На паркетнике по Заполярью: ледовый тест-драйв Changan CS75 Plus AWD
- 16 декабря 2025 09:30
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
Когда в середине ноября мне позвонил представитель компании Changan с предложением принять участие в ледовом тест-драйве нового кроссовера Changan CS75 Plus AWD в Мурманской области, я согласился без раздумий. Как человека, в прошлой армейской жизни объездившего практически весь Кольский полуостров (правда, на совсем другой технике), меня интересовала не столько романтика полярной ночи, северного сияния и ледяных дорог, сколько то, как во всё это благолепие может вписаться китайский паркетник с полным приводом по схеме AWD.
Changan CS75 Plus AWD является четвёртым поколением весьма удачного в плане продаж (более 2 800 000 проданных по всему миру экземпляров) кроссовера CS75, претерпевшим существенные конструкционные изменения и получившим полный привод, пусть и в формате AWD.
Читателям тест-драйвов «Ридуса» известно моё скептическое отношение к AWD, построенное на опыте тестовой эксплуатации большого числа соответствующих автомобилей, и тем интересней должны были быть выводы по итогам заезда.
Согласно сценарию тест-драйва, его участникам предлагалось преодолеть на Changan CS75 Plus AWD маршрут от Мурманска до Териберки — небольшого посёлка на берегу Баренцева моря (части Северного Ледовитого океана). И если в летнее время эта проходящая через лесотундру и просто тундру дорога является вполне проезжей, в декабре её проходимость полностью зависит от капризов погоды и северных ветров.
Changan CS75 Plus AWD оснащён довольно распространённым двухлитровым двигателем семейства BlueCore, агрегированным с восьмиступенчатым гидромеханическим автоматом от AISIN. По утверждениям представителей производителя, двигатель и АКПП для новой модели прошли серьёзную модернизацию.
Указанное обстоятельство вызвало особый интерес, поскольку с таким двигателем, коробкой и полным приводом мне приходилось сталкиваться ранее на других моделях. Надо признать, что тогда этот набор не вызвал особого восторга, показавшись довольно сырым даже при использовании в обычных городских условиях. Интерес подогрели заявления компании о модернизации и перенастройке всех агрегатов, в связи с чем предложение испытать обновлённый Changan CS75 Plus AWD в условиях северных дорог и полярной ночи было с радостью принято.
Changan CS75 Plus AWD
Четвёртое поколение Changan CS75 Plus AWD можно считать практически полным переосмыслением среднеразмерного кроссовера CS75 образца 2013 года. Одной из главных идей его разработчиков стало желание создать единый для всей семьи автомобиль — с одной стороны, довольно просторный и комфортный для дальних путешествий, а с другой — не слишком громоздкий для ежедневной городской эксплуатации.
В итоге машина получила достаточно мощный мотор и полный привод. Широкий набор опций, повышает комфортность передвижения на Changan CS75 Plus AWD до бизнес-класса.
Итак, что же было сделано по механике и кузову, чтобы превратить CS75 в CS75 Plus AWD?
В основе новой версии лежит интеллектуальная полноприводная система передачи движения от двигателя к колесам с шестью режимами. К трём стандартным режимам вождения «Эко», «Норм» и «Спорт» добавлены внедорожные режимы «Снег», «Грязь» и «Песок».
Сразу заметим, что последние три опции достаточно условны. Выбирать наиболее подходящую из них лучше всего непосредственно в процессе движения. Например, по нашему опыту, для перемещения по глубокому снегу гораздо больше подошли режимы «Грязь» и «Песок».
В варианте «Эко» автомобиль движется только на переднем приводе. Задний мост автоматически подключается во всех остальных режимах в соответствии с характером движения и состоянием дорожного покрытия. Опробовать спортивный режим толком не удалось, поскольку на протяжении всего тест-драйва под колёсами автомобиля преимущественно чередовались лёд, снег и голые камни.
Сердцем машины является обновлённый двухлитровый турбированный двигатель семейства BlueCore. Надо признать, что инженерам Changan действительно удалось ощутимо допилить движок и сделать его значительно более интересным по сравнению с прежними версиями.
Внесённые изменения позволили увеличить мощность на 9 лошадиных сил — до 235 лошадиных сил. Данный результат очень неплох для автомобиля подобного класса и размера, особенно в нашем «северном» исполнении. Крутящий момент возрос на 10 ньютон-метров до 390 ньютон-метров.
Двигатель достаточно экономичен и может использовать 92-й бензин.
Двигатель агрегирован с восьмиступенчатым гидромеханическим автоматом, претерпевшим определённые изменения.
По утверждениям представителей компании, интеллектуальный алгоритм управления позволил снизить шум и вибрации. Возможность блокировки гидротрансформатора АКПП уже со второй передачи в сочетании с улучшенными материалами исполнения дала снижение потерь крутящего момента на 17%.
Реализованная на основе муфты шестого поколения от BorgWarner система полного привода также претерпела изменение настроек. В итоге скорость срабатывания муфты была доведена до 0,2 секунды.
В результате проведённой модернизации новый Changan CS75 Plus AWD показал не только динамичный, но и весьма плавный и эластичный разгон. По утверждениям Changan, он составляет вполне достойные 7,4 секунды до 100 километров в час. В силу сложных дорожных условий мы не проводили замеров данного параметра с помощью GPS, однако по общим ощущениям модернизация действительно привела к улучшению динамики и общей эластичности разгона.
Снаружи
Внешне автомобиль выполнен в едином стиле с другими моделями кроссоверов Changan, хотя CS75 Plus немного добавил в основных линейных размерах по сравнению с предыдущими версиями.
Автомобиль выделяется довольно оригинальным сочетанием линейчатой передней оптики с «бесконечной» решёткой радиатора Vertical force.
Несмотря на то что фары головного света представляют собой лишь узкие светодиодные полосы, излучаемого ими ближнего и дальнего света с лихвой хватало для движения по абсолютно тёмной заполярной дороге. В автоматическом режиме управления светом машина самостоятельно вовремя выключала дальний свет при приближении нечастых встречных автомобилей и снова включала его после разъезда.
В представленной на российском рынке версии кроссовера дверные ручки выполнены в классическом накладном стиле, в отличие от выдвигающейся модели в китайском варианте. В нашем «арктическом» путешествии данный фактор имел большое значение.
Внутри
Внутренне оснащение CS75 Plus полностью отражает намерение Changan придать кроссоверу максимум премиальности. Отчасти попытка удалась.
Небольшое увеличение линейных размеров сказалось на объёме багажника, достигающего рекордных 610 литров. При складывании задних сидений он увеличивается до 1505 литров, образуя довольно большое грузовое пространство. Под полом багажника расположен органайзер для мелких вещей и инструментов. Еще ниже размещается запаска в виде довольно тонкой докатки. Для севера это не самое лучшее решение, и полноценное запасное колесо выглядело бы более предпочтительным.
Салон и сиденья автомобиля покрыты качественной экокожей, весьма приятной на ощупь. Машины поставляются на рынок с двумя цветовыми решениями по внутренней отделке — полностью чёрным и бежевым с замшевыми вставками на приборной панели. Нам досталась машина с чёрным оформлением салона, что несколько разочаровало. Бежевые салоны авто коллег выглядели гораздо живее и веселее, особенно в условиях недостатка дневного света, сопровождавшего нас на протяжении всего тест-драйва.
Возможно, кто-то не согласится со мной, но чёрный салон для эксплуатируемой в Арктике машины — это не совсем то, чего хотелось бы её владельцам. Ситуацию усугубляет достаточно слабое внутреннее освещение салона, особенно сзади.
Пусть маленьким, но разочарованием стало отсутствие крючков для одежды. В результате наши объёмные зимние куртки всю дорогу были вынуждены ехать на заднем сиденье вместе с пакетами для сухпайка. Когда экипаж машины состоит не более чем из двух человек, на это можно не обращать внимания. Но ведь производитель позиционирует CS75 Plus AWD, в том числе и как автомобиль для семейных путешествий, предполагающих полную загрузку в плане пассажиров и багажа!
Что касается объёма внутреннего пространства, то увеличение размеров кроссовера явно пошло ему на пользу. Дефицита места в машине не наблюдается ни спереди, ни сзади. Надеемся, в следующих моделях всё-таки появятся крючки для одежды и более мощные лампы освещения салона.
Передние сиденья в меру жёсткие, с хорошей боковой поддержкой. Несколько сотен километров по весьма ухабистому маршруту не вызвали у нас особого дискомфорта и усталости.
Приятным бонусом от создателей салона является «антигравитационное» переднее пассажирское кресло с системой Zero Gravity, перекочевавшее в CS75 Plus прямиком из премиум-сегмента. Пока водитель всматривается в сумрак полярной ночи, его пассажир может безмятежно наслаждаться «парением» в пространстве.
Что касается управления движением и мультимедиа, то все необходимые органы управления размещены на торпедо на трёх (!) экранах и двух подрулевых переключателях. Идея с тремя экранами явно взята из премиума и чем-то напоминает систему, реализованную в Avatr.
Первый экран — это довольно стандартная водительская комбинация приборов. Второй — управление системами автомобиля, мультимедиа и навигация. Третий — развлечение и навигация для переднего пассажира.
Несколько слов следует сказать о системе навигации. На наших машинах она выполнена на базе Yandex, подключаемой к интернету через встроенную сим-карту, что позволяет не задействовать личные смартфоны водителя и пассажиров.
Несмотря на то что на Кольском полуострове отсутствие не только мобильного интернета, но и сотовой связи — достаточно распространённое явление, нашей команде вполне хватило имеющихся коммуникационных возможностей, чтобы пройти маршрут и в полном составе вернуться в Мурманск к ужину.
Обилие «телевизоров» на передней панели позволяет почувствовать себя пилотом авиалайнера, диспетчером или биржевым трейдером. Однако спустя какое-то время хочется, чтобы вся эта «новогодняя ёлка» все-таки не отвлекала от довольно сложной дороги.
Есть ряд и более конкретных замечаний к экранам. Чёрно-сине-зелёное ночное исполнение навигатора явно получилось не самым удачным. Быстро различать нужные объекты и стрелки направлений иногда бывает затруднительно. Есть замечания и к чувствительности экранных сенсоров: нужные функции отнюдь не всегда включаются с первого прикосновения.
Зато приятной фишкой является управление АКПП с подрулевого переключателя. Ещё совсем недавно подобная функция являлась уделом лишь суперпремиальных авто.
Поехали!
Переходим к самой главной части рассказа — как едет CS75 Plus. Причём не где-нибудь, а в жёстких условиях севера. Трасса Мурманск — Териберка всегда являлась притчей во языцех. На протяжении многих десятилетий о ней говорилось преимущественно как о тестовом направлении для арктического оффроуда. Действительно, на некоторых её участках асфальта нет и по сей день.
Сегодня на большей части протяжённости это вполне приличная двухполоска с необходимым набором отбойников, знаков и даже дорожной разметки. С одним маленьким «но»: если на дворе лето! Арктической зимой непроходимыми время от времени становятся практически все дороги Кольского полуострова по обе стороны от столбового московского тракта. В случае сильных снегопадов и прочих погодных катаклизмов, каковых здесь предостаточно, такие дороги просто перекрываются. Причём время перекрытия может составлять от пары часов до нескольких дней.
На трассе Мурманск — Териберка мы оказались в первые морозные дни после длительной оттепели, в результате чего дорога представляла собой сплошной каток, причём на всём протяжении.
Не могу не выразить благодарность организаторам за то, что когда перед ними встал вопрос, во что обуть автомобили, они не задумываясь выбрали шипованную резину. Можно долго спорить, что лучше — «шип» или «липучка», но для северных районов предмета для такого спора просто нет.
В нашем случае, выходя из автомобиля на лёд (который называется дорогой), ты подобно паруснику начинаешь скользить на подошвах под действием силы ветра. Чтобы остановиться, не упасть, а потом ещё и вернуться к машине, потребуется нешуточная сноровка. В этой ситуации я позавидовал автомобилю — в отличие от моей, его обувка жёстко вгрызалась в лёд благодаря шипам.
Как говорилось в начале обзора, лично моей целью было понять, как поведёт себя новая машина с уже знакомыми двигателем, трансмиссией и системой полного привода, к которым ранее у меня были, мягко говоря, замечания. В ходе предшествующего заезду брифинга на мой вопрос, проводились ли с этими агрегатами какие-то действия по модернизации и донастройке перед их установкой на CS75 Plus AWD, представителями Changan был дан положительный ответ. Оставалось только подтвердить всё это на практике.
