На стратегически важном морском пути резко обострилось пиратство
- 26 августа 2025 20:26
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
По данным нового отчета Центра обмена информацией ReCAAP (ISC), группы по мониторингу борьбы с пиратством, в этом году число случаев пиратства и вооруженного ограбления на стратегически важных водных путях Малаккского и Сингапурского проливов возросло почти в четыре раза. За первые шесть месяцев этого года там зафиксировано 80 подобных случаев против 21 за тот же период 2024-го.
Малаккский пролив между Сингапуром, Малайзией и Индонезией имеет решающее значение для мировой торговли. Он служит важнейшим морским коридором между Индийским и Тихим океанами через Южно-Китайское море. По данным Национального бюро азиатских исследований, пролив является региональным «узким местом», через который ежегодно проходит около 90 тысяч торговых судов и осуществляется 60% мировой морской торговли.
Как отметил исполнительный директор ReCAAP ISC Виджай Чафекар, значительная часть случаев пиратства и грабежей в этом году произошла в проливе Филипп в Сингапурском проливе, где судам приходится снижать скорость, чтобы пройти по узкому водному пути.
Большинство нападений были спонтанными и не встретили сопротивления со стороны судовых команд. Ни один из инцидентов не относился к первой категории (самый серьезный тип, связанный с применением огнестрельного оружия или захватом заложников), и в 90% случаев пострадавших не было. В семи столкновениях использовались ножи или муляжи оружия, а один член экипажа получил лёгкую травму.
Чаще всего объектами нападений становились сухогрузы (52%), за ними следовали танкеры (24%) и контейнеровозы (11%).
Аналитики расходятся во мнениях относительно причин этого скачка, сообщает The Guardian. Некоторые связывают его с ростом морского трафика, вызванным попытками обойти Красное море, где участились атаки йеменских повстанцев-хуситов на торговые суда.
По словам Дэниела Нга из Азиатской ассоциации судовладельцев (ASA), виновные в инцидентах 2025 года часто входили в состав мелких организованных преступных группировок, действующих с отдаленных индонезийских островов, таких как острова Риау и Кула.
«Они подплывают к кораблям на сампанах (плоскодонных деревянных лодках), часто в тёмное время суток, и поднимаются на борт, используя длинные шесты с крюками и верёвками», — уточнил он.
Эксперт допускает, что рост числа нападений может быть связан с тем, что преступники становятся все более искусными в поиске «лазеек» в системах безопасности судна, используя мобильные данные автоматической идентификационной системы (АИС) в своих интересах.
Представитель Международной морской организации (ИМО) заявил, что рост числа инцидентов «вызывает беспокойство», и призвал все суда следовать передовым методам управления и незамедлительно сообщать о нападениях соответствующим органам.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: