Ученые нашли за Нептуном суперземлю

© Коллаж/Ridus

Астрономы из Швеции и Мексики заявили об обнаружении неизвестного ранее космического объекта на дальних границах Солнечной системы.

Ученые сообщили, что заметили «новый точечный источник черного тела», который, предположительно, движется в связке со звездной системой Альфа Центавра, с помощью телескопов недавно построенной обсерватории ALMA.

ALMA состоит из 66 радиотелескопов с тарелками диаметром 12 и 7 м, которые наблюдают миллиметровый и субмиллиметровый диапазоны. По чувствительности и выдаваемому разрешению с ALMA даже близко не сравнится ни один радиотелескоп в мире.

Как сообщается в работе, опубликованной на научном портале arXiv.org, данный объект не испускает собственного излучения. При этом, находящееся на расстоянии около 300 радиусов земной орбиты космическое тело может оказаться планетой, в несколько раз больше нашей — суперземлей, известной под названиями «Планета X» или «Нибиру».

Астрономы уверены, что небесное тело не может быть обычной звездой и является частью Солнечной системы.

Загадочное тело пока получило название αCen D или Гна (в честь скандинавской богини-посланницы). Авторы открытия уверены, что это — не четвертый участник Альфы Центавра, так как с июля 2014 по май 2015 года комическое тело слишком заметно сместилось по отношению к другим звездам системы. Оно также вряд ли принадлежит поясу Койпера.

Ученые также не отрицают, что αCen D может быть еще более крупным объектом, коричневым карликом, «переходной формой» между планетами и полноценными звездами, с орбитой радиусом порядка 20 тысяч астрономических единиц.

Все же авторы научной работы считают наиболее вероятной другую гипотезу: объект находится на расстоянии 300 AU и по размеру в полтора раза превышает Землю. Они уверены, что это — первая суперземля (класс планет, масса которых превышает массу Земли, но значительно меньше массы газовых гигантов) в Солнечной системе.

Тем не менее, находку в научных кругах встретили скептически. Работа ученых не получила рецензий от других коллег, хотя те и признают, что за Нептуном «что-то есть».

Ученый из университета Калифорнии Майкл Браун, отмечает, что это может быть крупный, но не наблюдаемый ранее астрономами астероид, пролетающий где-нибудь за Юпитером.

«Если допустить, что ALMA случайно открыла массивный объект на внешней области солнечной системы в крошечном поле зрения, то можно предположить, что есть еще около 200 тыс. планет размером с Землю на внешней стороне, — сказал он, пояснив, что это вряд ли возможно, так как «существование множественного числа этих планет может дестабилизировать всю солнечную систему, и тогда мы все погибнем».