+0
Сохранить Сохранено 7
×

Неоязычество проникло в госслужбы


Неоязычество проникло в госслужбы

© social media

Тема неоязычества перестала быть уделом узкого круга специалистов. Неоязычники в России одновременно преследуются за экстремизм и проникают в высшие эшелоны власти и силовых органов, при этом мало кто понимает, что собой представляют их взгляды и верования. 

Специалисты призывают не путать оставшееся в древности и довольно плохо изученное язычество и современные неоязыческие культы, тогда как сами неоязычники постоянно твердят о своих «корнях». 

О том, как реально обстоят дела с этой темой, «Ридус» узнал у религиоведа, профессора Московского государственного лингвистического университета Романа Силантьева, доцента Московской духовной академии священника Георгия Максимова и видного неоязычника Ургора Златояровича.

Сто тысяч неоязычников

По словам Романа Силантьева, неоязычество пустило корни во многие сферы общественной жизни, включая спорт, фанатскую среду, армию, правоохранительных органы, подразделения спецназа ФСБ и даже Государственную Думу в лице депутата и, одновременно, проповедника неотенгрианства (культа по мотивам древней религии тюрко-монгольских кочевников) Фатиха Сибагатуллина.

Централизованных структур российских язычников не существует, они разобщены и организационно, и по своим культам. В результате одним из последствий распространения неоязычества в регионах становится местечковый национализм. Правда чтобы отстаивать свои интересы, например, протестовать против строительства православных храмов, неоязычники без видимого труда заключают тактические союзы с атеистами и вообще носителями любых идеологий и верований, отмечает религиовед. В других странах, по словам религиоведа, они ведут себя еще агрессивнее.

В России неоязычники особенно активны в крупных городах и в южных регионах. На Украине из них создаются целые боевые подразделения, включая известный батальон „Азов“, есть жрецы, все это активно распространяется. Интересно наблюдать за тем, как самые агрессивные неоязычники оседают в экстремистских и террористических организаций ваххабитского типа. Целая толпа таких „товарищей“ уехала в „Исламское государство“, причем некоторые из них ухитряются быть одновременно язычниками и игиловцами, бывают совершенно невероятные сочетания, говорит Роман Силантьев.

Условно древневлавянским язычеством дело не ограничивается, и в разных регионах России местные энтузиасты постоянно придумывают что-то оригинальное с опорой на национальные мотивы, лженаучные издания и псевдоисторические источники, вроде Велесовой книги. В среде городской молодежи популярно религиозное увлечение толкиенизмом, «силой джедаев» из киносаги «Звездные войны» и другими производными массовой культуры, не редко это оказывается первым шагом к неоязычеству. К традиционным религиям такие люди часто относятся с неприязнью.

Общую численность российских неоязычников Силантьев оценивает в сто тысяч человек, и предупреждает, что речь идет в основном об активных молодых людях, которые стремятся найти и проявить себя, причем подобные духовные поиски могут быть опасны для окружающих.

Экстремизм 

Священник Георгий Максимов известен как автор мобильного приложения для смартфонов и планшетов «Апологетика: неоязычество», в котором можно в удобном виде получить базовую информацию по теме. Он отмечает, что вести диалог с неоязычниками так же, как с сектантами разных мастей, у православной церкви не получается: люди в сектах предельно строго следуют учению своего лидера, а неоязычники не имеют ни самого лидера, ни четкого и единого представления о собственной вере и богах.

«В рамках одной неоязыческой общины, если поспрашивать каждого ее члена, например, о славянских богах, они будут давать диаметрально противоположные ответы и особенно не заморачиваться по этому поводу. Традиционный противосектантский подход к ним не работает. Мы опровергнем неоязычество Ивана Иванова, а Иван Петров скажет, что его это не касается. И у Иванова послезавтра будут уже другие взгляды», предупреждает Георгий Максимов.

Он подтверждает, что неоязычников часто можно встретить в спорте, армии, полиции и даже в среде казачества, которое часто позиционируется в СМИ как оплот православия. По его мнению, сильных мужчин в России привлекают отечественные, «исконные» этнографические мотивы. При ближайшем рассмотрении оказывается, что неоязычество использует их для маскировки и никаких подлинных исторических корней не имеет.

На сайте Министерства юстиции опубликован список экстремистских материалов, в котором более 160 наименований неоязыческих текстов. Максимов подчеркивает, что они появились там не просто так, а после череды громких преступлений.

В 2008 году неоязычники взорвали бомбу в Никольской церкви в московском районе Бирюлево-Западное, только по счастливой случайности тогда не погибли люди. В тот же году студент-неоязычник порубил топором мемориальную плиту и деревянный крест на территории Пензенского онкодиспансера. В 2009 году они устроили поджог в Казанском храме Петербурга, а во Владимире неоязычник бросил взрывпакет в окно храма святых Кирилла и Мефодия. В 2010 году неоязычники подожгли часовню святого Александра Невского в Орле, а в августе 2013 года — Петровский храм в Санкт-Петербурге.

В 2010 году в Петербурге активно действовала группа неоязычников, которая зверски убивала бездомных, всего было раскрыто десять убийств и пять покушений. В 2014 году в Южно-Сахалинске вооруженный неоязычник расстрелял в храме людей, два человека погибли и еще семь были ранены. При обысках в неоязыческих общинах, в том числе и тех, кто протестовал в 2015 году против строительства храма на Торфянке в Москве, полиция находила незарегистрированное оружие и боеприпасы.

Роман Силантьев по этому поводу отмечает, что в настоящее время главную угрозу для России представляют все же исламские радикалы, которые убили за последние годы десятки тысяч человек, но на «второе место» он ставит именно неоязычников. Несмотря на относительную малочисленность, они ежегодно совершают тяжкие преступления экстремистского характера.

Жупел из язычников

С точки зрения самих неоязычников ситуация выглядит совершенно иначе. Ургор Златоярович не согласен с тем, что по преступлениям отдельных людей следует судить о всех поборниках языческой культуры.

«Язычество на Руси возрождается и это уже неоспоримый факт. Русский народ пронес языческую культуру и верования через века, сохранил многое в своей памяти и повседневной жизни. Как ни боролась церковь с народными обычаями и верованиями, так и не смогла их окончательно изжить. Что-то даже пришлось приспособить для своих нужд, как например традиционные праздники Масленицы и Коляды — их лишь перелицевали, попытались наполнить новым, христианским, смыслом и сдвинуть даты празднования в угоду церковному календарю. Но русский народ в основной своей массе так и остался двеверцем — наряду с жизнью церковной, внешней всегда сохранялась языческая сердцевина», — говорит он.

По словам Ургора, языческие праздники на Руси так и продолжали праздновать, сохранив почти полностью обрядность, а христианские святые в переосмыслении русского народа приобретали неведанные ни в Иудее, ни в Византии черты, например, Николай Чудотворец подозрительно похож на Велеса, а Илья Пророк полностью копирует Перуна.

«Исследования славянского язычества, активно начатые еще в середине прошлого века, продолжаются и сейчас. Доступность научных трудов, систематизация и новые методы исследования археологического и этнографического материала дают нам неисчерпаемый источник знаний о верованиях наших Предков», — отмечает Ургор Златоярович.

Он подтверждает, что ряды язычников в России в настоящее время разрозненны, не обладают ни единой организацией, ни единым вероучением, но называет это «болезнями роста», которые будут преодолены.

«"Болезни роста" позволяют нечистым на руку людям извлекать из языческого движения свои выгоды — кто-то создает тоталитарные религиозные объединения, прикрываясь риторикой язычества, кто-то начинает пропаганду оголтелого нацизма под теми же языческими знаменами. Подливает масла в огонь и отстраненная позиция государства, и резкое неприятие язычества со стороны «больших» религиозных объединений — православной церкви и мусульманского сообщества. Вместо налаживания конструктивного диалога, попытки наладить который неоднократно предпринимались крупными языческим объединениями, чему я был свидетелем и участником, из язычников делают жупел, обвиняя во всех смертных грехах», подчеркивает Ургор.

«Любой инцидент с участием язычников поднимается на щит, получает широкую огласку и проецируется на всех язычников, вне зависимости от их отношения к этому. Достаточно любому сумасшедшему, совершившему, например, поджег церкви, объявить себя язычником — и уже все язычники под подозрением в экстремизме. И в то же время в террористических актах, совершаемых экстремистами из стран Исламского Востока и Кавказа, призывают не искать религиозного следа», — добавляет он.

Ургор перечисляет факторы, которые усугубляют проблемы языческого сообщества: это препятствия на пути официальной регистрации религиозных объединений язычников, попытки криминализировать языческую среду, а также формирование в обществе мнения о язычниках как о непримиримых экстремистах.

«Ведь если человек только по факту своей религиозности уже является преступником с точки зрения государства и обманутого общества, то и на прочие правонарушения он пойдет уже легче. Церкви, обществу и государству стоит налаживать диалог с теми представителями язычества, кто не приемлет экстремистскую деятельность и идеологию, ведет глубокие изыскания в истории нашего народа, возрождает веру наших Предков, а не придумывающих симулякры ради наживы. Только этим путем можно будет победить тот негатив, который сейчас сгущается над этой темой», — заключает язычник.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (18)

  • Олег
    Олег 02 ноября 2016

    Не приятно читать. Грязновато, и пахнет плохо. Баблищем пахнет. Интернетный вирусный вброс. Вспоминается, почему-то: — А откуда вы знаете, что Бог думает? — Мы знаем. Мы знаем, что думает Бог. — А мы — это кто? — Церковь. (Чаплин в интервью Нг)

    Ответить
    7 +
  • vlandin
    vlandin 03 ноября 2016

    Язычник - это не разновидность верования. Нам усердно впаривают, что на Руси было язычество, хотя знают, что слово язычник изначально означает человек говорящий на другом, не русском, языке. Древние славяне, русичи жили не по религиозным догмам какой-либо религии, а по Ведам. По ведическим законам. По знаниям и справедливости. Имели свою древнюю письменность и календарь, по которому на дворе сейчас 7522-год от Сотворения Мира (заключения мирного договора). Имели свою систему счета, которая позволяла делать вычисления с высочайшей точностью. Умели вычислять площадь круга точно, а не приблизительно с помощью числа Пи. Всё это старательно, но безуспешно, вычеркивается из народной памяти. Генетическая память о корнях неистребима. Народ постепенно просыпается и и вспоминает про то, кто его предки, что они знали и что умели. Народ умеет хранить свои истинные знания. И всё сохранил. Скоро начнет их применять. Этого и боятся временщики. Им по-человечески страшно начать отвечать по счетам народной памяти. Это не экстремизм, а народный счет. Конечно, экстремисты будут примазываться и спекулировать на народной памяти, но будут отметены, в том числе и руками тех, кто пытается подрубить славянские и древние русские корни, кто пытается уничтожить саму русскость изнутри.

    Ответить
    2 +
  • Vascom
    Vascom 03 ноября 2016

    Ну и бред :)

    Ответить
    3 +
  • coyoteOdin
    coyoteOdin 03 ноября 2016

    плюсую, не то слово, я бы даже сказал эталон бреда для палаты мер и весов

    Ответить
    1 +
  • Ургор
    Ургор 03 ноября 2016

    Полностью с Вами согласен.

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 03 ноября 2016

    Ну какую ахинею вы несёте? Русичи. Это слово было придумано русской литературой XIX века. Либо русь, как этноним, либо славяне. И оба этих понятия категорически не одно и то же. Какие Веды? Ну хоть одну ссылку на их старославянский текст. При том, что разговорный и обиходный язык наших предков XI-XII, и позже, веков прекрасно изучен наукой. Хоть один пример этой ведической письменности и календаря. 7522 год сейчас по византийскому летоисчислению, которое устанавливало что от сотворения мира, до Рождества Христова прошло 5509 лет. И никакого это летоисчисление к дохристианской славянской религии отношения не имеет. Всё что вы пишете - чушь. Стоит посмотреть монографии Рыбакова о славянском язычестве и становится понятно, что те козявки, которые вы пытаетесь выковырять из мозга, настолько бедны и убоги по сравнению с тем, что было в реальности и что удалось о славянской дохристианской вере установить учёным.

    Ответить
    1 +
  • Александр
    Александр 03 ноября 2016

    Проблема - в маргинализации российского общества, в его незнании собственных корней да и вообще тотальной исторической безграмотности. Для любого человека, мало-мальски разбирающегося в истории, понятно, что все эти "древние" верования придуманы на коленке в лучшем случае двадцать лет назад.

    Ответить
    5 +
  • Константин
    Константин 03 ноября 2016

    И часто их основатели приезжают из за океана.

    Ответить
    1 +
  • Ургор
    Ургор 03 ноября 2016

    В можно пример хотя бы одного деятеля Язычества, приехавшего из-за океана? А то может мы врага в своих рядах не заметили..

    Ответить
    2 +
  • Strelok
    Strelok 09 ноября 2016

    И Игорь Кобзев, который написал в СССР поэму Падение Перуна, тоже из - за границы был доставлен! ))

    Ответить
    0 +
  • coyoteOdin
    coyoteOdin 03 ноября 2016

    в отличие от России, у нас в Беларуси в плане язычества (без всяких приставо "нео") куда проще. В России - да, все эти новоязыческие теории являются творчеством ХХ века, т.к. изначальное язычество померло в средневековье (ибо наличие единой, доминирующей церкви сказалось на нем весьма негативно и в итоге получилось "по Дункану Маклауду" ("в конце остался только один"(с)). В Беларуси-же все было совсем по-другому, т.к. в отличие от России, в Беларуси язычество по настоящему так и не умерло. А все дело в другом течении истории. В России христианизация происходила очень активно и уже к 12 веку от язычества почти ничего не осталось, в Беларуси было все по другому. Несмотря на то, что христианизация началась почти одновременно (крещение Руси - 988 г., крещение Полоцкого княжества - 992 год), сами процессы происходили совершенно по-разному. Кем был Владимир (тот самый), для Руси и какими методами он действовал - думаю, говорить не надо - это и так всем давно известно. У нас же с "крестителем" сразу "не заладилось". Христианство было введено при Изяславе I Книжнике (правил 988 - 1001, примерно до 993-994 - регентство по причине его малолетства), так что фактически христианство ввела его мать - княгшиня-регентша Рогнеда. Сам же Изяслав Книжник также был человек тихий, интеллигентный, поэтому и после его совершеннолетия христианство СИЛОЙ не насаждалось. После его смерти на некоторое время и вовсе насаждать стало особо некому. Сперва на трон вступил его 6-летний старший сын Всеслав I (1001 - 1003), после смерти которого его сменил его 3-летний брат Брячислав I (1003 - 1044), так что процесс принудительного насаждения христианства начался де-факто только на исходе второго десятилетия 11 века, но оказался недолгим. В 1044 г., после смерти Брячислава язычники подняли открытое восстание. 15-летний сын Брячислава - Всеслав II Чародей (1044 - 1101) смог подавить восстание, но политику своего отца в плане насильственной христианизации решительно свернул. Хотя Всеслав и был формально христианином, но чисто формально, и даже в историю вошел как чародей и оборотень. Ни при нем, ни при его преемниках ни о какой насильственной христианизации уже не могло быть и речи. Да, христианство потиху распространялось, но мирно существовало с язычеством. Следующую попытку насильственной христианизации предпринял в 1260-х годах Войшалк (чувак был реально помешан на религии и даже ушел в монастырь под именем Лаврищь, но потом вернулся и занял трон) - но это кончилось гражданской войной, в результате которой Войшалку пришлось признать поражение и отречься от престола. В следующий раз вопрос об "окончательном крещении населения" был поднят при Ягайло в 1385 году (чуваки, на дворе конец 14 века, а почти пол-страны по-прежнему язычники). Но потом начались дикие терки между католиками и православными на тему "кто главнее и у кого вера более правильная" (вылившиеся в целую череду гражданских войн), поэтому вопрос о крещении оставшихся язычников снова потерял актуальность. Конечно, с течением времени процент язычников существенно падал, но полностью оно (язычество) в отличие от России, в Беларуси так никогда и не исчезло. И тихо-мирно сосуществовало с христианством. Так, исследования А. Киркора и Семенова-Тянь-Шаньского в 70-е - 80-е годы виксируют на белорусском Полесье офигенное количество дожившего до тех дней язычества (чуваки, на дворе была вторая половина 19 века), культы и обряды которого прекрасно задокументированы. А в Минске языческое капище вполне себе официально действовало вплоть до 1927 года (до 1927 года, Карл! Уже на дворе БССР, БССР, Карл!). Так что в отличие от России, Беларуси в этом плане совсем не надо "придумывать велосипед" в виде НЕОязычества, имее вполне себе полностью задокументированное язычество. Конечно, оно далеко не столь пафосно и эпично как всяческие неоязыческие культы (например на поклонение главным богам благополучно забили, акцент именно на "умасливание" духов и разной божественной "мелкоты" разного рода обрядами. Поклонение связещным камням и деревьям и т.д. и т.п.) Тем, кто читал Мартина можно привести аналогию со "старыми богами", оно чем-то похоже, правда акцент больше не на деревьях, а на священных камнях как на наиболее сакральных объектах. Конечно новопридуманное неоязычество выглядит куда эффектнее, чем настоящее язычество, но тем не менее непримятное и тихое язычество аутентично, а вот неоязыческие культы - продукт ХХ века.

    Ответить
    2 +
  • Александр
    Александр 03 ноября 2016

    Народные поверья у всех славян схожи и к организованной религии они никакого отношения не имеют. Я лично не имею ничего против попыток реконструкции старинных обрядов - именно реконструкции, потому что утверждать, что деревенские обычаи - это неизмененные языческие традиции, пришедшие с дохристианских времен, как минимум, наивно. Христианство успешно вытеснило более примитивное в моральном плане язычество, оставив лишь его безобидные пережитки в виде видоизмененных обрядов.

    Ответить
    1 +
  • Nbveh
    Nbveh 03 ноября 2016

    "Язычество на Руси возрождается и это уже неоспоримый факт. Русский народ пронес языческую культуру и верования через века, сохранил многое в своей памяти и повседневной жизни. Как ни боролась церковь с народными обычаями и верованиями, так и не смогла их окончательно изжить. Что-то даже пришлось приспособить для своих нужд, как например традиционные праздники Масленицы и Коляды — их лишь перелицевали, попытались наполнить новым, христианским, смыслом и сдвинуть даты празднования в угоду церковному календарю. Но русский народ в основной своей массе так и остался двеверцем — наряду с жизнью церковной, внешней всегда сохранялась языческая сердцевина» - ЗОЛОТЫЕ СЛОВА

    Ответить
    3 +
  • Константин
    Константин 03 ноября 2016

    Фото конечно интересное. Что делает мужчина в центре? И что они кричат? Типа: "Москалей на ножи?"

    Ответить
    1 +
  • Глава
    Глава 03 ноября 2016

    А у нас в стране свобода вероисповедания уже запрещена ? Всем в строгом порядке предписано верить в попов и отдавать им свои кровные ?! )

    Ответить
    2 +
  • ser-vak
    ser-vak 03 ноября 2016

    Когда крестили Русь огнём и мечом - думали, что это навсегда и никогда не придётся отвечать за свои преступления? И как ловко штампы расставляются - раз язычество, значит секта, что то негативное, а там ислам, тот же буддизм, христианство и не к 282 статье будь помянут ... - это религия, нечто положительное. А давайте назовём наоборот - религии - сектами, а секты - религиями

    Ответить
    0 +
  • Ирина
    Ирина 03 ноября 2016

    Простите, но вся эта тарабарщина, "вырабатывается" некими "учеными" на наши деньги. Это раз. Во вторых это только еще одно подтверждение тому, что никакая религия, ни в каком ее виде НЕ МОЖЕТ стать объединяющим фактором народов, а только наоборот. И! Ничто не стоит на месте. Все либо развивается, либо исчезает. Так вот эти все "течения" сейчас развиваются, и направлены они только на разрушение единения народностей страны. И очень тревожно наблюдать что это вылезает на уровень попыток управления в стране. Яркие примеры: Энтео с кучкой истерических девиц, кучки. подбрасывающие свиные головы... И соглашусь со многими высказавшими, что это дурно пахнет.

    Ответить
    1 +
  • Strelok
    Strelok 09 ноября 2016

    На переднем плане Володя Голяков! ) Нормальный чел. Знает массу песен, сказок и пр. Сам пишет стихи. Чего слюной то брызгаете на монитор? ))

    Ответить
    0 +