+2
Сохранить Сохранено 7
×

«Шерлок» как часть глобального антипатриархального заговора


Вис Виталис

Поэт, музыкант, публицист. Некогда лидер коллектива SIXTYNINE, ныне выступающий сольно. http://visvit.ru

Все статьи автора

«Шерлок» как часть глобального антипатриархального заговора

Конечно, видно, что авторы уже подустали, хотя по прежнем стараются; блестящая изначальная идея потускнела, обаяния новизны уже нет, движение скорее инерционное, динамика не та, некоторые сцены затянуты и смотреть их просто скучно — вот уж чего точно не было в предыдущих сезонах!

Но самая главная ошибка, как мне кажется, — и это началось уже в третьем сезоне, о чем я писал два года назад, — что авторы, видимо, в угоду дамской части аудитории, сделали Шерлока слишком, как это теперь говорится, «человечным». Теплым таким, ламповым. Ну, в переводе с женского языка это означает, что он теперь эмоционален, неустойчив, может ошибаться, тупить, глупить и быть нелогичным.

Женщины сами таковы и наличие подобных черт в мужчинах их успокаивает — такие мужчины становятся более понятными и управляемыми; ну и вообще, играть на своем поле всегда спокойнее.

Вообще, современный тренд на «человечность» все уже заметили, да? Это вот противопоставление людей роботам или всяким рептилоидам?

«Ты не человек, ты не умеешь чувствовать», — вот это вот все, помните? Из фильма в фильм, из произведения в произведение. 

На самом деле способность любить и способность чувствовать — это совершенно животные чувства, следствие довольно простых химических реакций организма. 

Любовь — в том числе до гроба — наблюдается у ряда животных и птиц, а печалиться и веселиться, обижаться и мстить умеет любая собачка и кошка. 

По-настоящему человеческое — в верном понимании — есть только логика и чувство юмора. По-настоящему прекрасны только тяга к знанию, физика, геометрия, логика. Высшая математика. Мышление. Вот что делает нас людьми, отнюдь не чувства. Не эмоции. 

Эмоции как раз замутняют чистый источник, откидывают человека назад, в животный мир. 

Возможно потому, — ну, я люблю конспирологию, вы помните, — и задан современный тренд на эмоциональность: людям не нужно лететь к звездам, пусть лучше до конца времен возятся в колыбели межполовых отношений и, как говорили в деревнях, «стрядают»). 

Несчастный Холмс в итоге тоже попал под эту раздачу. А ведь он изначально задуман, как один из аватаров чистого разума. Блестящий, быстрый, острый, холодный ум, которому ничего не мешает и который — именно поэтому — побеждает всегда. 

Его оттеняет человечный — слишком человечный — Ватсон: медленный, туповатый, преданный, эмоциональный, надежный. Задача Ватсона — быть на подхвате, восхищаться, содействовать, прикрывать тылы, он — фундамент для постоянно строящегося здания, опора для толчка, декор, спутник, чехол, ножны. 

По сути, Ватсон — если рассматривать эту пару с точки зрения распределения социальных ролей — это женщина. Кстати, намек на гомосексуальную семью сценаристы используют весь сериал, а в последнем сезоне в семью даже добавляется, как мы видим, ребенок (конечно, девочка). Но это другая история, конечно, это отдельный разбор, за который мне никто не заплатит. 

Итак, что сделали с несчастным Холмсом авторы сериала, начиная с третьего сезона? Они расшатали Холмса. Они, пытаясь быть оригинальными и соответствовать современному тренду на человечность, убили в Холмсе истинную человечность. Или сверхчеловечность, если хотите. 

Они отобрали у Шерлока неуязвимость мощнейшего, независимого разума и превратили его в слепо тычущегося щенка. Они, кстати, и Майкрофта, — который вообще в оригинале титан, перед которым благоговеет сам Холмс, — опустили ниже плинтуса. 

Они и Ватсону напинали по самое не могу (впрочем, ему-то только на пользу). Они убили саму идею Холмсиады, которая и делает ее такой притягательной для все новых и новых поколений, они инвертировали посыл и в итоге зашли в тупик. 

Конечно, с точки зрения сценаризма, постоянно ставить героя в положения, когда ему необходимо делать нравственный выбор или жертвовать собой ради других, это очень драматично и очень умно. Но не в случае с Холмсом! Холмс — это супермэн. Машина. Безошибочная. Безэмоциональная. Эффективная. Идущая к цели максимально коротким и надежным путем. И, кстати, говоря, осознающая свою ценность и уникальность. 

