Выходит новый альбом 25/17 — для тех, кто выжил

© Андрей Давыдовский

Завтра выходит в свет новый альбом 25/17 «Умереть от счастья» (далее «УоС» — прим. «Ридус») — возможно, самый мрачный за всю свою историю группы.

Трудоспособности мужчин из 25/17 меломаны давно перестали удивляться, одаренность каждого из команды не вызывает сомнений — и то, что группа при сумасшедшем гастрольно-концертно-тусовом графике постоянно выпускает новые альбомы, воспринимается как нечто нормальное.

Ненормальным на какое-то время стало другое: участники банды стали заметно реже появляться в соцсетях, некоторые из них перестали отвечать на телефонные звонки и письма.

Андрей Позднухов отключал функцию приема SMS (или менял известный его многочисленным знакомым номер). Раньше такого не наблюдалось — многие приближенные даже предположили, что у парней случилась-таки «звездная болезнь».

Когда пластинка «Умереть от счастья» станет доступной для прослушивания, эти странности в поведении быстро найдут понимание. Во всяком случае у тех, кто понял, о чем рифмы «УоС».

Слишком тяжелые и мрачные темы подняты в песнях. Хотя, скорее, они сами поднялись в сознании автора — как эстахологические левиафаны, как мертвецы из гробов повапленных.

Но не как мертвецы, встающие в видении пророка Иезикииля — для последнего сбора всего человечества и встречи с Судией, а, скорее, как зомби из видео-страшилок.

Или как реальные живые мертвецы — наркоманы девяностых и нулевых. Как те, кто попал под первую страшную героиновую волну 90-х, и кто, не имея шансов, возможностей, надежды бросить употреблять — потом ставился по вене всем подряд, умирая заживо от абсцессов, заражений крови, гангренозного распада конечностей… 

© Андрей Давыдовский

Сейчас зомби на улицах потихонечку забываются, но было, было это время. Попали под этот каток в основном те, кто последними успели надеть красные галстуки — ребята 70-х годов рождения. К ним принадлежит и Позднухов (предположу: в этом альбоме обошлось без стихотворного участия Антона Завьялова)

Мы — свидетели тектонических сдвигов пространственно-временных плит, выжившие на обломках империи, прощаемся и просим прощения. И пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов, так звучит эпиграф к альбому.

Тем, кто принадлежит к «разбитому наголову поколению 70-х годов рождения» © — и даже тем, кто не «торчал на системе», понятны многие (но далеко не все) культурные коды-ссылки, которыми щедро изобилует альбом. Об этом, кстати, целиком и полностью песня «Быть взрослым» и, отчасти, «Меломан».

Но торчали все-таки многие — об этих нарко-навтах, оставивших ради психоделических странствий семьи, дружбу, любовь — в общем, все то, что держит в жизни нормального человека, рассказывает сразу первый номер альбома.

Межгалактический судья не стал наш слушать даже впаял на всю катушку командиру экипажа  
За то, что я летал туда, куда людям нельзя    
И видел там то, что не увидят глаза…

Те, кто воспитывался на советских и коммунистических идеалах, присягавшие этим идеалам в нежном возрасте перед мумией на главной площади страны, (уже, кстати, неплохой психоделический задел: водить 8-летних детей клясться «на мертвеце») а потом наблюдавшие, как эти идеалы последовательно и тщательно втаптываются в дерьмо — конечно, имели с детства определенный сдвиг по фазе.

Тем, кто космос повидал — в домах не рады

Разумеется, многие из того поколения стали искать если не забвения, то хотя бы радости и новых ощущений в психоактивных веществах. Ведь наступила свобода, стало можно всё.

…Было красной тряпкой слово «запрещено»…

Зачастую и красной тряпки не требовалось — ведь рухнули абсолютно все законы, в том числе и юридические. У взрослых опускались руки от непонимания, как и куда плыть — а что уж говорить о подростках?

…Совок сломался так, что мусор нам уже не страшен
У нас есть дедушкин обрез, у старшаков — калаши…
…Даешь свободу, пропаганду отряхни с ушей
Кайфуют все — Кобейн и тот певец из «Депешей»…

Секс и рок-н-ролл мало для кого стали достаточной программой. Хотя и этим двум пунктам в «Умереть от счастья» уделено порядочно места — а некоторые строфы и вовсе состоят из перечислений групп, альбомов и хитовых строчек тех лет.  

© Дарья Гаранина

Совершенно очевидно, что для массы слушателей категории «менее 30 лет» большинство отсылок к шлягерам века минувшего окажутся непонятными — они и простые, написанные русским языком строчки 25/17 ухитряются коверкать до не узнаваемости (недоверчивым предлагаю ознакомиться с «текстами песен» на фан-ресурсах. Будете иметь биг фан). А ведь именно эта категория — самые активные посетители концертов.

Но 25/17 пофиг (точнее, опять пофиг):

Запущен новый фильтр для сегрегации
Залетные уйдут — свои должны остаться

Пели 25/17 в «Паре». Теперь та же мысль выражена другими словами: 

Поколение щеглов небитых из контактика
Навряд ли что-то тут поймет — в этом тактика

Не то, чтобы 25/17 как-то/когда-то специально ориентировались на ту или иную аудиторию — но на вопрос, кто его «внутренний слушатель» на этот раз, Позднухов ответил предельно подробно:

Мои родные мертвецы тянут пальцы
Ну что ты, братское сердце, мы ж твои пацы
Ты должен был остаться с нами — там, где «ПТЮЧ»
Ведь мы вместе тут искали этот чертов ключ

Цена «ключа» в счастливый мир также описывается предельно четко, не оставляя возможностей для интерпретации. (И опять вопрос: кто это поймёт, если не кололся «до талого»?).

