+1
Сохранить Сохранено 7
×

Право на вход: кто мешает российскому бизнесу зарабатывать


Право на вход: кто мешает российскому бизнесу зарабатывать

© Даша Ожерельева/Коллаж/Ridus

С 13 по 17 марта Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) проводит ежегодную неделю российского бизнеса, в рамках которой 14 марта прошла Конференция «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства».

Инициатива РСПП понятна: бизнес часто жалуется на «неблагоприятный деловой климат» и «административные барьеры». Перед конференцией в СМИ появились результаты исследования «Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России», проведенного РСПП совместно с одной из консалтинговых компаний (FleishmanHillard Vanguard. Они показывают, что опрошенные из числа зарубежных бизнесменов, работающих в России, отметили в качестве наиболее острых проблем рост административных барьеров в 2016 году по сравнению с 2015 и 2014 (47% против 41 и 27 соответственно), а также связанные с ними проблемы коррупции и недобросовестной конкуренции.

Другой взгляд российского и иностранного бизнеса на российскую регуляторную и контрольно-разрешительную среду демонстрирует рейтинг Всемирного банка Doing Business. Он составляется на основе экспертного опроса компаний — резидентов, работающих в крупнейших деловых центрах страны и оценивает российскую разрешительную систему по ряду параметров: создание предприятий, получение разрешений на строительство, регистрация собственности и подключение к системам энергоснабжения. Согласно этому рейтингу, Россия выглядит неплохо, занимая по итогам 2016 года 40-е место из 190 стран, опередив, например, своих партнеров по БРИКС: ЮАР (74-е место), Китай (78-е), Бразилию (123-е), Индию (130-е), но уступив основным партнерам по ЕАЭС: Казахстану (35-е место) и Белоруссии (37-е).

Неделя российского бизнеса.

© Дмитрий Серебряков/ТАСС

Ситуация с лидерством наших партнеров по ЕАЭС объясняется последовательной политикой по реформированию разрешительной сферы соответствующих правительств. Так, например, в Казахстане реформа разрешительной сферы идет достаточно давно. Она осуществляется в соответствии с концепцией реформирования разрешительной системы в целях открытия экономики страны для иностранных инвесторов, среди которых есть и российские компании. Правовое регулирование реформы осуществляется при помощи закона «О разрешениях и уведомлениях», принятого в 2014 году. Благодаря этим преобразованиям Казахстан последовательно улучшает свои позиции в рейтинге.

Разрешительная система Белоруссии устроена иначе: там нет даже термина «разрешительная система», вместо нее применяется понятие «лицензирование», но это не мешает устанавливать адекватное регулирование, например, в части защиты собственности или подключения к системам энергоснабжения.

В России реформирование контрольно-надзорной деятельности постоянно было объектом внимания в рамках административной реформы. В прошлом году реформа контрольно-надзорной деятельности вошла в состав 11 приоритетных проектов, которыми занимается российское правительство и исполнение которых курирует президент в рамках деятельности Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. На конференции президент РСПП Александр Шохин, министр Открытого Правительства Михаил Абызов и заместитель министра экономики Савва Шипов рассказали о том, что ожидают принятия нового закона о контрольно-надзорной деятельности уже в этом году. Он даст снижение административного давления на бизнес, но при этом должен повысить качество контроля.

Однако разрешительная деятельность, которая связана с лицензированием, аккредитацией, аттестацией, предоставлением разрешений, согласований, лишь частично оказалась затронутой этой реформой и требует особого внимания. Она охватывает такие важные сферы деятельности, как разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, разрешения на добычу полезных ископаемых и многие другие.

Эти вопросы являются наиболее чувствительными для бизнеса, который устал от многочисленных проверок разных контролирующих органов по одному предмету. Как сказал один из представителей предпринимателей на конференции: «в идеале нам нужно всего три надзорных органа: по труду, природоохране и технике». Вопрос, сможет ли это обеспечить государство, когда сейчас у него другие интересы, среди которых безопасность на первом месте.

Нахождение баланса интересов бизнеса и государства в сфере разрешительной деятельности — сложный процесс, начинать который все же нужно, ведь в большинстве случаев получение разрешения является главным условием для доступа на рынок. Чем проще и эффективнее государство сделает этот вход, тем охотнее бизнес им воспользуется.

Автор: заведующий кафедрой государственного контроля МФЮА, кандидат политических наук. Специально для «Ридуса»


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)