В России книга победила Интернет

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Россия заняла второе место среди самых читающих стран мира. 59% россиян заявили, что читают ежедневно или хотя бы раз в неделю. В Китае доля читающей публики составляет 70%, в Испании — 57%.

Для сравнения, в 2010 году книголюбов в России было 47,3% от опрошенных. В 2016 году о привычке читать ежедневно заявили уже 30% россиян, свидетельствуют данные GfK. Раз в месяц в России читают 17% опрошенных, вообще не читают всего 6% респондентов.

В целом по миру доля тех, кто открывает книгу раз в неделю, составляет 50,7%, показал онлайн-опрос, проведенный GfK среди 22 тыс. человек в 17 странах.

Популярность чтения в России в самом деле растет, в первую очередь за счет молодежи, соглашается президент Фонда «Образование Обществу» Лидия Фролова.

«Этот тренд я наблюдаю очень хорошо в своей работе, особенно по сравнению с началом 2000-х годов, когда казалось, что бумажная книга окончательно и безнадежно проиграла Интернету „битву за умы“. Но оказалось, что Интернет был просто новой игрушкой, и когда люди вдоволь наигрались, они ощутили тоску по вечным ценностям, одной из которой и являются книги», — сказала она «Ридусу».

Для россиян, рожденных на рубеже веков, вкусно пахнущая, трехмерная бумажная книга становится столь же модным аксессуаром, как новый айфон — это тот довольно редкий случай, когда подражательство и мода играют полезную роль для развития общества.

После любой революции неминуемо наступает ностальгия по «традиционным» ценностям, и научно-техническая революция не представляет в этом исключения, говорит Фролова.

«Сейчас все информационные ниши заняли свои места: за Интернетом осталась функция получения оперативной информации, а книги остаются вне конкуренции там, где человеку нужны вечные, глубинные, „медленные“ знания и чувства», — размышляет она.

Рост популярности чтения виден по росту тиражей книг, росту числа вакансий в издательских домах, росту количества посетителей книжных ярмарок и снижения цен на книжную продукцию.

Причем видно, что в «Библио-глобус» или на книжную ярмарку на ВДНХ идет не только элитарная публика и профессионалы рынка. Хотя, конечно, количество книголюбов надо обязательно соотносить с качеством той литературы, которую они потребляют, подчеркивает Фролова.

«Понятно, что из тех, кто себя считает книголюбом, не все читают Флобера, Ахматову или Булгакова; многие довольствуются Дарьей Донцовой (в старшем поколении) или Джекки Роуланд в младшем. Но даже если „Гарри Поттер“ просто отвлекает подростков от гаджетов и вырабатывает привычку к чтению, это само по себе хорошо. Начав с „Гарри Поттера“, человек дойдет и до „Госпожи Бовари“. Современная молодежь просто не понимает, какое это счастье — иметь возможность купить или скачать любую книгу, тогда как в советское время ценные книги перепечатывались от руки под копирку или тайно ксерились по пять копий», — говорит Фролова.

В общем, в Россию возвращаются времена, о которых мечтал еще Николай Некрасов: «Когда мужик не Блюхера, и не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесет».

При этом самая крупная в мире книжная ярмарка проходит в стране, не вошедшей в тройку самых читающих — в Германии, где ярмарка Frankfurter Buchmesse проходит еще со времен Иоганна Гуттенберга.

Среди стран, где книги непопулярны, выделяются Нидерланды и Южная Корея. По 16% их жителей не читают книг в принципе. Также высока доля нечитающих в Бельгии (14%), Канаде, Франции и Японии (по 11% в каждой), констатирует GfK.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (4)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости
распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Я общался с соседом за стенкой. Тот сидел в спецблоке на Матроске (99/1).

Как уголь попадает на станцию и что с ним происходит.

С блокадой в нашей семье со стороны отца связаны все представители старшего поколения.

Один из двух (наряду с Мумбаи) крупнейших мегаполисов страны.

Советские танки военного периода и их применение изучены не очень хорошо.

интересное

Samsung Galaxy Z Flip получит отличный от предшественника форм-фактор.

Самой дорогой компанией оказалась торговая площадка Amazon.

Китайские технологические гиганты занимаются сборкой iPhone для Apple.

полезное

Среди рекомендаций — не садиться на непокрытое кресло.

Если брачные кошачьи концерты не утихают ни на минуту.

развлечения

Премьера мюзикла намечена на 20 февраля 2020 года.

Только вот убить он никого не хочет. Всего лишь рекламирует продукт.

Ни стыда, ни совести, ни капли уважения к кошачьим традициям!