические партии снижают издержки на ведение кампаний, в переговоры о выдвижении единого кандидата не вступают. Очевидно, это ослабляет их базовую функцию и связь с избирателями. Я бы сказала, что в перспективе это их хоронит. В итоге федеральному центру приходится играть «и за себя, и за того парня». Стимулировать обновление исполнительной власти, предлагая молодых эффективных технократов. Делиться с оппозиционными кандидатами подписями мундепов. Предлагать новые идеологемы и линии конкуренции.

«Так или иначе, доклад внятный, структурированный, читать его приятно и полезно», — констатировала Федорова. Подобного мнения придерживается и политолог Дмитрий Орлов, автор аналитических докладов Агентства политических и экономических коммуникаций:

Достойный продукт ЭИСИ. Рад, что коллеги действуют в близкой мне логике: проводить содержательный анализ применения процедур и развития ситуации, пытаться определить реальный уровень конкуренции в каждом регионе, а не предпосылать анализу приговор («реальной конкуренции нет»).

Доклад доступен для ознакомления в телеграм-канале ЭИСИ — там же эксперты Института ведут регулярный анализ политической повестки дня.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)