+17
Сохранить Сохранено 7
×

Что бывает, когда города начинают «умнеть»


Что бывает, когда города начинают «умнеть»

© Коллаж/Ridus

Развитие городов во второй половине XX века ознаменовалось появлением целого ряда перенаселенных мегаполисов, перегруженных недвижимостью и утопающих в вечном хаосе транспортных потоков. Города, старательно создаваемые людьми на протяжении столетий, все больше превращаются в монстров, пожирающих мегаватты энергии, тысячи тонн воды и бесчисленные кубометры чистого воздуха. И если еще несколько десятилетий назад жизнь в таком мегаполисе являлась пределом мечтаний для миллионов людей, то сегодня все большее их количество ищет все способы убежать как можно дальше от этой «мечты».

Первые признаки кризиса развития мегаполисов начали проявляться в начале XXI века, когда жизнь в тесноте каменных джунглей, дорожных пробок, переполненных автобусов и вагонов метро, среди гор мусора и в клубах выхлопных газов заставила наиболее дальновидных взглянуть на место своего обитания совершенно иначе.

© Ольга Соколова/Ridus

Понимание, что привычная жизнь в мегаполисе превращается в бесконечный стресс и прямую угрозу физическому и душевному здоровью, подталкивает человека к поиску новых решений, призванных избавить его от столь незавидной участи. Так, благодаря совместным усилиям архитекторов, экономистов, экологов, медиков и айтишников родилась совершенно новая концепция города, в котором люди не должны являться заложниками узких улиц и глухих бетонных стен. Речь идет о новом формате «умных» городов (smart city), постепенно формирующем новый долгосрочный тренд не только в градостроительстве, но и в развитии всего человеческого общества.

Что такое smart city и зачем он нужен?

Одно из первых определений «умного» города дал Бойд Коэн (Boyd Cohen) — исследователь из инновационного журнала Co. Exist. По его мнению, «умный» город — это город, обеспечивающий своим обитателям современное качество жизни благодаря использованию градостроительных, информационных, энергетических, экологических, коммуникационных и транспортно-логистических технологий. «Умный» город — это «умное» управление, «умное» проживание, «умная» среда, «умная» «экономика и «умная» мобильность.

Важнейшими составляющими smart city являются интеллектуальные транспортная, энергетическая и сервисно-коммунальная системы, а также системы предоставления медицинских услуг и обеспечения безопасности.

Важно заметить, что понятие «умный» город вовсе не означает, что речь идет о каком-то городе целиком. Заставить «поумнеть» уже существующие мегаполисы, как Нью-Йорк, Пекин или Москва, сразу и целиком — задача невыполнимая. Целесообразнее говорить о создании новой среды для проживания и работы людей на отдельных частях уже существующих городов или прилегающих к ним территориях.

Бойд Коэн приводит десятку самых «умных» городов мира. Это Вена, Торонто, Париж, Нью-Йорк, Лондон, Токио, Берлин, Копенгаген, Гонконг, и Барселона.

© Ольга Соколова/Ridus

На самом деле, этот список, конечно же, значительно шире. По данным компании Huawei, занимающейся реализацией проектов smart city, к их числу можно отнести целый ряд китайских мегаполисов, таких как Шанхай, Гуанчжоу и др. В общей же сложности на сегодняшний момент концепция smart city в той или иной степени реализована в 2500 городах мира.

Вена

Самым «умным» городом, если следовать классификации Бойда Коэна, является Вена, и это неспроста. Столицу Австрии нельзя отнести к числу крупнейших мегаполисов Европы, однако это не мешает ей оставаться классическим примером европейского города, который на протяжении длительного времени «затачивался» под высочайшее качество жизни его обитателей. Так, например, еще в 1873 году город был полностью переведен на снабжение водой из высокогорных источников, и сегодня Вена является одним из немногих городов мира, где воду можно пить просто из-под крана, не опасаясь за собственное здоровье.

Впрочем, отнюдь не одна только вода обеспечивает Вене первое место в списке smart city. К началу XXI века в городе была создана одна из самых совершенных в мире транспортно-логистических систем, позволяющих органично увязывать вместе развитый городской общественный транспорт, железные дороги и довольно обширный парк частных автомобилей.

© Ольга Соколова/Ridus

Что касается современных систем энергообеспечения, то здесь австрийская столица также является непревзойденным лидером в целом ряде областей и в первую очередь в использовании солнечной энергии. По замыслу городских властей, Вена должна стать городом, в котором до 2020 года будет установлено 300 тысяч квадратных метров солнечных коллекторов. Ставка делается и на автономизацию энергообеспечения зданий, более того, считается, что новые дома по возможности должны еще и сами производить энергию. С этой целью помимо солнечных батарей дома оборудуются новейшими системами на основе тепловых насосов и другой высокотехнологичной энергетической техники. Предполагается, что вновь проектируемые здания должны производить больше энергии, чем сами потребляют.

Город у озера

Как уже отмечалось выше, формат smart city не означает, что города, история которых исчисляется столетиями, начнут «умнеть» в одночасье. Оснастить современными системами районы, спроектированные задолго до их появления, — задача нелегкая и достаточно долгая. Куда проще и быстрее создавать на их территории «умные» районы с нуля.

Именно таким путем пошли и городские власти Вены, задумавшие создать идеальный smart city на северо-восточной окраине австрийской столицы. Проект называется «Асперн. Город у озера» и является одним из самых крупных в Европе. Новый район, расположенный вокруг рукотворного озера Асперн, рассчитан на проживание 20 тысяч человек. Общая площадь застройки составляет 2,2 млн кв. м.

Асперн. Город у озера

© Ольга Соколова/Ridus

«Лаборатория», в которой хочется жить

Застройка Асперна осуществлялась, что называется, с нуля, на большой площадке, которая когда-то давно являлась аэродромом, в непосредственной близости от завода, производящего автомобили Opel. Это объяснимо, так как создать по-настоящему город будущего можно только с чистого листа, полностью абстрагировавшись от того, как строились города раньше.

«Асперн — это скорее лаборатория для «умного» города, здесь мы отрабатываем самые различные технологии «умного» города и ведем научно-исследовательские работы», — говорит представитель управления проектом «Асперн. Город у озера» Николаус Зуммер, прогуливаясь с корреспондентами «Ридуса» по улицам нового smart city. По его мнению, главным предметом проводимых в этой «лаборатории» исследований является изучение возможности адаптации различных современных типов зданий.

«В нашем случае их три, — говорит Николаус Зуммер. — Это жилой дом, школа и студенческое общежитие. Во всех трех типах зданий активно используются современными технологиями. Это тепловые насосы, солнечные батареи, а также интеллектуальные системы использования отработанного воздуха».

Отправной точкой для исследования стала возможность проверить все эти технологии в реальной жизни на конкретном районе. Главная цель — максимально эффективное использование энергии. По словам Зуммера, на сегодняшний день в Асперне задействованы три важнейших направления: «умные» сети, «умные» здания, призванные сберегать энергию, препятствуя ее передаче во внешнюю среду и «умные» информационные и коммуникационные технологии. Они нужны для того, чтобы связать воедино первые два пункта.

Одним из главных признаков «умного» города является рациональное разделение пространств, предназначенных для проживания, работы и отдыха его обитателей. Еще на этапе проектирования, создатели Асперна рассчитали, какая часть его жителей будет отправляться на работу в «большую» Вену, а какая — работать в непосредственной близости от места проживания.

© Ольга Соколова/Ridus

Реализованная концепция позволяет максимально учесть интересы обеих групп. Для первых это наличие станции метро, которое пришло к месту строительства нового smart city еще до того, как здесь появился самый первый строительный кран, несколько автобусных маршрутов и удобная автомобильная трасса.

Что касается второй группы жителей, которые предпочтут работать поблизости от дома, для них сделано все, чтобы их рабочие места находились в пределах пешей доступности от места проживания.

«Первые этажи домов в Асперне выше остальных, — говорит Николаус Зуммер. — Это нужно для размещения здесь объектов бизнеса: офисов, мастерских, магазинов, парикмахерских». Рациональное использование помещений первых этажей является важной особенностью «умного» города.

Торговлю в массы

Бросается в глаза отсутствие в Асперне столь популярных во многих городах многофункциональных торгово-развлекательных комплексов (ТРК). И это неспроста. Концепция «умного» города не приемлет сосредоточения инфраструктурных объектов (магазины, фитнес-клубы, кинотеатры и пр.) под крышей отдельно взятых ТРК, что в изобилии можно наблюдать в той же Москве. В smart city, напротив, проектировщики прилагают максимум усилий, чтобы максимально распределить объекты торговли и прочей бизнес-инфраструктуры по жилым районам. Наличие на первых этажах различных объектов сервиса, торговли, развлечений оживляет район и делает его привлекательным для жителей, что способствует его быстрому заселению.

«Частью нашей концепции является создание города коротких расстояний, и здесь наличие на первых этажах магазинов и других необходимых объектов социальной инфраструктуры становится неоценимым достоинством, — говорит Зуммер. — Человеку не надо идти за хлебом в супермаркет на соседней улице. Ему достаточно спуститься в магазин на первом этаже».

Наличие на первых этажах различных объектов сервиса, торговли, развлечений оживляет район и делает его привлекательным для жителей, что способствует его быстрому заселению.

© Ольга Соколова/Ridus

Транспорт

Пожалуй, самым интересным моментом, связанным с «умным» городом Асперн, является его транспортная инфраструктура.

«У нас есть определенная концепция мобильности для всех видов транспорта, — говорит Николаус Зуммер. — Основной упор сделан на общественный и экологический транспорт. Метро здесь уже есть, очень скоро появится трамвайная линия и 7 автобусных маршрутов. Очень много возможностей будет предоставлено для велосипедистов и пешеходов».

Действительно, город спроектирован так, что передвигаться в его внутренней части лучше всего пешком или на общественном транспорте, хотя можно и обойтись без него. Все необходимые для жизни объекты находятся в пределах прямой видимости, и это несмотря на то, что Асперн занимает достаточно большую площадь, сопоставимую со средним московским районом.

Однако это вовсе не означает, что такие транспортные решения реализованы за счет ущемления прав автомобилистов. Все дома имеют возможность автомобильного подъезда, и это совсем не лишнее, так как австрийцы, и венцы в частности, несмотря на одну из лучших в мире систем общественного транспорта, любят передвигаться на собственных автомобилях. И для этого им созданы все возможности.

© Ольга Соколова/Ridus

Парковка для всех

Для тех, кто привык считать, что автомобилю в современном городе (а тем более в «умном» городе) не место, пример Асперна покажется чудесным откровением. Грамотно реализованная концепция smart city позволяет прекрасно совмещать открытые безавтомобильные пространства с предоставлением каждому жителю возможности передвижения на личном авто.

«Что касается личных автомобилей, то прежние жители этих мест, когда здесь не было никакой другой транспортной возможности, конечно же, активно ими пользовались, — говорит Николаус Зуммер. — Мы не хотим менять это положение вещей. Поэтому мы намерены создать хорошие возможности и для автомобилистов».

Об обеспечении жителей smart city парковочными местами создатели Асперна также позаботились в полной мере. Машины собираются в подземных паркингах под домами и дворами, а также в гаражных комплексах, находящихся поблизости от домов.

«В городском законе о жилищном строительстве сказано, что для каждой квартиры должно быть построено парковочное место, — говорит Зуммер. — Специально для Асперна количество гарантированных парковочных мест было сокращено. Их теперь — 0,7 на одну машину. То есть, если строится 100 квартир, мы должны будем построить для них только 70 парковочных мест. Но это только то, что гарантированно должны предусмотреть частные инвесторы. Для оставшихся желающих предусмотрены парковочные места и в общественном пространстве».

© Ольга Соколова/Ridus

От себя заметим, что реализация этих принципов непосредственно «на земле» выглядит поистине фантастически. В центральной части города машин действительно практически не видно. Но они постоянно то тут, то там выскакивают из подземных паркингов, выезды из которых расположены в стороне, противоположенной от центральных улиц, и выводят на магистрали.

Несмотря на «умный» статус, в Асперне (как и по всей территории Вены) активно используется уличная парковка. Только если в самой Вене припаркованные машины стройными рядами стоят вдоль тротуаров практически по всему городу (как еще несколько лет назад в Москве), то в «умном» Асперне это разрешено только на внешних его улицах.

Несмотря на «умный» статус, в Асперне (как и по всей территории Вены) активно используется уличная парковка.

© Ольга Соколова/Ridus

Электровелосипеды

Говоря о транспортной системе «умного» Асперна нельзя не сказать о полностью автоматизированном прокате электрических велосипедов, выполненных в том числе и в грузовом варианте. Так же, как на специальных велопарковках на улицах Вены или Москвы можно арендовать обычный велосипед, в Асперне можно взять напрокат самое настоящее чудо техники — электровелосипед.

© Ольга Соколова/Ridus

Если человеку нет необходимости покидать территорию smart city, и учитывая сравнительно мягкий венский климат, электрический велосипед может стать для него решением практически всех транспортных вопросов. Грузовой вариант этой электрической машины позволяет перевозить в специально оборудованной тележке пассажира.

Вместо эпилога

Это не первый наш визит в Асперн, ранее мы были здесь чуть больше года назад, когда строительство находилось в самом разгаре. Сегодня «умный» город уже живет полноценной жизнью, хотя некоторые очаги строительства и благоустройства все еще присутствуют. По словам представителей городского руководства, создание smart city не закончено, он еще будет расширяться.

Однако даже того, что уже построено, достаточно, чтобы понять, что альтернатива каменным джунглям существует, и она непременно будет развиваться.

Конечно, smart city в их нынешнем классическом виде вряд ли могут решить проблему перенаселенности мегаполисов, но, как было сказано выше, сегодня они являются своеобразными лабораториями, где отрабатываются новые принципы организации и развития самых различных городов. Которым в скором времени также предстоит «поумнеть» или погибнуть, превратившись в трущобы. Примеров тому в современном мире достаточно.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+17

 

   

Комментарии (1)

  • ALEX2
    ALEX2 10 декабря 2016

    ужас какой , боксы боксы сплошная икея

    Ответить
    3 +