Плавучий Хилтон, папа и лошарик. Ко дню рождения атомных подлодок
- 21 января 2014 18:25
- Дмитрий Строганов, специальный корреспондент «Ридуса»
Старейшая. ПЛАТ (Подводная Лодка Атомная Торпедная) USS “Nautilus”.
Лодкоматерь всего атомного подводного флота впервые вышла в море спустя год после спуска на воду. Нельзя сказать, что первый блин вышел комом, хотя недостатков у лодки хватало. Во-первых, слишком велика оказалась удельная масса подлодки. 740 тонн разных материалов приходилось только на биологическую защиту экипажа, из-за этого пришлось сократить количество вооружения и полезного оборудования. Кроме того, работающие турбины создавали такую вибрацию, что уже на скорости в 4 узла сонар становился ненужным, шпиона из первого подводного атомохода не вышло.
В 1958 году с третьей попытки подлодка установила мировой рекорд - добралась через Берингов пролив до Северного полюса, став первым в истории человечества кораблём, достигшим этой точки своим ходом. После этого «Наутилус» отправили на Средиземное море для участия в учениях и экспериментах.
Корабль списали 3 марта 1980 года, однако на иголки не пустили, превратили в плавучий музей. Первая в мире атомная подлодка пришвартована в Гротоне, штат Коннектикут и открыта для всех желающих.
Новейшая. МПЛАТРК (Многоцелевая Подводная Лодка Атомная Торпедная с Ракетами Крылатыми) Barracuda Class.
Французские многоцелевые АПЛ класса «Барракуда» сегодня можно назвать самыми современными. Проект ушёл в разработку в 2002 году. В 2006 началось строительство первой подлодки «Сюфрен», она войдёт в состав французского ВМФ уже через два года. Характеристики новейшей АПЛ французы держат в секрете. Известны лишь самые общие сведения: подводная скорость – 23 узла, надводная – 14, предельная глубина – 400 метров, экипаж – 60 человек, длина – 99 метров. Всего французы планируют построить 6 таких кораблей.
Самая массовая. РПКСН (Ракетный Подводный Крейсер Стратегического Назначения) проекта 667А «Навага» (по классификации НАТО «Yankee»).
Тридцать четыре лодки было всего построено по проекту «Навага»! По этому показателю ближайший конкурент из зарубежных – SSBN/SSGN «Ohio», их построили 14 штук. За внешнее сходство с американскими ПЛАРБ (Подводная Лодка Атомная с Ракетами Баллистическими) «Джордж Вашингтон», на флоте «Наваги» окрестили «Ваньками Вашингтонами», позднее появилось более фамильярное прозвище «Азуха».
Помимо боевых ракетных кораблей, в этой серии выходило и много любопытных модификаций, например, 667АН – носитель сверхмалых подлодок для научных исследований.
Самой известной подлодкой этой серии можно назвать К-219, модернизированную по проекту 667АУ «Налим». 3 ноября 1986 года в одной из шахт взорвалась баллистическая ракета. Большую часть экипажа удалось спасти, но лодка до сих пор лежит на дне Атлантики. На борту атомохода находилось 30 ракет Р-27 с ядерными боеголовками, по три на ракету, каждая по 200 килотонн. Сейчас они находятся на глубине 5,5 километров. Экологи утверждают, что при таких условиях радиация никогда не выйдет на поверхность, на глубине течений нет, но как плутоний может повлиять на пищевую цепочку ответить никто не берётся.
Незаметнейшая. МПЛАРК (Многоцелевая Подводная Лодка Атомная с Ракетами Крылатыми) проекта 885 «Ясень» (по классификации НАТО «Graney»).
Это – новейшие многоцелевые атомные подлодки в российском флоте. Первую лодку данного проекта – «Северодвинск» - флот получил на прошедший Новый год. Всего до 2020 года флот должен получить не менее 8 таких кораблей.
Разрабатывая проект, российские инженеры внимательно изучали гидроакустику дельфинов. В результате корпус, сделанный из маломагнитной стали, покрыли специальной резиной. Эта «кожа» значительно снизила шумность и уменьшила отражение сигналов гидролокаторов.
От других отечественных лодок «Ясени» отличаются и расположением торпедных аппаратов. Здесь они установлены за центральным постом. Обычное же для них место, носовую часть, занимает новейший гидроакустический комплекс.
Ближайших зарубежных конкурентов «Ясени» делают по всем показателям. О малошумности французских лодок класса «Барракуда» судить пока ещё рано. Самые современные атомные подлодки аналогичного класса из действующих – американские МПЛАТРК класса «Вирджиния» - по этому показателю не могут тягаться даже с нашими кораблями предыдущего поколения – МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б», по классификации НАТО «Akula». Более того, по диапазону выполняемых задач «Северодвинск» может соперничать с гораздо более крупной ПЛАРК класса «Огайо», превосходя её в скорости, боезапасе и атакующих качествах.
Величайшая и наиболее комфортабельная. ТРПКСН (Тяжёлый Ракетный Подводный Крейсер Стратегического Назначения) проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО SSBN «Typhoon»).
Высотой – с девятиэтажный дом, длиной – почти два футбольных поля, экипаж – 160 человек. Так простыми словами можно описать габариты лодки данного проекта. «Акулы» появились под занавес холодной войны, в начале восьмидесятых. Конструкция этой лодки очень примечательна. Во-первых, она очень надёжна.
Торпедный отсек вынесен в отдельный модуль, взрыв торпеды в аппарате не приводит к гибели всей лодки. Во-вторых, габариты лодки позволили не экономить место, экипаж размещён в условиях повышенной комфортности. Салон для отдыха, спортзал, бассейн, сауна, солярий, живой уголок, каюты с письменными столами, книжными полками, умывальниками и телевизорами, четыре душевых и девять гальюнов, - за всё это «Акул» на флоте прозвали «плавучими хилтонами». Такая обитаемость АПЛ не снилась даже американцам.
Всего было построено 6 таких лодок. На сегодняшний день три утилизировано, две – при финансовой помощи США. Ещё две АПЛ находятся на утилизации. Лишь одна из «Акул» - «Дмитрий Донской» - всё ещё находится на плаву, испытывает «Булаву».
Мельчайшая. Малая АПЛ NR-1.
Самую маленькую подводную лодку в мире построили американцы 1969 году. Длина экспериментальной ЭнАр-1 всего 45 метров. Никакого вооружения эта невеличка не несёт, её задачами были океанографические исследования и подводный ремонт.
В 1986 ей досталась миссия по поднятию обломков «Челленджера». В 2008 секретную малую глубоководную подлодку вывели из состава флота и оправили в Гротон, по соседству к «Наутилису». Поглядеть на любопытный реликт холодной войны там собирается достаточно зевак.
Самая глубоководная. ПЛАТ К-278 «Комсомолец», единственная лодка проекта 685 «Плавник» (по классификации НАТО «Mike»).
Сегодня самой глубоководной АПЛ нередко называют секретную АС-12 «Лошарик», которая может погружаться на глубину до 6 тысяч метров. Тем не менее, по российской официальной классификации «Лошарик» лодкой не является. Это – атомная глубоководная станция.
Самой же «ныряющей» атомной подлодкой в мире признана К-278 «Комсомолец». Это – единственная подводная лодка, построенная по проекту 685 «Плавник». 4 августа 1985 года на ней был поставлен абсолютный мировой рекорд погружения на АПЛ – 1027 метров. На этой глубине «Комсомолец» был недосягаем ни для противолодочных средств, ни для гидроакустиков.
7 апреля 1989 на подлодке начался пожар. На вопрос кто виноват, однозначного ответа нет и сегодня. Флотские винят конструкторов, конструкторы пеняют на действия экипажа. Как бы то ни было, лодка утонула, а из 69 членов экипажа выжить смогли лишь 27 человек. Дата гибели «Комсомольца» в России отмечается как День погибших подводников.
Быстрейшая. ПЛАРК (Подводная Лодка Атомная с Ракетами Крылатыми) К-222, единственная лодка, простроенная по проекту 661 «Анчар» (по классификации НАТО «Papa»).
Рекорд скорости на атомных подводных лодках был поставлен 18 декабря 1970 года. В подводном положении К-222 разогналась до скорости 44,7 узла – 82,78 км\ч. До сих пор это достижение никто перебить не может.
Впрочем, практического применения эта супер-гонка не нашла. На скорости выше 35 узлов турбулентные потоки создавали шумы, которые на центральном посту доходили до 100 децибел. О комфорте экипажа в те дни не слишком думали, но не заметить АПЛ при таких звуках не мог даже глухой.
Уникальную лодку вывели из состава ВМФ в 1988 году. Двадцать лет она простояла на приколе в Северодвинске. В 2008 «Папу» отправили на утилизацию, чтобы разобрать его на иголки ушло менее двух лет.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: