Не только электромобили: Китай охватили ценовые войны
- 10 июня 2025 12:59
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Работница китайского энергетического сектора 28-летняя Мэнди Ли любит время от времени побаловать себя роскошной брендовой сумочкой. Но работодатель из числа госкомпаний сократил ей зарплату на 10%, а недвижимость её семьи потеряла половину стоимости из-за затяжного кризиса в секторе. Поэтому теперь Мэнди покупает только подержанные вещи.
«Сокращаю крупные расходы. Определённо, экономика переживает спад», — сказала Мэнди агентству Reuters, просматривая товары в пекинском магазине подержанных предметов роскоши Super Zhuanzhuan.
Замкнутый круг
По мере усиления дефляционного давления во второй по величине экономике мира потребители становятся всё осторожнее в расходах, что может привести к дальнейшему снижению цен. Это вызывает опасения по поводу того, что дефляция может закрепиться, создавая дополнительные проблемы для китайских политиков.
Опубликованные в понедельник данные показали, что потребительские цены в Китае в мае упали на 0,1% по сравнению с предыдущим годом. При этом в ряде секторов, от автомобилей до электронной коммерции и кофе, бушуют ценовые войны на фоне избыточного предложения и вялого спроса со стороны домохозяйств.
«По-прежнему считаем, что постоянный избыток производственных мощностей будет удерживать Китай в состоянии дефляции в этом и следующем году», — отмечено в аналитической записке Capital Economics.
Новые предприятия стремятся к успеху, ориентируясь на «мелкую сошку»: от ресторанов с меню на завтрак стоимостью 3 юаня (0,40 доллара) до супермаркетов с распродажами четыре раза в день.
Но такая тенденция беспокоит экономистов. Специалисты предупреждают, что ценовые войны расшатывают экономику. Убыточным фирмам придётся закрыться, а люди могут потерять работу. Это приведёт к дальнейшей дефляции.
Дешёвая роскошь
По данным отраслевого отчёта Zhiyan Consulting за прошлый год, чувствительность потребителей к ценам ускорила рост китайского рынка подержанных предметов роскоши после пандемии коронавируса. При этом годовые темпы роста в 2023 году превысили 20%.
Но такой рост привёл к резкому увеличению объёмов доступных для продажи товаров, что заметно по уровню предлагаемых скидок.
Некоторые новые магазины, в том числе Super Zhuanzhuan, предлагают товары со скидками до 90% от первоначальной цены по сравнению с 30–40% по отраслевым стандартам последних лет. Скидки в размере 70% и более сейчас распространены на крупных площадках по продаже подержанных товаров, таких как Xianyu, Feiyu, Ponhu и Plum.
«В нынешних экономических условиях всё больше потребителей предметов роскоши переходит на рынок секонд-хенда. Но из-за усиления конкуренции продавцы дают больше скидок», — объяснила Лиза Чжан, эксперт Daxue Consulting — компании, занимающейся маркетинговыми исследованиями и стратегией, специализирующейся на Китае.
В Super Zhuanzhuan зелёную сумку-переноску Christie от Coach, которую первый владелец купил за 3260 юаней (454 доллара), сегодня можно приобрести за 219 юаней (30 долларов). Ожерелье Givenchy G Cube стоимостью 2200 юаней можно найти за 187 юаней.
«Из года в год число продавцов растёт примерно на 20%. Но количество покупателей в целом остаётся стабильным. Зарплата среднего класса снизилась. Экономика является главной причиной, по которой наблюдаются такие тенденции», — рассказал основатель другого бизнеса по продаже подержанных предметов роскоши в Китае, пожелавший остаться неназванным, чтобы откровенно рассказать о состоянии отрасли.
По его словам, в крупных городах вроде Шанхая и Пекина достаточно покупателей, чтобы разместить новых участников рынка. Но в других частях Китая не хватает потребителей. Так что большинство недавно открытых магазинов скоро закроется, предполагает эксперт.
Профессор университета Райли Чанг просматривала Super Zhuanzhuan не ради новых покупок (она не тратила деньги на крупные бренды со времён пандемии коронавируса), а чтобы оценить рынок на случай, если ей захочется продать что-то из своего имущества. И увиденное ей не понравилось.
«Побывала в нескольких крупных магазинах подержанных вещей класса люкс в Пекине и Шанхае. Все они стараются опустить цену как можно ниже», — пояснила Райли.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: