Русский цирк: от кормильца до иждивенца

© Дмитрий Строганов/Ridus

© Дмитрий Строганов/Ridus

Цирк на Фонтанке реставрировали полтора года. Сложностей в ремонте хватало. Необходимо было сохранить в первозданном виде самый старый каменный цирк страны и при этом привести его к современным требованиям.

Например, большие сложности у нас были с куполом, потому что купол исторический и является предметом охраны, его нельзя разобрать. Именно к куполу, к его несущим конструкциям подвешивается «воздух», купол всегда несет нагрузки. Со временем он немножко продавился от этого. Когда он строился, не был рассчитан на современные цирковые номера и нагрузки. Исторический купол сверху накрыли новым, он и будет нести все нагрузки по цирковым технологиям и подвесам. Это было непростое решение. Отдельно отмечу: специально для цирка был разработан проект светового и циркового оборудования, оно самое современное, — заявил на открытии цирка, которому вернули историческое название — Чинизелли,
генеральный директор Росгосцирка Вадим Гаглоев.

Реставраторы отработали на совесть. Восстановили ложу, вернули оркестр на возвышение над форгангом, развесили везде зеркала, старинные афиши. Все как до революции, только стоять в третьем классе больше не надо, обтянутые бархатом кресла такие же, как и в первых дорогих рядах.

Место для музыкантов над форгангом, так в цирке называется занавес
1
Место для музыкантов над форгангом, так в цирке называется занавес
© Дмитрий Строганов/Ridus

Насладиться всем этим великолепием смогли участники четвертого Международного культурного форума в Санкт-Петербурге. Для них дали «особенное парадное представление», открыл которое великий солнечный клоун — Олег Попов. К везению жителей Северной столицы, он задержится в городе на Неве.

«В феврале и марте будет работать программа, которую мы сделали вместе с Олегом Поповым, в ней будут участвовать все звезды отечественного цирка», — отметил Гаглоев. В их числе и «счастливый Ганс» — под таким псевдонимом работает Олег Константинович в Германии.

«Бал у Чинизелли» вышел очень ярким, местами трогательным, и красивым. Но развлечениями участие цирковых артистов в форуме не ограничилось. К сожалению, цирк сейчас испытывает массу проблем. Многие из них характерны не только для России, но и для всей этой сферы искусства в целом.

Бал у Чинизелли
2
Бал у Чинизелли
© Дмитрий Строганов/Ridus

Деньги

Советский Союз умел зарабатывать на культуре. Главными «добытчиками» были ансамбль Моисеева, Большой и цирк. Цирковые приносили в госказну серьезные суммы в валюте, куда больше танцоров. Коллективы колесили по всему миру. За время в короткой поездки в автобусе от цирковых можно услышать про бандитизм в Перу, запрете пользоваться на представлениях блестками в Японии или самом шикарном здании цирка в мире — в Северной Корее.

Российский же цирк работает в убыток, он обходится бюджету примерно в миллиард рублей в год, а многие наши соотечественники предпочитают выступать в зарубежных труппах.

Сделать цирк окупаемым — одна из главных задач перед чиновниками на сегодняшний день. Для этого в феврале прошлого года была запущена реформа. Траты с тех пор не уменьшились, но, по словам Вадима Гаглоева, деньги сегодня расходуют куда более разумно.

Генеральный директор Росгосцирка Вадим Гаглоев
3
Генеральный директор Росгосцирка Вадим Гаглоев
© Дмитрий Строганов/Ridus

По его словам, до реформы в цирковой системе царила полная анархия. Например, к 1 марта 2014 года право собственности на цирковые сооружения было оформлено лишь на 13 объектов из 154, это восемь процентов.

Сегодня данный показатель выше на порядок, в десять раз. Значительные суммы по документам раньше проедались животными, точнее, эти деньги сурово «пилили». В время инвентаризации нашли массу долгожителей, которым место в книге рекордов. Например, кур 1975 года рождения. Таких примеров много. Сегодня эти деньги тратятся на капитальные ремонты и реставрации. Собирается Гаглоев оптимизировать и другие цирковые расходы.

По его подсчетам выходит, что цирк начнет приносить прибыль, если каждый манеж будет давать по 200 представлений в год с посещаемостью 60 процентов. Сейчас каждая арена открывается для зрителей 120 раз в год, посетителей — не более 40 процентов.

Бал у Чинизелли
4
Бал у Чинизелли
© Дмитрий Строганов/Ridus

Школа клоунов

Чтобы добиться таких результатов, нужно поднять популярность цирка у зрителей. У того же «Дю Солей» всегда аншлаг, несмотря на «кусачие» цены на билеты.

Специалисты не в последнюю очередь это связывают с исчезновением известных всем клоунов.

В СССР Никулина, Карандаша, Попова, Енгибарова знал каждый. Сегодня таких имен нет. «Клоуны ушли с цирковых арен в театры, в шоу, на улицы», — посетовал на открытии форума знаменитый лицедей Слава Полунин.

Еще одна не смешная проблема — отсутствие школы, где этих клоунов готовят. Конечно, действует Академия Дураков Полунина, работают педагоги «старой советской закалки», но их мало. Система отсутствует.

Вячеслав Полунин
5
Вячеслав Полунин
© Дмитрий Строганов/Ridus

Клоунской тематике было уделено немало времени в ходе форума, работала отдельная секция. Вот только речь там шла, в основном, не о педагогике, а о героях прошлого: Дурове, клоунах, работавших в конце XIX века у Чинизелли, истории этого цирка, как шутки теряют актуальность со временем на примере Никулина... Информация, конечно, полезная и любопытная, но участники дискуссии в кулуарных беседах недоумевали, почему на форум не приехали многие известные педагоги, перечисляя целый список имен.

6

Нет, были, конечно, и мастер-классы, вот только вряд ли можно было научиться чему-то за час. Занятие с клоунами провел Джанго Эдвардс. Долго рассказывал, что самое важное — это любовь, улыбка, свобода от навязанных стереотипов, обильно сопровождая свою речь выражениями по матери. Переводчик на мастер-классе многочисленные «факи» стеснительно опускала. Супер-специалист по «синхрону» на секции мастерски подбирала точные русскоязычные аналоги без использования ненормативной лексики.

Джанго Эдвардс
7
Джанго Эдвардс
© Дмитрий Строганов/Ridus

На своем занятии Джанго поиграл с клоунами в дурацкие, но очень смешные салки, показал, как надо изображать Джерри Ли Льюиса, после чего заявил, что настоящих клоунов из полусотни пришедших поучиться он здесь увидел всего пару человек, да и вообще, в России клоунов выпускают как на конвейере. С его точки зрения, подход должен быть иным: клоуном нужно родиться, это состояние ума, при этом маленькие дети — все клоуны. «Вспомни, каким ты был, когда тебе было семь», — призывает он «падаванов».

Сам он, впрочем, открыл несколько лет назад в Барселоне целый Институт новой клоунады, где обучение длится месяц. Любопытно, что изначально Джанго начал свою клоунскую карьеру именно с профессии учителя клоунов. До 20 лет Стэнли Эдвардс был обычным американским пареньком, работал инженером, проектировал и строил поля для гольфа. Потом увлекся движением хиппи, решил стать клоуном и уехал в Англию получать соответствующее образование. Нашел подходящие курсы, наплел преподавателю, что в США он уже работал клоуном и даже имел успех. В итоге спустя пару занятий учитель подошел к нему и сказал: предложили выгодную халтуру на субботу. Замени-ка меня, брат, на курсах, ты ж опытный. Не бесплатно, конечно. Стэнли теряться не стал, заменил.

Эту историю Джанго рассказывает ничуть не стесняясь, таков его подход.

«Не так давно я понял, что главное для клоуна, да и для каждого из нас, всегда говорить правду, — завел речь на мастер-классе Джанго Эдвардс и тут же показал свои способности ее резать. — Я сорок пять лет употреблял всевозможные виды наркотиков. Скрывал это, врал. Обманывал разных женщин, изменял им. Потом я сам изменился. Я рассказал дамам, как я их обманывал. Одни дали мне по лицу, другие — простили, и мы теперь дружим. С некоторыми я даже снова переспал. Я до сих пор злоупотребляю разными стимуляторами, но теперь я этого не скрываю».

Интересный анархист, гражданин мира и веселый человек, отрицающий все институты власти и границы, вот только подход его к юмору лично мне показался не слишком близким русской душе. Дурачиться, все же, можно по-разному. Услышанная несколько раз за два дня шутка, употреблявшаяся в случае неожиданных технических накладок, — «я принципиально никогда не плачу техникам/«звукарям» — выдает в нем иную культуру.

Олег Попов и Джанго Эдвардс
8
Олег Попов и Джанго Эдвардс
© Росгосцирк

Животным в цирке быть

В этом «Ридус» лично заверил Вадим Гаглоев. Никуда с российских арен дрессировщики не денутся, хотя ходило много опасений. Обвинений в жестокости к братьям нашим меньшим цирковым в последнее время было предъявлено достаточно.

Возможно, в числе дрессировщиков есть жесткие люди, тут спорить глупо. Но в большинстве своем это очень любящие животных люди. Например, Николай Павленко работает с полосатыми хищниками вообще без хлыста или стека. Вместо этого у него в руках дирижерская палочка. Тигры слушаются его беспрекословно без жестких понуканий. На открытии цирка он не выступал, но его появление в зале не осталось незамеченным. «Со львами не работал. Пока. Но скоро буду!» — обещает он юной поклоннице после «селфи».

После официальных речей и торжественного перерезания циркового галстука длиной несколько метров на арене появляются слоны Корниловых. «По цирковой традиции, вместо кошки», — заявил изображающий сеньора Чинизелли Вениамин Смехов. На изможденных жертв слоники похожи никак не были.

9
© Дмитрий Строганов/Ridus

«Русский цирк отличает великолепная работа с животными, вы сегодня увидите слонов, лошадей Лауры Барон, она будет работать „свободу“ (свободная дрессура. — прим. „Ридус“), и вы убедитесь, насколько это здорово, красиво. Номера эти дарят любовь и доброту. После того как посмотрите, никогда не возникнет желание обидеть животное», — говорит перед открытием Гаглоев и еще раз обещает не допустить изгнания с российских арен этого древнего жанра.

Олег Попов
10
Олег Попов
© Дмитрий Строганов/Ridus

«Все клоуны мира — одна большая семья!» — объявил на мастер-классе Джанго. Его заявление стоит перефразировать: все цирковые России — одна большая, возможно, не всегда дружная, но семья, это точно. Все хорошо знают друг друга, вместе работали и жили, искренне любят то, чем занимаются. Видно, что для них — это больше, чем просто работа. Надеемся, что вместе они смогут решить все насущные проблемы и снова сделать российский цирк доступным, интересным, популярным и забитым до отказа смеющейся детворой.

11
© Дмитрий Строганов/Ridus
12
© Дмитрий Строганов/Ridus
13
© Дмитрий Строганов/Ridus
14
© Дмитрий Строганов/Ridus
15
© Дмитрий Строганов/Ridus
16
17
© Дмитрий Строганов/Ridus
18
© Дмитрий Строганов/Ridus
19
© Дмитрий Строганов/Ridus
20
© Дмитрий Строганов/Ridus
21
© Дмитрий Строганов/Ridus
22
© Дмитрий Строганов/Ridus

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

«Этого звонка он ждал с момента инаугурации».

Обнаружена братская могила 860 моряков под командой вице-адмирала Максимилиана фон Шпее.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Немецкие дивизии попали в окружение в «Фалезском мешке».

80% процентов детей, находящихся в детских домах России, не являются сиротами.

Кругобайкальская железная дорога проходит прямо над крутыми берегами озера.

интересное

Привычный бытовой прибор оказался способен удалять тяжелые металлы из ценного ресурса.

Свет показывает морским животным и птицам места расположения опасных ловушек.

Увеличение индекса массы тела и роста людей может привести к глобальному дефициту продуктов.

полезное

Раскатываем губу до Великого Устюга.

По их данным, недостаток и избыток сна опасны для сердца.

развлечения

Человеку точно нужно спрятать подальше всю обувь.