Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Почему мобильные операторы ударились в ростовщичество

11 января, 15:50 | Игорь Серебряный

Мобильные операторы «Билайн» и МТС объявили в среду о начале работы с микрофинансовыми компаниями. Получить кредит клиенты сотовиков могут теперь как на счет телефона, так и на банковскую карту. 

Выход этих компаний на непрофильный для них рынок можно объяснить их стремлением найти новый источник дохода, который в текущих экономических условиях может оказаться золотой жилой, полагает экономист Антон Шабанов.

«Ростовщичество в рыночной экономике вообще — достойный и уважаемый бизнес. Но в экономике российской он еще и очень рискованный, так как рассчитан на клиентов, плохо понимающих подводные камни микрокредитования либо понимающих, но находящихся в отчаянных жизненных обстоятельствах», — сказал он «Ридусу».

Человек, готовый взять в долг, чтобы вернуть его в семикратном размере, либо не понимает, на что подписывается, либо у него нет иного выхода, кроме как с моста в реку. Но для самих микрокредитных организаций это означает высокий риск невозврата долгов, подчеркивает Шабанов.

«Чем сильнее падают доходы населения, тем шире становится рынок этого бизнеса. Широкая клиентская база в этом деле крайне важна именно из-за высокого уровня потенциальных „невозвращенцев“. Количеством заемщиков кредитор компенсирует их низкое качество», — объясняет он.

Поэтому, вопреки распространенному мнению, целью микрофинансовых организаций не является снять с бедного должника последние трусы. Мобильные «ростовщики» кровно заинтересованы в возврате денег в срок, поэтому наверняка будут тщательно проверять платежеспособность своих клиентов, и совсем уж нищенствующим не выдадут ни рубля, полагает эксперт.

А вот старший научный сотрудник Институт социального анализа и прогнозирования Александра Бурдяк вообще затруднилась предсказать «Ридусу», каковы могут быть социальные последствия нововведения сотовых операторов.

«Пока не понимаю, как сотовые операторы будут реализовывать эту идею. Если они намерены вычислять потенциальных заемщиков по своим базам данных, то может получиться полный конфуз. Например, мобильные телефоны моих несовершеннолетних детей зарегистрированы на мое имя. Значит ли это, что мои дети смогут получить кредит под 730% без моего ведома, а расплачиваться буду я?» — недоумевает она.

Правда, Центробанк умерил аппетиты микрофинансовых организаций. С 1 января 2017 года они не могут начислять проценты свыше троекратного размера суммы долга.

Это может сократить доходность мокрокредитных компаний на 30%, но позволит заемщикам попадать в ситуацию, когда долг становится несоразмерным с первоначальной суммой займа.

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (2)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:

Мобильные операторы не знают куда пристроить свои деньги, вот и идут в "банкинг".

Не ростовщичество, а самый обычный паразитизм.