+0
Сохранить Сохранено 7
×

Необъявленная морская блокада и военная контрабанда: что происходит сегодня в Черном море


Необъявленная морская блокада и военная контрабанда: что происходит сегодня в Черном море

© Михаил Чекмасов/коллаж

Как быстро меняется мир в информационной среде. Не успеваешь и уследить. Просыпаешься утром и читаешь заголовки газет: «Началась морская блокада…», «Блокада прорвана…». Какая такая блокада, кто её выдумал, кто и кому объявил? Давайте разберёмся.

Блокаду заказывали?

Она появилась в теории и практике применения флотов как аналог осады сухопутных крепостей, которой «могут подвергаться не только укрепленные или защищаемые военною силою места, но и все порты, гавани, устья рек и проч.» — так говорилось в Голландской декларация 1630 года. Кстати, в трудах Альфреда Штенцеля одной из первых упоминается блокада афинянами острова Наксосу, к которому прибило корабль Фемистокла в 473 году до нашей эры. Поднимать всю историю этого дела с древнейших времён мы конечно не будем, но некоторые примеры из прошлого нам понадобятся.

В отличие от сухопутной осады крепостей аналогичные действия с моря на протяжении столетий вызывали споры между воюющими и нейтральными державами, особенно во времена бурного развития мореплавания, а соответственно и морской торговли, которая страдала от этого больше всего. В попытках договориться о правилах принимались Голландская декларация (1630 г.), Уайтхолдский договор (1689 г.), Декларация Екатерины II «О первом вооружённом нейтралитете» (1780 г.), конвенции «второго вооруженного нейтралитета» (1800 г.), Парижская декларация «О принципах морского международного права» (1856 г.), Гаагские конвенции (1907 г.), Лондонская декларация «О праве морской войны» (1909 г.). Нашёл своё отражение этот вопрос в Уставе ООН (1945 г.) и Руководстве Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам (1994 г.).

Последний документ не является официальным, но он разрабатывался Международным институтом гуманитарного права после серии дискуссий за круглым столом, проведенных в период с 1988 по 1994 год дипломатами, военно-морскими экспертами и юристами. В нём, на основе ранее заключённых между государствами правовых актов, собраны все актуальные на сегодняшний день положения в отношении права морской войны.

Согласно Устава ООН действия по установлению блокады уполномочен предпринимать Совет Безопасности (ст. 42). При этом, он может и делегировать свои полномочия, как это было в 1950 году в отношении Корейского полуострова. Об этой истории РИДУС уже рассказывал в статье «Худой мир или добрая война? Как работает „корейский сценарий“ разделения страны». Есть и ещё один пример.

В отличие от войны в Корее, военные действия Великобритании, Франции и Израиля против Египта осенью 1956 г. (операция «Мушкетёр») не нашли поддержки большинства членов Совета Безопасности ООН. Формальным поводом для их начала стала национализация Каиром Всеобщей Компании Суэцкого канала в июле 1956 года, а фактически утрата Лондоном контроля над столь важной морской транспортной коммуникацией. Израиль, при этом, играл роль «подсадной утки», имея свои собственные интересы.

Дело в том, что за два года до этих событий состоялось подписание нового Англо-египетского соглашения, согласно которому британские войска покинули зону Суэцкого канала, а сам он признавался неотъемлемой частью Египта. Но за Лондоном оставалась возможность использования определенных баз и портов в случае вооруженного нападения со стороны иностранной державы. Вот эта роль и была отведена израильским войскам, которые первыми начали наступление на Синайском полуострове 29 октября. По «сценарию» на следующий день Великобритания и Франция потребовали от сторон прекращения боевых действий и отвода войск на 16 км от берегов канала под предлогом его защиты от разрушений.

Однако, египетские войска занимали ещё оба его берега, поэтому ультиматум выглядел весьма странно и был отвергнут. Далее всё пошло по заранее разработанному плану. 31 октября англо-французская авиация начала наносить бомбовые удары по объектам на территории Египта, а 2 ноября английское адмиралтейство объявило об установлении морской блокады египетского побережья.

Цель — воспрещение доступа к портам, через которые могло поставляться оружие Египту из Советского Союза и других стран. Актуально на текущий момент, не так ли? Всем торговым судам запрещалось заходить в восточную часть Средиземного моря, ограниченную с севера параллелью 35° северной широты и меридианами 27° и 35° восточной долготы, а также в северную часть Красного моря. В указанных районах осуществлялось патрулирование тактических групп кораблей и авиации, закрывавших для судоходства Суэцкий канал, а ведь согласно Конвенции 1888 года «право блокады» к нему неприменимо.

Как отдельный эпизод войны морская блокада в ООН не рассматривалась, да и принятие какого-либо решения Советом Безопасности было бесперспективным — два из пяти постоянных его членов принимали непосредственное участие в боевых действиях и обладали правом вето. Учитывая это обстоятельство была созвана чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи, на которой приняли постановление о выводе из Египта всех иностранных войск и вводе миротворческого контингента в зону канала. Постановление было выполнено, как ни странно это звучит сейчас — под давлением СССР и США.

В дальнейшем морские блокады в ходе вооружённых конфликтов не объявлялись. Это относится и к Карибскому кризису (1962 г.), и к войне во Вьетнаме (1965–1974 гг.), и к Фолклендским (Мальвинским) островам (1982 г.), и к другим. Кстати, о событиях 1962 года РИДУС тоже рассказывал в статье «60 лет Карибскому кризису: как Америке подкинули „ежа“. Причина такого вывода весьма банальна — основными военно-правовыми признаками морской блокады, независимо от объявления войны, являются её официальное объявление установленным порядком и наличие блокадных сил. Вот этого как раз и нет ни в действиях России за ненадобностью (и так достанем), ни тем более в действиях Украины — нечем. А что же есть?

Зоны, репрессалии и диверсии

Отходить от объявления морских блокад начали ещё во время Первой мировой войны. Обладающие значительными по боевому потенциалу военно-морскими силами и авиацией, а также способностями по ведению экономической разведки воюющие страны начали объявлять военные зоны и вводить репрессалии (санкции). Так, в целях разрушения торговых путей и подрыва экономики Германии, но сохранения собственных морских коммуникаций, 2 ноября 1914 года английское адмиралтейство объявило всё Северное море военной зоной и установило правила для морского трафика в Балтийское море, Норвегию, Данию и Голландию. Запрещалось доставлять товары в Германию, в том числе через порты нейтральных стран. Для следования через Английский канал предусматривался маршрут вдоль восточного берега Британских островов, позволявший останавливать и досматривать все торговые суда. То есть им было можно. Реализация военных мер осуществлялась крейсерскими и минно-заградительными действиями, перекрывавшими все морские пути. Более того, совместно с Францией вводились репрессалии, для чего были созданы министерства блокады в целях сбора коммерческой информации и координации действий против морской торговли Берлина. В результате в 1915 году немецкий импорт упал до 55% по сравнению с предвоенным уровнем и до 34% к 1918 году.

В ответ Германия объявляет военную зону вокруг Великобритании, запрещая доступ в её порты любым торговым судам под угрозой потопления без предупреждения. Основная роль отводилась подводным лодкам и во многих источниках эти действия стали даже называть «подводной блокадой», но только чисто с риторической точки зрения.

Северное море в 1914–1918 гг.  © Зайончковский Андрей Медардович Мировая война 1914–1918 гг. Воениздат, 1938 год.
Северное море в 1914–1918 гг. © Зайончковский Андрей Медардович Мировая война 1914–1918 гг. Воениздат, 1938 год.

Пути севернее Шетландских островов, восточная часть Северного моря и полоса в 30 миль вдоль берегов Голландии объявлялись безопасными для мореплавания. До 1916 года немцы вели так называемую «ограниченную» подводную войну, а с 1917 — «неограниченную». В феврале им удалось потопить 540 тыс. тонн грузов, в марте 1600 тыс. тонн. В апреле германские подлодки отправили ко дну 900 тыс. тонн. Если до начала неограниченной подводной войны примерно 1150 торговых судов каждый месяц заходили в британские порты, то в марте 1917 года только 300.

Полученный опыт успешно применялся и в годы Второй мировой войны. В ноябре 1939 года Великобритания ввела санкции в отношении неприятельских активов и капиталов, наложила эмбарго на товары, доставляемые морским и воздушным путём, приступила к тотальному контролю нейтральной торговли. Ценная информация по этим вопросам собиралась во время предыдущей войны министерством блокады, которое в этот раз было объединено с министерством экономической войны.

Германия пошла традиционным для неё путём, объявив в августе 1940 г. зону военных операций вокруг Британских островов. Ставка опять делалась на подводные лодки, которые получили право атаковать любые суда без предупреждения. По проторенной немецкой дорожке пошли и американцы, объявив зоной военных действий Тихий океан. С октября 1942 года и до окончания войны они минировали подходы к портам Японии и её экономика была доведена до такого состояния, что ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки не имела смысла. Ну, а дальше известно: санкции и карантинная зона в 500 миль вокруг Кубы, зона военных действий в 150 миль вокруг берегов Вьетнама и исключительная зона в 200 миль вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов. В англоязычном варианте это событие описывается так: «A 200 mile Exclusion was announced around the islands. Any ships or planes found to be in this area were regarded as 'fair game' by the British».

Как следует из приведённой выше информации, англосаксы уже давно освоили не только военные, но и иные способы добиваться своих целей в конфликтах разной интенсивности, но с Россией XXI века так не получается.

Санкции в отношении нашей страны стали вводиться с 2014 года и обострились в 2022-м, в том числе и в отношении торгового судоходства. Но здесь, как говорится, «свято место пусто не бывает». В октябре прошлого года газета «Коммерсантъ» утверждала, что они лишь «серьезно перестроили морские перевозки». И с этим трудно не согласиться. Если заходы судов под российским флагом обнулились в портах ЕС, США, Канады и Великобритании, то существенно возросли в Турции, Китае, Индии и Африке. При этом, как отмечают Росморречфлот и Ассоциация морских торговых портов, грузооборот России по итогам 2022 года увеличился на 0,7% по сравнению с предыдущим годом и составил 841,5 млн т., а за период с января по июль 2023 года — на 9,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 526,8 млн т. Что касается Азово-Черноморского бассейна, то за 2022 год он вырос на 2,7% (263,6 млн т.), а с января по июль 2023 года — на 18,4% (174,9 млн т.). Ничто не препятствует на пути от Босфора до морских портов России на побережье Краснодарского края и даже в Азовском море после того, как Украина выпустила прибрежное предупреждение с объявлением военной угрозы в акваториях внутренних и внешних рейдов Анапы, Новороссийска, Геленджика, Туапсе, Сочи и Тамани.

Текущая судоходная обстановка в Чёрном море. Инфографика автора на основе ресурса vesselfinder.com/ru.
Текущая судоходная обстановка в Чёрном море. Инфографика автора на основе ресурса vesselfinder.com/ru.

Более того, 11 августа, как известно, ВМС Збройных сил сделали оповещение о создании нового зернового коридора в северо-западной части Чёрного моря. В нём предусмотрено три маршрута в зависимости от осадки торгового судна. Что интересно, тем, у кого она не более восьми метров, предлагается следовать по украинскому минному полю. Видимо, в качестве прорывателя. Примечательно и то, что в этом уведомлении упоминается некая «зона боевых действий». Точки входа в неё и на маршруты следования в порты расположены на границе территориального моря Украины вокруг острова Змеиный. То есть, уже только по формальному принципу — приглашают желающих на жуткий квест, приписывая в конце: «на протяжении всех маршрутов сохраняется военная угроза и минная опасность со стороны Российской Федерации». Наглости, естественно, тоже хватает. Но желающих испытать «драйв» не нашлось. Рискнул пока только застоявшийся с марта прошлого года в Одессе контейнеровоз Joseph Schulte под флагом Гонконга, считай — Китая. И таких там, которыми прикрывался и не выпускал Киев, когда Москва предлагала гуманитарные коридоры для выхода, ещё несколько.

Оставшись «с носом», без флота и существенной натовской поддержки в акватории Чёрного моря Украина вынуждена прибегать к диверсионным и террористическим методам при помощи телеуправляемых безэкипажных катеров (БЭК). Надо сказать, что в этом они даже преуспели: первое поколение БЭК «Микола-3» сменилось на более дальнобойные «Magura V5» для атак на торговые суда и боевые корабли в море и экспериментальный «Sea Baby» для подрыва Крымского моста 17 июля. Их рекламой занялось издание CNN.

Слева «Magura V5», справа «Sea Baby». © edition.cnn.com.
Слева «Magura V5», справа «Sea Baby». © edition.cnn.com.

Необходимо отметить, что по всем канонам международного права объявление зон военных действий или районов, временно опасных для судоходства не воспрещается, в том числе и для безопасности непричастных. Исключение составляет территориальное море нейтральных и невоюющих государств. А вот за атаки торгового судна и гражданской инфраструктуры придётся отвечать.

В Чёрном море всё под контролем

Восстановление Россией режима временно опасного района в северо-западной части Чёрного моря и заявление Минобороны о том, что суда, направляющиеся в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики военных грузов приносят свои плоды. 13 августа патрульным кораблём «Василий Быков» был принудительно остановлен и досмотрен сухогруз «Sukru Okan» под флагом Палау, который направлялся порт Сулина и далее в украинский Измаил на Дунае.

Маневрирование и район принудительной остановки сухогруза «Sukru Okan». Инфографика по материалам ресурса vesselfinder.com/ru и wsj.com.
Маневрирование и район принудительной остановки сухогруза «Sukru Okan». Инфографика по материалам ресурса vesselfinder.com/ru и wsj.com.

По информации из официальных источников капитан судна не отреагировал на требование остановки для досмотра на предмет перевозки запрещенных грузов и попытался вернуться в территориальное море Турции. Эти сведения подтверждаются ресурсом vesselfinder.com/ru и изданием CNN. Российскому кораблю пришлось открыть предупредительный огонь из стрелкового оружия, а затем высадить на сухогруз досмотровую группу.

Особо возмущавшихся, кроме голосов из Киева, не было. Ведь ещё со времён «Очаковских и покоренья Крыма» (Грибоедов, «Горе от ума», монолог Чацкого) известно, что морская торговля с воюющими должна исключать продажу «неприятелям воинских амуниций или припасов» (из договора между Россией и Великобританией 1734 года), по-современному это называется военной контрабандой. Ну, а для тех, кто не понимает, могут применяться особые меры. Примеров достаточно.

После террористических актов в США 11 сентября 2001 года в Средиземном море под эгидой НАТО была активирована военная операция под названием Active Endeavour с целью пресечения незаконного оборота оружия и материалов, предназначенных для создания оружия массового уничтожения. Далековато конечно от американского континента, но за время её проведения (длилась 15 лет) было опрошено по рации более 128000 торговых судов и досмотрено 172. В феврале 2006 года в ней принимали участие и силы Черноморского флота России. Американцы имели желание распространить эту акцию на акваторию Чёрного моря, однако здесь мы стали солидарны с Турцией и присоединились к её аналогичным мероприятиям под названием Blackseafor (с 2001 года) и «Черноморская гармония» (с 2004 года), с участием Болгарии, Грузии, Румынии и Украины. По состоянию на 2007 год было выявлено свыше 1000 подозрительных судов, за которыми велось наблюдение. Досмотры производились с согласия капитанов или государств флага. Подозрительные брались «на карандаш» и информация по ним доводилась до правоохранительных органов ближайшего порта захода. Но это в условиях мирного времени. Применительно к текущей действительности, обратимся к Руководству Сан-Ремо.

Торговые суда невоюющего государства могут быть подвергнуты нападению, если «существуют разумные основания предполагать, что они перевозят контрабанду или нарушают блокаду, и если после того, как им сделано предупреждение, они намеренно и явно отказываются остановиться или намеренно и явно сопротивляются осмотру, обыску или захвату» (ст. 67). Кстати, аналогичные меры могут приниматься и против гражданских летательных аппаратов (ст. 70). Морскую блокаду портам Украины мы не объявляли, а вот по военной контрабанде других мнений быть не может.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)