+3
Сохранить Сохранено 7
×

Завтра была война


Сергей 'Спайкер' Сакин

Родился в 1977 году. Учился в Институте стран Азии и Африки МГУ, занимался журналистикой, был телеведущим. В 1990-е публиковался в журнале «Ровесник» и в газете «Джокер». Своими учителями в литературе считает Михаила Веллера, Джека Лондона, Марка Твена, «недосягаемыми идеалами» -- А.П. Чехова и Виктора Пелевина. За написанный в соавторстве с Павлом Тетерским роман «Больше Бена» (2001) был удостоен в 2000 году премии «Дебют» в номинации «крупная проза». В 2008 году роман был экранизирован в Великобритании. В 2001 году Сакин принял участие в телепроекте «Последний герой», литературным итогом которого стала книга «Последний герой в переплете» (2002). В 2003 году выпустил роман «Умри, старушка!» (2003).

Все статьи автора

Завтра была война

Люблю Москву — особенно люблю родной город потому, что последние годы бываю в нем все реже. И каждый приезд в столицу знаменателен для меня лично тем, что я вижу происходящие в городе изменения. Все эти пешеходно-велосипедные зоны, сносимые палатки и прочие преобразования городской среды воспринимаю как персональный подарок коренному москвичу. Отдельно радуют постоянно появляющиеся памятники и мемориалы (хотя далеко не ко всем «отливаемым в граните» © событиям и персоналиям отношусь положительно)

И вот, совершая жарким июньским днем очередной променад по любимым местам, я наткнулся на нечто поразительное. Застыл и замер. Подошел и примолк. Присел и задумался. Эта композиция называется «Яблони» и, надеюсь, нет смысла объяснять ее значение. (Отдельно уточню, что сам монумент был создан еще в 2013 — просто я на него наткнулся только сегодня)

1
© Алексей Соловьев

Пока я молчал и думал под «Яблонями», мимо меня в музей Российской Армии проходили люди — молодые и не очень, группами и поодиночке, с флагами и баннерами, в военной форме и одетые «по гражданке». Будний день, рабочее время — и это интенсивное человеческое движение возле не самого модного музея было не типично. Потом подъехал автобус с логотипом уважаемой всеми порядочными людьми организации «Офицеры России». Я зашел в музей — спросить, что происходит. Зашел и офигел. В музейной уличной экспозиции наличествует катер-сторожевик времен ВОВ. И вот это малый боевой корабль сверкал новой краской, водил стволами своих орудий, как при отражении атаки со всех румбов сразу. А на палубе находился экипаж, а у борта стояли моряки — как салабоны-карасики, так и суровые ветераны с боевыми иконостасами на кителях (причем, судя по возрасту и наградам — собрались ветераны разных войн) Сильное, доложу Вам, зрелище.

2
© Алексей Соловьев

Были и гражданские, присутствовала и различная символика — от «едроссовской» (куда же без них?) до «дембельских» морпеховских флагов («Где мы — там победа!») Отдельно обращали на себя внимание флаги Белоруссии. «С чего вдруг сябры? — подумалось мне, — в братском государстве Белоруссии, как известно, нет морей. Одна из немногих абсолютно сухопутных держав».

Однако в Белоруссии есть не одна и не две общественные организации (а также неформальные гражданские сообщества), объединяющие полосатогрудую братву — военных моряков и морпехов. «Белорусские моряки» — звучит забавно. Возможно, именно поэтому эти объединения и привлекали к себе внимание. Чем они могут заниматься на суше — оставалось загадкой. Ну вот в московском музее Российской армии, накануне знаковой для нашей страны даты 22 июня, эта загадка разрешилась.

Во-первых, в эпоху СССР мы не делились на белых и великих россов, а равно служили общей родине. И в лесной Беларуси родилось немало славных моряков. Некоторые из них вышли во флотоводцы, некоторые — остались в невысоких званиях. Сейчас не важно. Важно то, что белорусские энтузиасты флота (служившие когда-то в общей советской армии) помнят о своих соотечественниках и не дают забыть всем остальным. В том числе и нам, россиянам.

3
© Алексей Соловьев

Общественное объединение ветеранов флота «Морское братство — нерушимо» как раз создано для таких проектов. «Братки» устанавливают (или восстанавливают) военно-морские памятники (и не только в Беларуси — один из своих крайних визитов «нерушимые» нанесли в Порт-Артур — навещали могилы героев русско-японской войны), дружат с ветеранами советского и российского флота в разных государствах… Много чего делают. Главное, они постоянно напоминают: нам есть чем гордиться, помимо футбольных хулиганов в Марселе и высотных прыжков Елены Исинбаевой (при всем уважении к последней)

Реставрация (точнее, восстановление) сторожевого катера, находящегося в экспозиции московского музея — одна из акций «Морского нерушимого братства». Впрочем, если быть совсем точным, то восстановление проводила общественная организация «Офицеры России». Но белорусы всячески поддерживали не простое и не быстрое дело. И красивую точку в этом деле — «сбор по форме раз» накануне дня начала Великой Отечественной Войны — поставило «Морское братство — нерушимо».

4
© Алексей Соловьев

У белорусских моряков есть свое личное отношение к этому конкретному сторожевику, стоящему в Москве. Такие малые суда составляли основу пинской речной флотилии. Флотилия базировалась в Белоруссии (город Пинск), в ее состав входили, помимо собственно кораблей, береговая артиллерия, морская пехота и авиация. Сформирована пинская флотилия была в 1940 году. А закончила свое существование в 1941… Сведения из различных источников разнятся, и вообще о этом героическом воинском формировании среднему россиянину известно крайне мало, но несомненно одно — именно матросы флотилии одними из первых в той войне воплотили идею «ни шагу назад!» (до приказа 227 оставался еще год) Флотилия была уничтожена полностью — но, завязав на себя часть фашистских группировок «Юг» и «Центр», не дала развиться плану «Барбаросса».

Ну и вот — накануне черного дня 22 июня — моряки, ветераны и просто неравнодушные добрые люди собрались в Москве почтить память павших.

5
© Алексей Соловьев

Состав собравшихся, как я уже сказал, был крайне неоднородным. Были действующие офицеры и были ветераны разных войн. Присутствовал, в качестве главного гостя, контр-адмирал ВМФ РФ Василий Андреевич Попович. Пришел седой «мальчик с бантиком» — выпускник соловецкой школы юнг, успевший попасть на войну в 1944 году. (Кто в теме — тот, возможно, поймет, какое чувство испытываешь, когда стоишь рядом с живым героем книги Валентина Пикуля) Были поисковики-энтузиасты и была пацанва из воен-патриот-клубов. Кто-то, типа «кремлевских комсомольцев», возможно пришел по разнарядке. Но — честно — было много просто людей. В том числе и совсем молодых. Были какие-то артисты, певшие хорошие военные песни в микрофон — но были и красивые молодые девушки, певшие эти песни просто так. От души.

Знаете что? Мне гордо, что я тоже оказался (пусть и случайно) возле ожившего сторожевика с танковой, Т-34/76, башней на палубе. Я только жалею, что сына с собой не прихватил.

Забыть — значит предать. А мы помним.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)