В Москве завершился фестиваль документального кино «ЭкоЧашка»

Вот уже седьмой раз подряд лучшие режиссеры со всего мира привезли в Москву картины, посвященные целому ряду проблем окружающей среды: начиная вездесущей темой мусора и отходов и заканчивая бесчеловечным отстрелом животных в специализированных сафари-парках в Южной Африке.


Открытие фестиваля прошло в кинотеатре «Иллюзион». Помимо традиционных благодарственных слов и приветствий от организаторов, с небольшими речами выступили некоторые партнёры и почетные гости ЭкоЧашки-2016. Например, представитель Фонда имени Генриха Бёлля Алиса Никулина говорила о том, что, несмотря на множество имеющихся проблем в сфере окружающей среды, ситуация все же меняется. В технократические времена экологическими вопросами занимались исключительно учёные и эксперты, а решение экологических проблем считалось прерогативой государственных органов и политических сил. Сегодня же все больше и больше обычных людей становятся причастными к изменению экологического состояния среды, и именно силами небезразличных людей ситуация начинает меняться. 

Присутствовал на открытии и замруководителя «Мосприроды» Константин Иванов, который и вовсе заявил, что Департамент охраны окружающей среды Москвы уже не первый год вдохновляется фильмами, которые демонстрируются в рамках фестиваля «ЭкоЧашка», на новые проекты, направленные на защиту окружающей среды. Правда, названия конкретных реализованных проектов не прозвучали: 

В этом году фильмом открытия фестиваля стала картина американского режиссёра Брэда Олгуда «Оркестр на свалке», который снимался в течение пяти лет. По словам организатора фестиваля Анастасии Лаукканен, этот фильм настолько многогранен и собирает воедино столько тем и проблем, что было решено выбрать для старта ЭкоЧашки именно его. Фильм растрогал практически всех зрителей, а их на открытии было немало — зал наполнился почти до отказа.


на фото: организатор фестиваля «ЭкоЧашка» Анастасия Лаукканен 

В основе картины — история о том, как в небольшую деревню в Парагвае, где люди в буквальном смысле живут на свалке, приезжает учитель музыки и собирает из местных детей оркестр. Настоящие инструменты они позволить себе не могут, поэтому на помощь пришел добродушный «мастер на все руки», которые соорудил для оркестра музыкальные инструменты из мусора: скрипки из жестяной банки, фанеры и вилки, а барабан — из старого рентген-снимка. Однако именно эти неказистые инструменты со свалки дают детям шанс поверить в себя, в то, что даже на обочине жизни отчаиваться ни в коем случае нельзя. Обретя новую мечту, дети проделывают огромный и непростой путь — от репетиций в полуразвалившейся школе до концертов мирового масштаба.

на фото: режиссер фильма«Оркестр на свалке» Брэд Олгуд (справа) 

Второй день фестиваля запомнился лентой «В погоне за нулем» об уже популярной концепции Zero Waste («Ноль отходов»). Фильм американского режиссера Кристофера Бивера — это вдохновляющая история о том, как город Сан-Франциско пришел к практически безотходному производству. Сегодня там перерабатывается 70% отходов. Автор картины знакомит зрителя со всеми этапами сбора, сортировки и переработки, показывает всю сложность этой системы и то, насколько важна для ее успешной работы сознательность каждого конкретного человека. Для местных жителей раздельный сбор — не обязаловка, а повод гордиться собой, своими соседями и своим городом, который, вне всяких сомнений, сможет полностью воплотить в жизнь концепцию Zero Waste уже в ближайшие годы.

А вот что делать с использованной жвачкой пока не придумали даже в Сан-Франциско. Тем не менее, проблема с казалось бы безобидной жевательной резинкой, день ото дня лишь набирает обороты. Миллиарды жвачек в год загрязняют большинство общественных мест практически в каждом городе. И это второй «по популярности» мусор в мире. Фильм «Темная сторона жвачки» снял режиссер из Канады Эндрю Нискер, который провел большую работу, чтобы узнать, как производят любимую всеми жевательную резинку и существует ли для нее экологичная замена. А сразу после показа мы провели дискуссию со зрителями и организаторами, во время которой поделились своими тезисами о жевательной резинке. Например, что изначально ее производили только из натуральных материалов (смолы деревьев, живицы, каучука, воска), которые подвергаются биоразложению. Со временем ее начали делать в огромных количествах и из синтетических неразлагаемых материалов. В наше время жители земли жуют каждый год 560 000 тонн жвачки, а это примерно 112 000 африканских слонов. Переработать жвачку можно (Анна Баллас из Лондона придумала, как сделать из нее детские игрушки, футляры для сотовых телефонов, беговые дорожки и шины), но сложность в том, что для этого сырье надо собирать в отдельные контейнеры.

Почти всех зрителей поразили факты о колоссальных затратах на уборку жвачки. Правительство Англии, например, выделяет 150 миллионов фунтов стерлингов на то, чтобы «отскрести» ее от тротуаров и дорог. Загрязняет жевательная резинка и водоемы, но, к сожалению, производители жвачки не занимаются какими-либо исследованиями по ее влиянию на окружающую среду. В заключение дискуссии мы призвали всех отказаться от жвачки, ведь мята, зеленый чай или специи вроде гвоздики, розмарина, кардамона ничуть не хуже справляются с неприятным запахом, или перейти на жвачку на основе смолы/живицы или леденцы.

Тема охраны животных, как и тема отходов, — традиционная на фестивале. В этом году зрителям представили расследование французской журналистки Оливии Мокейевски об одном из крупнейших в мире бизнесов — трофейной охоте на диких животных в Южной Африке и в Америке. Фильм о закрытой индустрии элитной охоты — поистине смелый поступок со стороны ведущей одной из самых популярных передач о животных на французском телевидении, поскольку лобби в этой сфере невероятно сильно. Трофейная охота — четвертый бизнес в мире по денежному обороту, уступающий только торговле наркотиками, оружием и людьми. Сегодня 80% диких животных в Южной Африке живут на частных ранчо и выращиваются исключительно для охоты. А когда животные становятся достаточно взрослыми, их выставляют на аукцион, где жизнь каждого из них оценивают в зависимости от физических данных особи, возраста и внешней привлекательности. За 35−40 тысяч евро любой желающий может убить льва, а если заплатить в два раза больше, трофеем может стать и носорог. Однако есть у этого бизнеса сторонники и среди зоозащитников, которые уверены, что дикая природа в том виде, в котором мы ее знали, уже никогда не будет существовать, и единственный способ сохранить популяции исчезающих видов — это легализованная охота.

Подобный фильм-расследование сейчас снимает и российская команда совместно с британскими коллегами. Трейлер картины «Рожденные свободными» продемонстрировали всем зрителям после просмотра французской картины. Фильм будет посвящен бизнесу по незаконному отлову и продаже морских млекопитающих: моржей, дельфинов, касаток, белух и пр. Проблема эта невероятно актуальна для России. В то время, как многие страны отказываются от дельфинариев и океанариумов, признавая их абсолютную антигуманность, в России они становятся все более прибыльным бизнесом. Браконьеры вылавливают морских млекопитающих не только для внутреннего рынка, но и для продажи в соседние страны. Фильм планируют выпустить в прокат в ближайшее время. По итогам фильма зрители смогли обсудить увиденное с Директором представительства международного фонда охраны животных IFAW в России и странах СНГ Марией Воронцовой и режиссером российской картины «Рожденные свободными» Гаяне Петросян.

на фото: Директор представительства IFAW в России и странах СНГ Мария Воронцова 

Внимание многих москвичей привлек фильм «Мусорная мандала», в основу которого легла история движения «Зеленых солдат», борющихся с мусором в далёком и экзотическом Непале. А сразу после показа прошла активная дискуссия с активистами «Сделаем!» — российского ответвления международного движения «Let's Do It», которые занимаются борьбой с мусором на природных территориях. В России это, в основном, парки и леса вблизи населенных пунктов. Активисты Юлия Бурдо и Никита Бутаков рассказали, что главная цель деятельности движения — полное избавление мира от такого понятия как «мусор». Активисты хотят с помощью простых действий повысить так называемую «экологическую культуру» в обществе и не только избавиться от нелегальных свалок в лесах и мусора на пикниковых полянах в парках, но и укоренить в умах россиян бережное и разумное отношение к ресурсам. Уборки мусора, главную из которых движение проводит по всему миру в один день, как правило, в сентябре, — лишь «точка входа» для начинающих активистов. Таким же образом действуют и «Зеленые солдаты» из Непала — герои фильма «Мусорная мандала».Дискуссия с представителями «Сделаем!» получилась действительно бурной:

На закрытия фестиваля в Центре документального кино продемонстрировали документальный фильм «Занимайтесь кухней, а не войной». Австриец Дэвид Гросс снял картину о том, как разные люди в Европе буквально спасают еду от попадания на свалку. Ведь сегодня по всему миру выбрасывается более 1/3 еды, в том числе пригодной к употреблению. Причем выбрасывают ее и производители, и продавцы, и потребители. Перед показом фильма, следуя главной мысли картины, собравшихся угостили ужином из продуктов, спасенных от выбрасывания.


Всего в конкурсной программе фестиваля, которая в этом году разделена на две части, участвовали 14 полнометражных фильмов и пара дюжин короткометрожек. 28 февраля, на закрытии «ЭкоЧашки-2016», жюри выбрало лучшую картину и в той, и в другой категории. В номинации «Лучший полнометражный фильм» победителем стал «Оркестр со свалки», открывавший фестиваль. А лучшей короткометражкой стала российская картина «Cinema Dehors». Отдельно жюри отметило полнометражный фильм «Ундина» и корометражки «Gardenia» и «Watching on whales».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости
распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Что делают сегодня ВМФ стран в Арктике, Атлантическом и Тихом океанах.

Наиболее предпочтительными странами россияне считают Канаду и США.

интересное

Похоже, драма о стриптизёрах может обзавестись главной героиней.

Продолжение приключений синего скоростного ежа обзавелось первым постером.

полезное

Повышенное артериальное давление является главным фактором риска развития заболеваний сердца.

Ученые проанализировали генетические данные 267 980 человек, используя менделевскую рандомизацию.

развлечения

Модель железной дороги, построенная Саймоном Джорджем, была признана самой большой в Великобритании.

На строительство британец потратил 18 месяцев, но результат того стоил.

Мужчина проехал почти 1500 км на самой маленькой машине в мире Peel P50 ради благотворительности.

«Услышал по телевизору, что нужна маска, но не понял, какая».