Холмс — это сверх-идея, образец, идеал, на который зритель (читатель) смотрит с благоговением и восхищением, который мотивирует и на который хочется быть похожим. 

Я, например, в детстве считал лестничные ступеньки до квартиры, признаюсь)). В принципе, в сериале все свелось к комиксу. Как это делает Марвел? Есть супергерой. Но он неуязвим, бессмертен, делает что ему угодно и хрен знает, как добавить драматизма в эту ситуацию. 

Идея супергероя у Марвела или ДС Комикс — это наследие тридцатых годов двадцатого века. Нынче времена другие, тогдашняя картонная плоскость не канает. 

Нужно что-то еще. Тогда во вселенной супергероя появляется — внезапно — суперзлодей, который часто оказывается мощнее героя. Или — внезапно — обнаруживается какая-то уязвимость супергероя, ранее остававшаяся неизвестной. Или возникает третий супегерой (суперзлодей), который может создавать с суперзлодеем или супергероем различные коалиции друг против друга или против всех. И вот они мочат друг друга, постоянно рокируясь. Схема работает уже почти век. 

И по этой нехитрой схеме построены все комиксовые сюжеты. Отчего они и считаются детским чтивом. Что будет, если схему комикса применить к Холмсу? А вот четвертый сезон и будет. И в итоге затравленный супезлодеями (и женщинами) Холмс, который утерял в ходе развития сериала свое главное оружие — чистый разум — мечется, как щенок. Он — возможно именно потому, что он слеп фигурально — становится слеп и буквально, не замечая каких-то очевидных вещей и моментов. 

Елы, ну великий Холмс не заметил отсутствия бронестекла между собой и Эйрос в Шеринфорде, — это просто мама дорогая). Хотя, возможно, сцена таит в себе куда более изысканную символику, конечно: сценаристы не так просты. 

У нас украли настоящего Холмса. Bместо высокоэффективного социопата, (блестящее определение, часто применяю его на себя), нам подсунули плюшевого гуманиста. То, что я увидел — это не Холмс, это Шерлок. Куда делась безжалостная логическая машина? Вспомните серию с Мориарти и последовательностью заминированных людей. Вот там был Холмс. А тут — китайская подделка с истериками, сомнениями, колебаниями, порывами и общей неустойчивостью, свойственной скорее дамам в период гормональной бури. 

Холмса начали расшатывать еще в третьем сезоне, и в конечном счете, расшатали вконец. Теперь он идет на поводу у любого, кто этого захочет, он поддается на шантаж сумасшедшей, он не замечает очевидных вещей, он готов покончить с собой… 

А в итоге его, бедного, вообще даже заставляют произнести сакраментальное заклинание «Я тебя люблю», (женщина заставляет, что тоже в нынешнем тренде, тут можно поплакать). Причем — как часто бывает в жизни — это чистое принуждение и игра на патриархальной ответственности. 

Вообще, на этой игре построена вся четвертая часть: Шерлок и Ватсон вечно всем чего-то должны и все их так или иначе используют или тащат; женщины особенно. Одна провоцирует Шерлока на конфликт с миллионером-душегубом, а Ватсона — на измену, другая под дулом пистолета засовывает Шерлока в багажник, третья вообще устраивает ему с Ватсоном витиеватое примирение, (действуя с того света, причем)… 

В общем, все это достаточно интересно с точки зрения сюжета, конечно, но… это не про Холмса. Это про Шерлока. 

К слову, третья серия четвертого сезона — вообще оммаж моей любимой «Пиле», но при чем тут Холмс… 

И мне кажется, создатели сериала, которые на самом деле все это прекрасно понимали, но попытались — и в целом — очень ловко — проскользнуть между Сциллой и Харибдой, все-таки наши в себе силы, вдоволь поиздевавшись над героями, вернуть статус-кво и оставить их в том же состоянии, в котором нашли. 

Экспериментов с Холмсом в истории было множество. И с его возрастом и с его стилем, и с его внешностью и даже с его полом. Но это были просто эксперименты. 

А на самом деле Холмс — и Ватсон — неизменны. И классическая версия, которая и стала бессмертной, все равно самая привлекательная: безукоризненный Холмс раскрывает изумительно запутанные дела, а Ватсон носит за ним трость (в зубах, конечно), и пишет восхищенные свои записки. Пусть так и остается. И мне кажется, сценаристы, замкнув circulus vitae сериала «Шерлок» примерно на том же месте, где они стартовали, это тоже понимают. 

Sherlock is dead. Long live Holmes!


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)