Серьги мамы, обручалка — ты на кумарах
Вены ушли, как не качал — так открывай пах!

Кто не понял, о чем речь в этих строчках (а равно и в других куплетах «счастливого умирания») — тем лучше не знать.

Переводить на человеческий язык эти «лингвистические тонкости» — рука не поднимается.

Честность Бледного никогда не вызывала сомнений, но в «УоС» перечисление подробностей, о которых не может знать человек «не в теме», позволяло бы говорить о публичной исповеди и покаянии. Позволяло «БЫ» — кабы не слишком «глубокое погружение в предмет».

Кто не торчал системно — просто не поймет, что значат выражения: «на корку в кружке кислый», «раскатать димыча», «мотать метлу» и т. д. и т. п.

Ну так:

Эти куплеты в основном для тех, кто чудом выжил
И догадался, почему он летом — в лыжах

Андрей Позднухов

© Виталий Кривцов

Сам Позднухов А. А. прокомментировал «излишнюю специфичность» новой пластинки так:

«…мы и не рассчитываем на массового слушателя. Это будет музыкально-театральная программа для небольших площадок. Участвовать в представлении будет также актер Андрей Филиппак — это он читает тексты между песнями…» 

Кстати, а кто-нибудь из слушателей 25/17 сможет опознать автора (авторов) прозы, звучащей в альбоме?

Кроме прозы таинственного авторства, неизменно имеют место и другие игры разума, и вешки из серии «только для своих по-прежнему».

Не буду рассказывать обо всех находках, сделаю спойлер лишь самого очевидного прикола для фило-мело-манов: джазовый гений Сергей Летов пилит на саксе в песне, которая одноименна с одним из главных хитов его родного брата, Егора Летова.

Между тем саксофон Летова — едва ли не единственный живой инструмент, звучащей в саундтреке альбома.

Тем, кто за последние годы привык к шикарному полномасштабному живому звучанию «4 цифр», саунд «УоС», возможно, покажется «мертвым». Но это настоящая симфония сэмплов, над которой, помимо Антона Завьялова, трудился также широко известный в узких кругах Кит (Андрей Чернышов из банды «Юг»). А то, что без живых инструментов на этот раз — так ведь это песни мертвецов.

Возвращаясь к смысловой нагрузке пластинки, скажу: такой шанс — чудом выжить — меломану, читающему Ван Гога и смотрящего Фрейда, был, конечно, минимален. Куда больше возможностей имели «флибустьеры на районе» © — ну так вполне логично в одном из номеров появляется архи-блатной русский шансон. Который после всех потрясающих откровений «УоС» уже даже не заставляет шевелить бровью. А чо, бывает…

© Марина Фёдорова.

Я не психотерапевт Бледного и не его жена (мне, видимо, тоже кант по жизни вышел). Но рискну предположить, что Позднухов закрывает альбомом «Умереть от счастья» какой-то свой большой старый гештальт, прощается с прошлым. 

(Сейчас рекомендую подняться глазами к эпиграфу) Пусть простят остальные музыканты 25/17 и приглашенные могучие участники проекта, что имя «Андрей Позднухов» превалирует в этом тексте.

Эй, малая, дочка, принеси мне «чипяточку»
Я в речку давно выкинул отмычку и заточку…

Возвращается автор «песенок» из ночных кошмаров к светлой реальности — ближе к концу альбома. И резюмирует:

…это мужчина должен быть хозяином в доме
Жена не вывезет, когда муж у хозяина в доме
Ведь у ребенка должен быть отец, не только мать
Ведь он не только молоко должен в себя впитать
Чтоб объяснить, когда бить, а когда не бить
Когда лучше промолчать — а когда простить

…наконец, из своих омских кошмаров выныривает всем сегодня известный Андрей Александрович, отсылающий уже не к уличной, а к христианской этике и эстетике (заметьте, в начале альбома в этот мир вызывались совсем иные сущности).

© Марина Фёдорова.

И даже лирическая песня в завершении наличествует — про любовь. Только вряд ли трек «Умереть от счастья» ждет судьба «Жду чуда» и «Звезды» — Андрей остается шокирующе честным, начитывая очередную «песенку».

Зачем была рассказана эта череда кошмаров? А просто сегрегация продолжается — многих 25/17 не надо. 

Вероятно, тем кто сдюжит прослушку «УоС» станет легче где-нибудь и как-нибудь в дальнейшем. Ну и, возможно, кому-то послужит предостережением. Хотя бы одному-двум-трём щеглам. 

От «эстетики» улицы, наркотиков и прочей блатоты альбом «Умереть от счастья» не оставляет камня на камне. И это прекрасно.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (4)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости
распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Культовые игры 90-х скромнее и неказистее современных, однако смогли завоевать сердца многих.

«Атана» состоит из десяти коротких и обрывочных треков, лишенных структуры.

Хотел написать рассказ о любви. Но передумал и начал писать о сексе.

Вильнюс для меня — неочевидная точка на туристической карте.

интересное

На днях обычный (на самом деле не очень) геймер смастерил джойстик для популярной «Apex Legends».

Возможно, она принадлежала крупному торговцу.

полезное

Победить бесплодие можно, вопрос лишь в цене.

Каким получился смартфон из страны восходящего солнца.

Что делать, если вас обманули с ОСАГО, продали некачественный товар, или терроризируют коллекторы?

развлечения

Ответьте на 20 вопросов, и узнаете.

А потом объяснил скрытый смысл своих комичных иллюстраций.

Редкого зверя сфотографировали в лесах Великобритании.

«Я сидела на кровати дочки и хотела покончить с собой».

Розовые голуби, разноцветные кошки и другие прекрасные звери.

А в конце видео поднял тост за «юмористическое лобби».