+7
Сохранить Сохранено 7
×

Пепелац не полетит: проблема «Протонов» неразрешима, считают эксперты


Пепелац не полетит: проблема «Протонов» неразрешима, считают эксперты

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Руководство «Роскосмоса» в среду решило отозвать на Воронежский механический завод (ВМЗ) все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей «Протон-М». Поводом для этого, по сообщению газеты «КоммерсантЪ», стали технологические проблемы, вскрывшиеся в ходе огневых испытаний.

Исправлять ситуацию будут при помощи НПО «Энергомаш».

Рабочих ВМЗ подозревают в подмене предусмотренных технологией сборки изделий из драгоценных металлов на «неликвидные компоненты».

Если это сообщение соответствует действительности, то ситуация не лезет ни в какие ворота, говорит слесарь-испытатель специзделий НПП «Звезда» Сергей Лазаричев.

«Как можно было длительное время подменять детали двигателей другими компонентами, по сути муляжами — ума не приложу. Сборочный процесс проходит через столько степеней технического контроля, что неликвидные компоненты просто не могли пройти незамеченными до стартового стола ракет», — сказал он «Ридусу».

Очень маловероятно, чтобы на ВМЗ окопались сознательные диверсанты и саботажники. Проблемы там есть, но они носят технологический, а не криминальный характер, полагает обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев.

«Вряд ли рабочие, даже при своих маленьких зарплатах, воровали бы серебро из припоя или бриллианты, которыми инкрустируют ракетные двигатели. А вот что вместо определенных сортов стали могли использоваться другие сорта, не предусмотренные технологией — это вполне может быть», — сказал он «Ридусу».

Проскочить мимо проверяющих инстанций такие некондиционные изделия вполне могут, учитывая, что при стендовых огневых испытаниях проверяется только по одному двигателю из партии (а для одного «Протона» их делается пять). То есть это чистой воды лотерея.

«Я бы не стал искать в проблемах ВМЗ чей-то злой умысел. Ракетно-космическая отрасль России работает в крайне тяжелых технологических условиях. Двигатели разрабатывались в 1960-х годах, в условиях всесоюзной кооперации и совершенно иного ценообразования. После распада Союза изготовителям приходится вносить изменения в технологии, чтобы в новых условиях можно было продолжать выпуск — примерно так, как в пищевой промышленности вносят изменения в ГОСТы, чтобы можно было заменять дорогое мясо более дешевым. Например, поставщики перестали производить сталь определенного ГОСТа. А „Протоны“ строить надо — вот изготовители и выкручиваются как могут, ищут замену», — объясняет Афанасьев.

Таким образом, искать причину аварий «Протонов» следует не столько на конкретном заводе, сколько по всей технологической цепочке. Но многие концы этой цепочки остались за пределами России. Соответственно, никакими дисциплинарными мерами эту проблему решить не удастся. 

Надо либо восстанавливать СССР со всей его кооперацией, либо отказываться от «Протонов» и начинать делать совершенно новую ракету на той технологической и элементной базе, что имеется в наличии, полагает эксперт. Неизвестно, что проще.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+7

 

   

Комментарии (3)

  • Три Студентки
    Три Студентки 26 января 2017

    "Надо либо восстанавливать СССР со всей его ..." . Игорь Серебрянный. Последний абзац.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 26 января 2017

    всем трём: СССР, читай союз с его кооперацией, а не коммунизм! чуете? интеграция. или за поребриком только евро-союз в кружевах? так ещё есть СГА - союз государств америки. может дело не в союзе, а в отношении к русским, А?

    Ответить
    0 +
  • Сергей
    Сергей 26 января 2017

    А чё? Шо охраняем, то имеем. "Вот идёт рабочий и несёт мотор. Радуется очень - на заводе спёр!" Так спел Тимур Шаов в песне "Мизантроп Костюхин". С натуры песня написана.

    Ответить
    0 +