Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

«Авиация убийц»: почему в России ежедневно падают самолеты

18 мая, 17:14 | Вова Коленкин

Накануне в 10 часов 33 минуты по московскому времени в Пензенской области в 3 км от населенного пункта Матчерка Заметчинского района при выполнении авиационно-химических работ разбился легкий самолёт Х-32 «Бекас».

Воздушное судно задело провода ЛЭП с последующим столкновением с землей. Самолет, принадлежавший ООО «Союз-Агро», полностью разрушился. Пилот — мужчина 1957 года рождения — получил тяжелейшие травмы и погиб на месте.

Приволжским следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть человека»).

Х-32— легкий многоцелевой самолёт. Разработан харьковскими авиаконструкторами, выпускается серийно с 1993 года. Самолет создавался как учебно-тренировочный, но сейчас в основном применяется в сельском хозяйстве, достаточно популярен в авиации общего назначения (АОН). Разбившаяся под Пензой модификация самолета называется «Выша».

«Полёт выполнялся в воздушном пространстве класса „G“ в зоне ответственности Самарского зонального центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД РФ). План полета (уведомление) в органах организации воздушного движения отсутствовал», — сообщили «Ридусу» в пресс-службе ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Там добавили, что, к большому сожалению, авиационные происшествия с воздушными судами малой авиации (АОН) фигурируют в сводках почти каждый день:

С начала мая это уже третья подобная авиакатастрофа, а всего только в текущем месяце зафиксировано 15 крайне неприятных авиационных событий с участием авиации общего назначения. „Партизанские“ полеты без планов и уведомлений, представляющие угрозу не только для тех, кто находится на борту легких ВС, но и для самолетов гражданской и государственной авиации, происходят регулярно.


Здесь стоит привести наиболее вопиющие случаи только за май нынешнего года.

14 мая, находясь в районе населенного пункта Сельцо в 45 км юго-западнее аэропорта Пулково, экипаж пассажирского самолёта Airbus А319, следовавший из Берлина в Санкт-Петербург, доложил диспетчеру о близко пролетающем параплане на эшелоне 1500 м. Пассажирский борт избежал столкновения и совершил благополучную посадку, но о ситуации были оповещены органы МВД, ФСБ и транспортная прокуратура. Проводится разбирательство.

13 мая в районе посадочной площадки Белевцы в Краснодарском крае при заходе на посадку пилот доложил авиадиспетчеру о том, что в районе взлетно-посадочной полосы на высоте 50−100 м вертолёт Ми-2 серого цвета без опознавательных знаков совершает беспорядочные маневры, которые мешали воздушному судну безопасно приземлиться. Выяснилось, что план полета у пилота частного вертолёта Ми-2 в ОрВД отсутствовал, были оповещены органы МВД и транспортная прокуратура.

8 мая в районе населенного пункта Желановка Тамбовской области после полета для выполнения сельскохозяйственных работ самолет «Бекас-103» зацепился хвостовым оперением за провода линии ЛЭП и совершил жесткую посадку на распаханное поле. В результате аварии самолет частично разрушился, КВС с переломами ребер, контузией головного мозга и ушибом легкого был доставлен в больницу города Мичуринска. Заявок и уведомлений на использование воздушного пространства в органы ЕС ОрВД не поступало.

В этот же день в зоне ответственности Екатеринбургского центра ЕС ОрВД произошло нарушение запретной зоны легкомоторным воздушным судном на высоте примерно 500−1000 м. Пролет борта с земли наблюдали военные. По документам, в данное время в указанном районе находился только самолет С-182Р, следующий согласно флайт-плану с посадочной площадки Караишево (район Казани) на посадочную площадку Калачево (район Челябинска). Данный борт не должен был залетать в запретную зону, однако вполне мог просто «заблудиться», если пилот не воспользовался услугами провайдера аэронавигационного обслуживания. Проводится разбирательство.

7 мая под Москвой силы ПВО были готовы сбить неопознанный легкий самолет, совершавший полет в столичном регионе без уведомления органов ЕС ОрВД. Впрочем, ВС удалось совершить посадку на аэродроме Мячково. По итогам разбирательства стало ясно, что КВС при радиообмене с диспетчером просто ошибся в своем собственном позывном, из-за чего его не могли идентифицировать. На самом деле он летел на другом самолете, на который план полета был.

6 мая район в районе санкт-петербургского аэропорта Пулково в 15 км северо-западнее взлетно-посадочной полосы появилась отметка от неопознанного ВС. Через пару минут неизвестный легкий самолет, летящий параллельным ВПП курсом в восточном направлении, был обнаружен визуально на высоте 300−350 м. По команде диспетчера заходящий на посадку Bombardier Challenger (регулярный рейс Воронеж — Санкт-Петербург) был отправлен на второй круг, чтобы избежать возможного конфликта с «НЛО». После повторного захода региональный джет совершил благополучную посадку. О полете неопознанного ВС было сообщено в транспортную прокуратуру и полицию. Идет расследование.

4 мая в 13:20 (МСК) в зоне ответственности Самарского зонального центра ЕС ОрВД экипаж вертолёта R-44 авиакомпании «Лайт Эйр», выполнявшего лесопатрульные работы, не вышел на контрольную связь с диспетчером. Через три с небольшим часа экипажем самолёта Ан-2, поднятого с аэродрома Уфа для проведения поисково-спасательной разведки, в 16 км от населенного пункта Инзера винтокрылая машина была обнаружена лежащей на левом боку с оторванной хвостовой балкой. Спасательная парашютно-десантная группа обнаружила на земле тела погибшего КВС и двух пассажиров. Идет расследование причин авиакатастрофы.

Приведенные примеры и статистика свидетельствуют, что меры, применяемые в последнее время российскими авиационными властями к АОН и направленные на повышение безопасности полетов, являются оправданными, а пилотам малой авиации следует строго придерживаться действующих Федеральных авиационных правил (ФАП) и Воздушного кодекса РФ.

В МЧС еще в 2012 году предрекали серьезное увеличение количества авиакатастроф. Как можно убедиться, прогнозы сбываются. «Ридус» в своем расследовании указал причины сложившейся ситуации — правовые недоработки и отсутствие культуры управления легкомоторными самолетами.

В противном случае отечественной АОН не удастся избавиться от репутации «авиации убийц», имеющейся у нее в профессиональных кругах.

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (0)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети: