+7
Сохранить Сохранено 7
×

В Петрограде осталось всего двое детей


В Петрограде осталось всего двое детей

© Михаил Ронкаинен/Ridus.ru

«В 61 году, по-моему, приехал к нам начальник из центра, стройку колхоза инспектировать, и спрашивает, как мол, деревня-то называется, которую строите? А у нее и названия еще нет, мы никак не называли, так ему и говорим. Он, не будь дураком, отвечает: фамилия моя Петроградов, пускай значит деревня и зовётся — Петроград. Назвал, значит, деревню в свою честь. С тех пор так и зовёмся, рассказывает мне петроградец Иван Сергеевич Голубов.

Выглядит он так, как и должен выглядеть деревенский дедушка в представлении городского жителя: шапка-ушанка, валенки и теплый ватник, в таких же ватниках полные энтузиазма комсомольцы строили коммунизм в 50−60-х годах. Коммунизм не построили, но ватник остался.

© Михаил Ронкаинен/Ridus.ru

В те годы советское правительство на волне всеобщей эйфории от победы в войне активно сеяло новую жизнь, и вокруг новорождённых колхозов и совхозов в приказахской степи появилась целая россыпь деревень, в числе которых и Петроград, бывший когда-то большим и живым, со множеством домохозяйств и собственной школой-восьмилеткой. Сейчас же население Петрограда — 10 человек, живущих на 4 дворах, в основном это бабушки и дедушки глубоко преклонного возраста.

Иван Сергеевич распахивает дверь в дом и оттуда валят клубы горячего воздуха. На улице сейчас -30, а в доме только что истопили печку. «Барабан — уточнят хозяин — эта печка называется барабан, нам её еще 50 лет назад положили, с утра топишь, и весь день горячий чай. Мы в ней и хлеб печём» — продолжает Иван Сергеевич и угощает меня чаем и хлебом из печки.

© Михаил Ронкаинен/Ridus.ru

Прогуливаюсь по Петрограду дальше, и в окне полуразрушенной избы замечаю силуэт мужчины с ломом. Увидев, что я его заметил, мужчина прячется. Я подхожу ближе и пытаюсь завязать знакомство.

— Виктор Белугин, — представляется он, удостоверившись, что я не из полиции. Виктор тоже петроградец, а в заброшенной избе он пытается отковырять ломом себе что-нибудь на обогрев, так как дома заканчиваются дрова.

Газа в деревне нет, электричество дорогое, потому приходится топить по старинке, занимаясь в том числе таким «каннибализмом» и разбирая старые дома сгинувших навеки земляков.

© Михаил Ронкаинен/Ridus.ru

Подобная ситуация во всех окрестных деревнях, кроме Шишминки, рассказывает мне Виктор. В Шишминке раньше жили немцы. -«Зажиточная деревня была, с добротными ухоженными домами, широкими улицами, всё покрашено, всё под линеечку», — продолжает он. Но 10 лет назад немцы дома распродали вместе со всем имуществом, и уехали по программе переселения в Германию.

«Теперь в немецких домах таджики живут, даже главу поселения таджика выбрали. А остальные деревеньки все поумирали», — заканчивает он, отламывая ломом кусок фанеры от пола.

© Михаил Ронкаинен/Ridus.ru

— Ну, а в Петрограде-то кто-нибудь молодой есть? —  интересуюсь я.

— В Петрограде есть, как же! Внуки мои, в первом доме.

На улице холод, и автор этих строг бегом направился на другой конец деревни в поисках молодых петроградцев. Вокруг на много километров белая мгла зимней степи, выбраться из которой можно только на приходящем два раза в неделю автобусе. Радостно, что где-то рядом меня ждёт тёплое такси.

В окне первого дома видна жизнь в лице самого маленького коренного петроградца Ильи. Он стоит на подоконнике и пристально наблюдает, как я стучу в калитку.

Илье 4 года, а открывшему калитку Вадиму — 14.

Каждый день Вадим ходит за несколько километров в школу в соседнее село Свободное, там же находится и единственный в округе магазин. В свободное время он следит за хозяйством дома и, по его словам, совсем не хочет переезжать в город.

— Ну, а что-нибудь необычное в Петрограде есть? — спрашиваю я его.

— Необычное? — повторяет Вадим и задумывается. — О! Телефон-автомат тут недавно у нашего дома поставили, раньше не было!

На прощанье, я прошу Вадима попозировать у петроградской новинки.

© Михаил Ронкаинен/Ridus.ru


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+7

 

   

Комментарии (3)

  • Че
    Че 30 декабря 2016

    Вот это действительно похоже на то, как живет настоящая большая Россия. Но некоторые представители городов-паразитов упрямо твердят, что все не так, что все хорошо. А это лишь маленькая крупица того, до чего дошло житие-бытие простых людей под руководством капитализма. Встретите девочку феникс, обитающую здесь, дайте ей почитать. А то из московских окон совсем другой вид. Хотя... Не давайте. Пусть живет самообманом.

    Ответить
    1 +
  • Lialia2012
    Lialia2012 30 декабря 2016

    В Москве тоже не одни богатые живут. По данным Росстата за 2015 год 9,2% москвичей имеют доходы ниже величины прожиточного минимума. Это меньше, чем в среднем по РФ (13,3%), но больше, чем, к примеру, в Питере, Белгородской, Липецкой областях. 65,7% москвичей имеют доход ниже среднедушевого по городу - это максимум по Центральному федеральному округу и превосходит среднероссийское значение (64,9%). В Москве расслоение сильнее, и за внешней мишурой проблемы не очень видны...

    Ответить
    0 +
  • Lwbrk
    Lwbrk 30 декабря 2016

    Собственно, во всех деревнях примерно так. Даже не в далёких, а под Новгородом, Лугой, тоже. Молодёжь, что с руками и мозгами, уезжает лет как 15-20, остаются старики. Кстати, материнский капитал дело чуть поправил. Там, где люди вообще есть. Да и в любом случае всё от населения зависит. У меня домик есть в Новгородской области, там домов 400 (3 деревни в одну сплелись). Вымирает. Но не высокими темпами. С другой стороны, лет 20 назад, кому тогда по 40 было, делали всё для всех. Мостики для купания, мелкие вещи. А сейчас старые уже и справится не могут, а остальным - плевать. Приезжаем когда компанией - берег почистим, дно на пляже для мелких, да и всё. Времени нет, а местным на фиг не надо. А другие деревушки проезжаешь, где и вовсе нет никого, а где те же 4 семьи. Да и деревни, всё же, появлялись как придаток к колхозам, нет колхозов - нет деревень. Вот как та, что в статье. Она же - искусственная. Старые поселения на торговых путях, в плодородных землях. Они ещё живы. Вот только управления и обучения им не хватает. В приведённом примере - куча полей вокруг. КУЧА. Как колхоз развалился, они только для выгула скота и используются. Заводик есть, уголь делают. Платят копейки. Раньше объём был серьёзнее. А как подумаешь, что делать, так и понимаешь, те, кто управление потянет, тем уже лет по 60 и больше, а остальным сколько не выделишь - всё просрут. Есть пара семей, реально с мозгами и работающие, но они, думаю, за 100 000 и так зарабатывают, на фиг им колхоз не сдался.

    Ответить
    0 +