Дорога от Мурманска до Териберки состоит из двух основных плеч:
- первое (около 80 километров) тянется с запада на восток по лесотундре от Мурманска, минуя Колу, до развилки на Туманный, где расположена Кольская ВЭС (ветряная электростанция);
- второе начинается от ВЭС и проходит строго с юга на север к Баренцеву морю до Териберки, причём уже по настоящей тундре.
Оставив Мурманск в десятом часу утра и свернув на восток с освещённой московской трассы в районе Колы, мы оказались буквально в ином измерении. Это полная тьма, из которой свет фар Changan вырывает контуры того, что в летнее время принято считать дорогой. По бокам тянутся заросшие невысоким северным лесом сопки, а под колёсами — местами плотно укатанный снег, а чаще просто лёд.
С учётом того, что настоящего снега в Москве мы не видели больше года, 15–20 минут уходит на адаптацию к такой вот смене картины. Только после этого мозг переходит в спокойное состояние и начинает анализировать движение автомобиля.
Итак, что можно сказать о поведении CS75 Plus AWD в не самых простых дорожных условиях? Прежде всего это отличная энерговооружённость. Мощности двигателя автомобилю хватает чуть больше чем полностью, что позволяет водителю контролировать движение практически при любых условиях. Для меня это стало приятным сюрпризом, поскольку предыдущий автомобиль с таким же мотором, но большим весом, прытью не порадовал. CS75 Plus несколько легче, и всё это в сочетании с прежним, пусть и немного допиленным мотором, кардинально меняет картину.
Достаточно ломаный профиль дороги влечёт за собой постоянную смену режима движения. Мои, связанные с этим, опасения столкнуться с запаздыванием переключения и прочими глюками трансмиссии оказались напрасными. АКПП переключала передачи когда надо и куда надо. Коробка отрабатывала настолько чётко, что уже примерно через час я просто перестал обращать внимание на её работу.
Не меньше порадовал и полный привод. Система AWD подключалась когда надо и отрабатывала ровно то количество времени, когда в ней была необходимость. Если грести всеми «четырьмя лапами» требовалось достаточно долго (например, на затяжных скользких подъёмах), она усердно гребла без перерыва на охлаждение. Забегая вперёд, скажу, что в окрестностях Териберки нам несколько раз встречались классические и довольно крутые ледяные горки, штурм которых не вызвал никаких проблем и превратился просто в развлечение.
Из-за сменяющих друг друга снегопадов, метелей, оттепелей и вновь ударившего мороза дорожное полотно превратилось во что-то плохо различимое и неоднородное по фактуре и свойствам. Выбранная нами трасса — далеко не самая оживлённая и встречные и попутные машины попадаются на ней совсем не часто. Однако необходимости обгонов и разъездов это полностью не исключало.
На пути от Мурманска до Териберки количество обгонов можно было пересчитать по пальцам, но большинство из них я отнёс бы к повышенной категории сложности. Обгонять на таких трассах из-за плохо различимых контуров дороги, ломаного профиля и неоднородности того, что находится под колёсами, местные водители не особо любят. Поэтому часто можно наблюдать картину, как за каким-нибудь тихоходом по трассе идёт целая колонна машин, предпочитающих лишний раз не рисковать. Но, если кому-то всё-таки не терпится, то приходится очень точно рассчитывать манёвр, понимая, что обгонять предстоит не одну-две машины, а сразу целый «поезд».
Наш CS75 Plus достойно принял вызов. Благодаря избыточной динамике и адекватно работающему полному приводу колонны попутных машин обходились быстро и безопасно.
При движении по второму плечу трассы, проходящему по открытой ветреной тундре, пришлось столкнуться со снежными переметами, где полный привод опять же показал себя с лучшей стороны.
Териберка и саамы
Несмотря на то что лично мне бывать в Териберке доводилось ещё в далёкие времена прошлой армейской жизни, для большинства данный посёлок на берегу Северного Ледовитого океана стал известен относительно недавно благодаря «Левиафану» Андрея Звягинцева.
Сегодня поселение привлекает к себе внимание не только отчаянных путешественников, но и обычных туристов… в том числе и китайских.
На побывавших там путешественников данное место действительно оставляет неизгладимое впечатление. Невообразимое сочетание величественной природы, человеческого упорства, запустения и безнадёги буквально взрывает мозг.
Сильное впечатление на меня произвела заброшенная трёхэтажная школа, являющаяся одним из немногих «высотных» зданий во всём посёлке. Несмотря на выбитые окна, сорванные полы, граффити на стенах, здесь всё ещё витает еле заметный, знакомый с детства школьный дух.
Десяти минут прогулки по гулким и пустым школьным коридорам для меня оказалось достаточно, чтобы понять Звягинцева и успех его «Левиафана».
Возвращение в Мурманск состоялось сразу после обеда и проходило под полным покровом полярной ночи. Ветер немного стих, дорога опустела от слова совсем, машина шла бойко и уверенно.
На подъезде к Мурманску северная природа выкинула ещё один фирменный фортель. Если на протяжении всей поездки температура за бортом составляла –6…–8 °С, то в какой-то момент мы обнаружили, что стёкла и зеркала машины резко начали покрываться инеем. Указатель наружной температуры на панели приборов высветил цифру –18 °С.
Подобные скачки температуры характерны для данных мест, поэтому для нашего экипажа это не стало сюрпризом. Справиться с неожиданным ухудшением видимости помогло быстрое включение обогрева стёкол и зеркал. Именно эти функции вместе с включением подогрева сидений и руля выведены на единственные физические кнопки, расположенные на центральной консоли. Решение вполне адекватное, особенно в условиях севера. Хотя я добавил бы к данному набору ещё несколько наиболее актуальных физических кнопок.
На следующий день нас ждала поездка несколько другого рода — 50-километровый трип на юг по основной московской трассе с заездом в поселение саамов. К моменту выезда погода изменилась коренным образом. Ночью на смену сухому морозу пришёл обильный снегопад, прекратившийся лишь к полудню следующего дня. Данное обстоятельство позволило протестировать наши автомобили в условиях постоянно заметаемой скоростной трассы. В отличие от вчерашней поездки по почти безлюдной ледяной дороге, здесь присутствовало довольно интенсивное движение.
Поскольку дорожные службы явно не успевали с уборкой снега, поток машин двигался преимущественно по раскатанной фурами до состояния льда колее, где любой обгон становится серьёзным испытанием для машины и водителя. И здесь CS75 Plus показал себя молодцом, поскольку за всё время движения колёса ни разу не сорвались в проскальзывание. Время от времени нам даже удавалось совершать обгоны, пусть и на грани фола.
Хорошим испытанием для машины стал вынужденный разворот на трассе, когда я проскочил еле заметный левый поворот в сторону того самого саамского поселения. Отыскав следующий поворот, ещё менее заметный под слоем снега, улучив разрыв между идущими в обе стороны машинами, я довольно резко повернул влево, преодолевая снежный бруствер между рядами и засыпанную снегом противоположенную обочину.
Это было то самое время и то самое место, когда полный привод нашему паркетнику стал необходим не ради понтов, а безоговорочно. Система отработала безупречно. Машина прошла строго по заданной мною траектории, не буксуя ни одним колесом. Манёвр получился красивым и безопасным.
В саамском поселении нас ожидала гид Светлана — потомственная саамка, знающая всё и даже чуточку больше о своём народе, проживающем сегодня на территории России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Таких вкусных пирогов с брусникой, которыми Светлана угощала нас в обитом оленьими шкурами саамском жилище, я не пробовал вообще нигде.
Выводы
Главным вопросом, не дававшим мне покоя накануне поездки в Мурманск, была способность Changan CS75 Plus AWD реализовать заложенные в него технические возможности (мощный двигатель, современная АКПП и полный привод AWD) в непростых условиях зимнего Заполярья. Подобным набором сегодня могут похвастаться многие современные паркетники, но обычно многие из них за всю жизнь ни разу не покидают ровного асфальта.
Ледовый тест-драйв CS75 Plus AWD показал, что в этой итерации Changan удалось создать комфортную машину, способную работать не только в рафинированных условиях мегаполиса, но и на остальной и несоизмеримо большей части нашей страны с её дорогами-направлениями самого разного качества и состояния.
Доработки и донастройка основных агрегатов сделали их по-настоящему эффективными, в том числе и в достаточно жёстких условиях, что, собственно, и подтвердил наш декабрьский ледовый трип.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: