+1
Сохранить Сохранено 7
×

Новый фильм о «Русском корпусе» заставляет задуматься


1 0 120

Новый фильм о «Русском корпусе» заставляет задуматься

Когда речь идет о недавней истории твоей страны, - самое сложное, это объективность. Потому что минувшее столетие было сложным, кровавым, калейдоскоп войн и конфликтов переломал и смешал людские судьбы настолько жестоко и жестко, что даже по прошествии десятилетий невольно делишь всех на «своих» и «чужих». И все же пора вернуть вычеркнутые из учебников страницы истории, перечитать их спокойно и объективно, без истерик и однозначных оценочных суждений. Один из первых шагов в этом направлении сделали создатели документального шестисерийного исторического фильма "Русский корпус. Свидетельства". О том, как и для чего снималась эта лента, о нам рассказал один из операторов картины - Федор Ордовский.


- Как появилась идея снять фильм о «Русском корпусе»? С чего вообще все началось?
- Для меня все началось в 2007 году. Мы тогда снимали фильм «Кто ты такой?» о русской диаспоре в Венесуэле. Там мы впервые столкнулись с «корпусниками». И вот, спустя три года, развивая эту тему, мой отец - режиссер Михаил Ордовский - начал делать фильм о тех, кто служил в «Русском корпусе»
- Как искали людей, героев фильма?
- Их даже искать не пришлось: все, служившие в «Русском корпусе» в разные годы, известны, все они состоят в обществе, которое существует и по сей день. Просто кто-то согласился общаться с нами, а кто-то нет.
- И снимать пришлось по всему миру?
- Да, снимали в России, на Украине, в Сербии, Швеции, США, Венесуэле, Аргентине. Единственное, куда не удалось попасть, это в Австралию.
- Расскажите о героях фильма. Какое они произвели на вас впечатление?
- Это люди истинной культуры, веры, честности, гражданской позиции, которой они, не смотря ни на что, придерживались всю жизнь, хотя это было непросто. По счастью, они эту культуру экспортировали и сумели сохранить. Люди – отголоски иной эпохи, нам практически неизвестной, носители культуры, нами, к сожалению, утраченной.
- И задача была - рассказать о них?
- Нет, все несколько сложнее. Историческая ситуация, в ходе которой они оказались членами «Русского корпуса» гораздо глубже, нежели это видится на первый взгляд глазами среднестатистического русского/советского человека. Проблема куда глубже, чем ее привыкли преподносить наши историки, гораздо глубже, чем ее диктует общественное мнение. Снимая фильм, мы как раз и пытались разобраться в той части исторического наследия, которая годами отвергалась официальными источниками и обществом в целом.
- Получилось разобраться?
- Об этом судить зрителю. Лично для меня внутренне вопрос решился: мне стало понятно, почему наши герои оказались в Русском корпусе. А что из фильма для себя вынесет зритель, как отнесется к этой непростой истории… Хотелось бы, конечно, чтобы зритель этих людей принял, услышал их, узнал об их судьбах. Я не говорю, чтобы он встал на их сторону и защищал, но чтобы после просмотра фильма каждый попытался понять и осмыслить этот исторический пласт – вот это важно. Именно ради этого фильм и снимался.
- То есть фильм оказался важным и для вас?
- Для меня самое важное, что произошло, это изменение собственного восприятия этих людей и, как следствие, исторической проблемы в целом. Работая над фильмом, мы столкнулись с русскими людьми, живущими за границей и вот уже десятки лет хранящими русскую культуру, память о своей родине. Это люди, искренне любящие и почитающие Россию, пронесшие через всю жизнь эту любовь и память. И вот, выясняется, что они воевали под немецкими флагами на стороне Гитлера. Поначалу, конечно, это был культурный шок, восприятие событий и людей, участвовавших в этих событиях, раздвоилось. Потом, постепенно, пришло осознание, что не так все просто. Как говорит один из наших героев: «Всю жизнь в нас плевали, называли предателями, за то, что мы воевали против России. Но на самом деле мы никогда не воевали против России, мы воевали против идеи».
- Получается, речь идет о двух разных восприятиях – двух разных войнах?
- Или об одной войне. По большому счету, для них это была все та же Гражданская, которая не закончилась. Вот вам пример: один мой дед прошел всю войну, получил множество ранений, вернулся полковником, а другой дед воевал как раз с той стороны, в «Русском корпусе». Как это ни странно, ни страшно звучит, - с обеих сторон в этой войне были русские люди, которые воевали за свою Россию.
- Думается, многим будет тяжело принять такой взгляд…
- Конечно. Даже в среде близких мне людей, есть те, кто просто отказывается посмотреть на ситуацию иначе. Для них все, кто был по ту сторону фронта - фашисты, гады, подонки, и без разговоров. Путь от неприятия к пониманию очень сложен, и тем, кто работал над фильмом, кому пришлось лично столкнуться с нашими героями, пришлось его пройти так же, как и мне самому. Была, в частности, такая ситуация: один из операторов сказал, что «про фашистов» он снимать не будет. Михаил Львович дал ему посмотреть часть отснятого уже материала, после чего оператор сказал, что берет свои слова обратно.
Вообще, работая над картиной, просто невозможно было не проникнуться уважением и любовью к этим людям. Снимая фильм, мы хотели получить ответ на вопрос, как и почему получилось, что несколько десятков тысяч русских людей оказались в «Русском Корпусе». И получить ответ непосредственно из уст людей, которые в этом участвовали или были рядом.
- И все же, многих эта лента шокирует. Все-таки русские в гитлеровской форме… Вы не боитесь обвинений в реваншизме?
- Напротив, мы очень надеемся, что этот фильм послужит примирению и объединению русских людей, где бы они ни родились и ни жили. Его финальные кадры – запись, которую авторы делают в книге из белградской часовни - памятника павшим русским солдатам: "Памяти ВСЕХ русских людей, павших в войнах ХХ века". Именно всех. Важно понимать, что ни авторы, ни участники фильма никоим образом не сочувствуют немецким захватчикам и скорбят о погибших русских людях. У всех, кто работал над фильмом, как, почти у каждого русского человека, так или иначе кто-то в семье воевал, кто-то погиб на этой войне. Какой там реваншизм, что вы в самом деле!
- Что вы ждете от фильма, когда он будет показан?
- В марте состоится большая премьера в Москве, а дальше, хочется верить, наше детище заживет своей жизнью. Надеюсь, лента все же найдет своего зрителя, и это не будет кучка сугубо профессиональных историков или кружок антикоммунистов. Хочется, чтобы этот фильм нашел отклик в сердцах тех наших сограждан, которым по большому счету сейчас и дела нет до этих вопросов. Нужно как раз, чтобы вопросы возникли. Цитируя еще одного нашего героя, - «Если народ теряет историческую память, это трагедия». А у нас, к сожалению, именно это и происходит.

Анна Дивченко


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)