+0
Сохранить Сохранено 7
×

НАИК предупредила о риске деградации дорожного строительства в 2025 году


НАИК предупредила о риске деградации дорожного строительства в 2025 году

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) — в которую входят ключевые игроки дорожного строительства, такие как «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизация» и «Автобан», — предупреждает о возможной деградации отрасли с сопутствующими негативными последствиями для экономики при отсутствии поддержки со стороны государства. Этот вывод представлен в аналитическом отчете «Дорожное строительство: оценка состояния и перспективы развития», подготовленном на основе опроса 15 компаний, доля которых превышает 50% рынка, что было освещено РБК.

В документе указано, что отсутствие социально значимых проектов, пересмотр сроков финансирования существующих объектов и высокие издержки могут привести к упадку отрасли и ущербу для экономики в целом. Среди возможных негативных последствий авторы отчета выделили потерю компетенций у подрядных организаций, замедление экономического роста и рост социальной напряженности из-за массового сокращения персонала, а также рост убытков и вероятность банкротств при отсутствии быстрой адаптации к новым условиям.

В отчете также отмечается, что макроэкономические факторы оказывают серьезное давление на показатели отрасли. Увеличение зарплат в компаниях, вошедших в обзор, составило 15,5% в 2023 году и 29,6% за девять месяцев 2024 года. Средняя зарплата в строительстве выросла на 18,5% по сравнению с прошлым сентябрем, а по данным за девять месяцев, увеличение составило 20,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Рост долговой нагрузки и увеличение лизингового портфеля до 114% относительно 2022 года, наряду с удорожанием по лизинговым договорам на 54,6%, также подчеркиваются как значительные угрозы. Высокие процентные ставки и неопределенность в экономике ограничивают активность бизнеса, что сказывается на сделках и спросе на строительную технику.

НАИК подчеркивает снижение объема дорожно-строительных работ с 2024 года, которое достигнет пика в 2025 году. Снижение финансирования и перенос сроков ставит под угрозу проекты, запланированные на 2024 год, в том числе стоимостью более 5 миллиардов рублей.

По данным ассоциации, совокупная выручка в 2024 году снизится до 57,1% от уровня 2022 года, остаток законтрактованных, но не выполненных работ уменьшится до 10,2%. Производственные и финансовые показатели падают, в то время как затраты на основные строительные материалы, такие как щебень и битум, продолжают расти.

Рентабельность в дорожном строительстве остается на уровне 2,6–3,3%, что значительно ниже средней в строительной отрасли, которая достигает 9,2%.

НАИК предлагает:

  • продлить на 2025 год возможность авансирования до 50% от цены госконтракта,
  • исключить увеличение сроков работ без индексации их цены,
  • ввести систему оценки компаний для предоставления мер поддержки.
  • Также предлагается разрешение на использование средств из лимита на непредвиденные расходы для оплаты процентов по кредитам.

Пресс-служба Минстроя подтвердила, что предложения НАИК рассматриваются экспертным сообществом, а перечень предложений направлен в соответствующие министерства для оперативного рассмотрения. Михаил Бурмистров из «INFOline-Аналитики» подчеркивает сложности с кассовыми разрывами и высокими ключевыми ставками, но допускает, что индексация цен и объемов авансирования возможна.

Будущее крупнейших инфраструктурных проектов остается под вопросом, но, как отмечает эксперт, крупные компании, вероятно, смогут избежать серьезных последствий, чтобы предотвратить негативный эффект на подрядные организации. Запросы на комментарии также были направлены ключевым участникам рынка и в аппарат вице-премьера Марата Хуснуллина.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)