+12
Сохранить Сохранено 7
×

Уважают только силу: о прошлом, настоящем и будущем «Адмирала Кузнецова»


Уважают только силу: о прошлом, настоящем и будущем «Адмирала Кузнецова»

© Facebook.com

Поход в Средиземное море корабельной группы во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» стал громкой сенсацией в мировых СМИ: западные медиа развернули агрессивную информационную кампанию, а отечественные вспомнили, что Военно-Морскому Флоту РФ все же есть, чем гордиться.

Накануне проведения масштабных учений российских кораблей в районе Средиземного моря между восточным побережьем Алжира и итальянским островом Сардиния «Ридус» побеседовал с москвичом Михаилом Аксеновым, который служил на «Адмирале Кузнецове» на протяжении семи лет.

«Адмирал Кузнецов» в 90-е

— Я попал на корабль в апреле 1994 года, сразу после учебки в Североморске, в которой пробыл четыре месяца — вместе с шестью сотнями 18-летних пацанов. Нас сразу разбили по ротам, распределили по подразделениям, к каждому прикрепили офицера. Мой небольшой опыт в учебке позволил сразу занять не последнюю роль в командуправлении. Так началась моя служба, которая затянулась до июля 2000 года. На «Адмирале Кузнецове» я прошел все ступени от простого матроса срочной службы, получил мичмана — и в этом качестве руководил своим подразделением.

Тогда, в 94-м, техническое состояние «Адмирала Кузнецова» было, мягко говоря, удовлетворительное. Это сейчас его подлатали, а тогда все перерастало из одного ремонта в другой. ТАВКР пришел в декабре 91-го из Севастополя в Видяево в Мурманской области, которое вообще не было приспособлено для стоянки корабля такого класса. Там подготовили причал, обеспечение корабля, дали квартиры офицерам и мичманам, чтобы семьи свои перевезли, но для дальнейшего содержания корабля там совсем ничего не было.

Затем, в феврале 95-го его перевели в 35-й судоремонтный завод в Мурманске, где готовили к докованию, а после — в 82-й СРЗ в поселке Росляково. Но нужно понимать, что в то время, при тогдашнем финансировании, полностью отремонтировать такое судно нельзя — постоянно что-то нужно устранять и переделывать, ведь махина просто огромная. В том же году мы впервые встали в док, где сто человек ежедневно на протяжении месяца чистили корабль: драили трюмы, убирали мусор, отмывали грязь. Потом уже каждые три-четыре года корабль вставал в док, а до этого состояние корабля оставляло желать лучшего.

Руководство страны — тогда Борис Ельцин и его команда — не знало, что с кораблем делать: под него не было задач, ни финансирования, ни обеспечения, он был просто не нужен. Эта ситуация продолжалась все 90-е. А на что можно было рассчитывать, если снабжение самой армии было минимальным? Пенсионеров, военных, медиков, учителей не содержали, весь бюджет страны трещал по швам. Но стояла задача сохранить корабль и корабельных летчиков. И сегодня, спустя 20 лет, мне кажется, что она была выполнена: корабль сохранен, он в море — это главное.

Все изменилось только тогда, когда к власти пришел Владимир Путин. Тогда наладилось обеспечение корабля, его ремонт, содержание офицеров, мичманов и матросов. Были обеспечены выходы в море, чтобы сохранить навыки летчиков 279-го корабельного истребительного авиационного полка: тогда в стране космонавтов было больше, чем летчиков палубной авиации, а тех, кто умел сажать самолет на корабль, знали по именам.

Годковщина и группировки

— На «Адмирале Кузнецове» случались чрезвычайные происшествия — корабль не существовал в вакууме, он был продолжением России 90-х, со всеми ее недостатками. Судите сами: экипаж — две тысячи человек, а ведь это были 90-е годы, когда сама страна была в разрухе! А мы были просто срезом общества: на корабль попадали не марсиане, а обычные ребята из российских городов, которые только что закончили школу или училище.

Разумеется, нас воспитывали, мы в свою очередь воспитывали молодых — годковщина на «Адмирале Кузнецове» передавалась из поколения в поколение.

Неуставные отношения — мы все через них прошли и никто не жалеет: я дружу до сих пор со всеми ребятами, с которыми служил, хотя прошло уже 20 лет. Никто ничего против не имеет, потому что это было частью нашей жизни. А к началу нулевых годковщины уже не было: сейчас можно ребенка отправлять служить без боязни, что его там покалечат или убьют. Если только несчастный случай какой.

На корабле существовали отдельные группировки, самые известные — Северный Кавказ, Кубань и Ставрополье. Были и семейные кланы: однажды на «Адмирал» прибыли служить шесть братьев. По сравнению с нами они выглядели 30-летними мужиками: мы, молодые пацаны, тогда только начинали бриться, а они ходили с постоянной щетиной, вели себя вызывающе, отказывались выполнять поручения, к примеру, делать приборку. Но на всех быстро находили управу.

Замы по воспитательной работе буквально за пару-тройку лет навели порядок: они писали письма родителям, в военкомат, в местные газеты, главам администраций — поселковых, городских или какого-нибудь аула — это работало похлеще кнута. Они ходили как шелковые, получив нагоняй от родителей или глав администраций. Если это не действовало — их дробили по разным подразделениям и частям, чтобы они не пересекались, списывали с корабля. Работа по искоренению группировок не прекращалась ни на минуту: это был бич, который достался нам после Советского Союза и который был побежден.

Последний ТАВКР

— Из семи тяжелых авианесущих крейсеров, строившихся в СССР с 1970-х годов, «Варяг» продан Китаю, «Ульяновск» остался недостроенным, позже порезан на штабелях, «Киев» и «Минск» проданы с молотка и превращены в развлекательные аттракционы в КНР и Южной Корее, «Адмирал Горшков» был продан Индии и служит под новым именем «Викрамадитья», а «Новороссийск» — списан на металл и разобран в Южной Корее. «Адмирал Кузнецов» остался единственным представителем своего класса в составе ВМФ РФ.

Я был на «Киеве», он сейчас в Китае, его выкупили у нас. Он долго стоял и гнил в Видяеве. «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Горшков» — эти авианесущие крейсеры были предназначены для самолетов вертикального взлета: у них не было трамплинов, их носовая часть была занята ракетными комплексами «Базальт». Но проект «вертикалок» закрыли как нецелесообразный: эти самолеты на взлет и посадку тратили большую часть своего топлива. От этих самолетов и, следовательно, от кораблей решили отказаться из соображений экономии.

По-хорошему, ВМФ РФ нужно пять таких авианосцев как «Адмирал Кузнецов», только они должны быть атомными: один на севере, по одному в Средиземном море и на Дальнем Востоке — и еще два в резерве. В Черном море ставить их бессмысленно из-за проливов, которые турки могут запросто закрыть в случае объявления кому-то войны или в при открытых боевых действиях. Если они заминируют проливы, корабль будет заперт в Черном море и послужит отличной мишенью.

Диванные войска

— В Сети смело спорю с «диванными воинами»: вот прям сразу на место сразу ставлю, я их не боюсь. Когда начинаешь говорить, что у США такие же к корабли, которые так же дымят, показываешь доказательства, они моментально затухают, выходят из беседы. Ты служил? Ты знаешь? Не обращаю внимания на споры уровня семилеток о «рашке-говняшке», но когда выкладывают фотографии чумазого якобы командира ТАВКРа — это перебор: командиры корабля — достойнейшие офицеры и неслучайные люди, они все заслужили уважение, пройдя через многое в своей службе. Или когда какой-то «эксперт» какого-то издания несет чушь о черном дыме или заправке в Мальте — это задевает.

Не заправит «Адмирала Кузнецова» Мальта — он заправится в другом месте. Заправка такого корабля — это увеличение бюджета целой страны: да они молиться должны, что мы им такие деньги везем. Что касается этой истерики Мальты и Испании — да не заправляйте, корабль справится без них: мазута хватит на обратный путь, это котельная вода и продовольствие кончаются быстро, но танкер сходит в любой более дружественный порт и заправится там — самому кораблю в порт вставать не обязательно.

Сирийская кампания

— Я думаю, что «Адмирал Кузнецов» идет в Сирию не воевать, а, скорее, для демонстрации флага, для демонстрации военного присутствия. Поверьте, одно только наличие такого корабля остужает очень много «горячих голов». У других такого просто нет.

Возможности у корабля очень приличные. Он вооружен и комплексом противокорабельного ракетного оружия «Гранит», и «Кинжалами», и «Кортиками». Но он, конечно, не очень ударный, скорее оборонительный — корабль предназначен для уничтожения авиационных ударных группировок противника.

В западных СМИ пишут, что «Адмирал Кузнецов» будет использован для усиления бомбардировок Алеппо, но я бы заметил, что он больше предназначен для боя в море, а не для ударов по суше — ему нечем стрелять по берегу. Если только авиация может, где-то и подключится: летчикам тоже нужен боевой опыт.

Присутствие такого авианесущего крейсера в Средиземном море при наличии судов обеспечения и сопровождения могло бы изменить ход истории. В 96-м году во время боевой службы в Средиземном море сирийские коллеги просили нас остаться на постоянной основе: в открытую предлагали содержать весь экипаж. Но пятая Средиземноморская эскадра кораблей ВМФ, которая была там на постоянной основе, была расформирована 31 декабря 1992 года: мы ушли, и там стали хозяйничать наши «западные партнеры». Если бы мы там присутствовали все эти годы, не было бы войн в Сирии, Ираке и Ливии.

И вот результат нашего 20-летнего отсутствия: во что наши «товарищи» там все превратили? Раздербанили несколько государств — и снова пытаются, при этом валят все на нас, объявляя белое черным, а черное белым.

Главные союзники России

— В 90-е все считали, что Штаты нам друзья, которые научат нас правильно жить. Но я всегда говорил, что при первой же возможности они сожмут на нашей шее руки.

В 94-м году я писал телефонограмму о столкновении нашей лодки с американской в Кольском заливе Баренцева моря. Что она там делала? Мы же, вроде, друзья: вот Ельцин с Клинтоном обнимается…

Когда мы выходили в море, норвежское разведывательное судно «Марьята» постоянно сопровождало нас, держась на расстоянии: слушают, смотрят, фотографируют. Кому мы угрожали в 90-х? Но они всюду совали свой нос, чуть ли не в постель к нам лезли.

Поэтому то, что происходит с оборонкой сейчас — это правильно: я поддерживаю нашего верховного главнокомандующего. Нужно строить новые корабли, модернизировать старые, чтобы нас боялись. Будут боятся до дрожи — будут уважать. Уважают только силу. Не было сильного Ирака, сильной Ливии, сильной Югославии — нет этих стран. Как говорил император Александр III, у России только два надежных союзника — ее армия и ее флот. Ни одна другая страна за нас не заступится.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+12

 

   

Комментарии (5)

  • Татьяна
    Татьяна 01 ноября 2016

    Отличная статья!

    Ответить
    0 +
  • Иван
    Иван 01 ноября 2016

    Молодец!!!

    Ответить
    0 +
  • Три Студентки
    Три Студентки 02 ноября 2016

    Так он доплыл до места назначения?

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 14 ноября 2016

    Что-то сомнительно, что старенький чадящий авианесущий крейсер 1983 года выпуска в состоянии еще кого-то напугать. Разве что собственную команду: силовая установка "тянет" максимум на 75%, чадит, 2000 моряков крейсера находятся в состоянии непрекращающегося стресса, так как матросы все зеленые призывники в первом походе в жизни. ПВО корабля функционирует на 50%. Палубная авиация, расчитанная на 50 МИГов палубной модификации представлена двумя МИГами и семью Су 33 и парой вертолетов. Больше не наскребли. Была представлена.. Один МИГ уже на дне Средиземного моря-не долетел до крейсера, разбился. Летчика спасли, успели. Всю эскадру сопровождает буксир, на всякий случай. Чтобы моряки не боялись, если силовая установка встанет окончательно. Уж лучше продолжали бы и дальше просто бомбить

    Ответить
    0 +
  • mixa
    mixa 16 ноября 2016

    Кораблю около 30 лет это правда, но срок службы таких кораблей 50 лет. Экипаж полностью состоит из контрактников. На 100 процентов. Там нет ни одного срочника. 75 процентов силовой установки.....интересно откуда такие цифры......во время службы никогда не слышал чтобы кто-то в процентах выдавал мощность машин. Даже если и так то и этого за глаза. 100 процентов это скорость 29 узлов, 75 процентов это крейсерская скорость... что и нужно.ПВО на 50 процентов это тоже за гранью моего понимания. Кортик , Кинжал в строю, а больше и не нужно,......хотя и тут Петр Великий рядом, по МИГам сказать не могу, у них .....мало опыта эксплуатации корабельных МИГов. При мне были Су-27 ,они же Су 33. Но думаю что и этот печальный опыт будет учтен в дальнейшем производстве корабельных самолетах.......И про буксир.......при каждой эскадре не зависимо от национальности и принадлежности есть буксир, без него никуда......и танкеры тоже есть......тоже без них никуда. И все они идут в сопровождении обязательно. Спасибо

    Ответить
    0 +